Потребительское банковское кредитование: разновидности и современная практика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Актуальность данной темы заключается в том, что потребительское кредитование выступает в качестве одной из наиболее перспективных в сфере банковских услуг. Направление потребительского кредитования уже довольно давно является весьма популярным как среди самих коммерческих банков, так и средних клиентов-потребителей-граждан.

Содержание

Введение
Глава I Сущность организации потребительского
1.1 Сущность кредита, его функции и принципы
1.2 Понятие коммерческого банка и его место в кредитной системе
1.3 Сущность потребительского кредитования, его принципы и классификация
Глава II Современное состояние потребительского кредитования в России
2.1 Общие сведения о потребительском кредитовании в России
2.2 Анализ потребительского кредитования в период 2009-2013 гг.
2.3 Анализ просрочек платежей в розничном кредитовании за 7 месяцев 2013 года
Глава III Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования
3.1 Проблемы в области потребительского кредитования
3.2 Совершенствование механизма потребительского кредитования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

819077_Avtosokhranenny.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение табл. 7 – Банки-лидеры розничного кредитования по доле просрочки за 7 месяцев 2013 года.

Банк

Нетто-активы, млн руб.

Кредиты физическим лицам, млн руб.

Объем просрочки, млн  руб.

Доля просрочки, % на 01.01.2013

Доля просрочки, %, на 01.08.2013

8. Русфинанс Банк

113 587

100 398

9 525

10,45

9,49

9. Банк Москвы

1 642 598

118 932

8 473

9,37

7,12

10. Росбанк

737 400

234 696

14 362

5,86

6,12

11.ЮниКредит 

Банк

824 359

125 507

7 345

5,99

5,85

12. НБ «Траст»

226 897

107 184

5 896

4,91

5,5

23. «Уралсиб»

428 208

119 945

6 365

5,42

5,31

14. ТКС Банк

98 504

72 146

3 707

4,26

5,14

15. ВТБ 24

1 779 971

966 363

49 179

4,32

5,09

16. Совкомбанк

116 361

55 479

2 217

3,71

4

17. Промсвязьбанк

716 768

69 038

2 714

4,32

3,93

18. СКБ-Банк

135 571

68 373

2 635

2,22

3,85

19.Транскредитбанк

279 039

129 169

4 036

2,75

3,12

20. Московский Кредитный  Банк

381 748

71 019

2 181

3,22

3,07

21. Райффайзенбанк

748 888

158 015

4 633

3,47

2,93

22. «Восточный»

253 889

196 182

5 066

1,45

2,58

23. Азиатско-Тихоокеанский Банк

112 759

51 110

1 299

2,31

2,54

24.Кредит Европа 

Банк

152 246

98 221

2 102

2,12

2,14

25. УБРиР

182 648

49 221

1 045

9,39

2,12

26. Сбербанк

России

14 945 108

2 895 899

58 283

1,99

2,01

27. Россельхозбанк

1 770 848

225 607

3 561

1,28

1,58

28. Ханты-Мансийский Банк

330 297

67 151

1 011

0,95

1,51

29. ГПБ (ОАО)

3 274 187

222 629

1 141

0,47

0,51

30. «ДельтаКредит»

94 079

67 137

108

0,16

0,16


 

Объем розничного кредитного портфеля ОАО «ОТП Банка» на 1 августа составил 119 млрд рублей. Доля просроченной задолженности в нем — 15,33 %. Банк специализируется на различных видах потребительских и карточных кредитов. Розничный портфель банка вырос с начала года на 7,6 %, а доля просроченных кредитов в нем увеличилась с 12,8 % до 15,3 %. Банк является лидером составленного рэнкинга по просрочке и демонстрирует ухудшение ряда финансовых показателей.

Объем розничного кредитного портфеля ОАО «МДМ Банка» на 1 августа — 55 млрд рублей. Доля просроченной задолженности в нем — 12,21 %. На начало года уровень розничной просрочки был порядка 14,8 %. Весной 2013 года банк продал проблемных кредитов на сумму более 4 млрд рублей. В основном благодаря этому уже к 1 апреля объем просроченной части портфеля сократился на 2,8 млрд рублей (с 8,7 млрд до 5,9 млрд рублей), а доля просрочки в портфеле — до 10,9 %. Около 43% всей просроченной задолженности банка приходится на кредиты со сроком просрочки более трех лет. Также треть портфеля составляют займы, выданные в период кредитования до 2010 года включительно, то есть в период времени с относительно высоким аппетитом к риску. Это и есть фактор постоянного роста просроченной задолженности в абсолютном и относительном выражении. В части этих старых кредитов объем портфеля уменьшается за счет плановых и досрочных погашений, а очередные непогашенные платежи по просроченным кредитам постоянно переходят из непросроченной задолженности в просроченную и тем самым увеличивают долю просрочки.

В банке утверждают, что  по кредитам, выданным в период более консервативной кредитной политики банка (с 2011 года), на которые приходится уже две трети всего розничного портфеля, доля просроченной задолженности составляет всего 2,7 %. В конце прошлого года в МДМ Банке было возобновлено сотрудничество с коллекторскими агентствами, как по агентской схеме, так и в сфере уступки прав требования. Основная работа с портфелем просроченной задолженности ведется силами внутренней службы взыскания. В результате проведенных изменений в первом полугодии 2013 года эффективность работы с просрочкой возросла на 15 % по отношению ко второму полугодию 2012 года.

Диверсификация методов  работы с просроченной задолженностью, с одной стороны, позволяет поддерживать высокий уровень эффективности  взыскания, с другой — позволяет  снижать стоимость взыскания. Текущая ситуация говорит о дальнейшем позитивном тренде увеличения эффективности работы с просроченной задолженностью. Предполагается, что до конца года уровень просроченной задолженности вырастет не более чем на 1,5 % и не превысит 13,7 %.

Объем розничного кредитного портфеля ОАО «МТС-Банка» на 1 августа — 53 млрд рублей. Доля просроченной задолженности в нем — 11,65%. Розничный кредитный портфель банка растет месяц от месяца. С начала года он увеличился на 30 % (на 12,2 млрд рублей). Вместе с портфелем растет и просрочка по нему. Причем растет она опережающими рост портфеля темпами, поэтому ее доля в нем постоянно увеличивается. Если на 1 января она составляла 9,98 %, то на 1 августа - уже 11,65 %. С начала года объем просрочки вырос на 51 % (2 млрд рублей). Рост просрочки по кредитам населению во II квартале (на 1,1 млрд рублей) банк объяснял тем, что текущая стратегия бизнеса направлена на развитие розничного массового сегмента не только с более высокой маржинальностью, но и с повышенным уровнем риска.

Соответственно, при реализации такой стратегии, можно сделать вывод, что рост просроченной задолженности является обоснованным и полностью укладывается в запланированные рамки. Банк действительно отличается мягким подходом к заемщикам. Например, он выдает кредиты клиентам более широкого возрастного диапазона, чем его ближайшие конкуренты, не требует регистрации в районе предоставления ссуды. Трудовой стаж на последнем месте работы заемщика должен быть не менее трех месяцев, в то время как у многих других банках этот срок превышает полгода.

Объем розничного кредитного портфеля ООО Хоум Кредит Банка» на 1 августа — 299 млрд рублей. Доля просроченной задолженности в нем — 11,36 %. Банк демонстрирует сильный рост объема и доли просроченной задолженности. Просрочка по портфелю розничных кредитов выросла с начала года с 8,7 % до 11,4 % (сумма увеличилась на 64 %). Особенностью ООО «ХКФ Банка» является высокая даже на фоне других банков рэнкинга зависимость от депозитов физических лиц. Причем эта зависимость увеличивается. Доля средств физических лиц в балансе с начала года увеличилась с 47 % до 51 % нетто-пассивов. По итогам семи месяцев 2013 года банк заработал 4,1 млрд рублей, что на треть меньше, чем годом ранее.

Что касается текущей  ситуации на рынке, то мы видим повышенную кредитную нагрузку на некоторых заемщиков, что выражается в увеличении доли просроченных кредитов. Эта тенденция коснулась всех розничных банков. При этом мы видим рост объема депозитов физических лиц — это означает, что повышенную кредитную нагрузку несет на себе лишь часть клиентов — наиболее активных заемщиков. Банк имеет хорошие показатели прибыли и эффективности бизнеса, а также значительный уровень капитализации, поэтому он может противостоять тенденции к повышению закредитованности среди некоторых клиентов. 
В числе мер, предпринятых банком для снижения уровня просроченной задолженности, — усиление взаимодействия с кредитными бюро, ограничение максимального количества кредитов и периода, в который они могут быть получены. ХКФ проводит последовательную самостоятельную работу с проблемными заемщиками и прибегает к продаже кредитов коллекторам в случае, когда все другие пути взыскания исчерпаны (обычно это просрочка сроком более 360 дней).

Объем розничного кредитного портфеля ОАО «Альфа-Банк» на 1 августа — 190 млрд рублей.  Доля просроченной задолженности в нем — 10,14 %. Является универсальным банком, доля розницы в составе кредитного портфеля составляет около 18 %. На начало года просрочка в розничном кредитном портфеле была на уровне 9,4 %. С тех пор ее доля и объем увеличивались почти каждый месяц. Объем балансовой просрочки сам по себе не говорит ни о чем, оценить только на его базе качество портфеля невозможно, потому что балансовая просрочка учитывает все поколения выдач (хорошие долги амортизируются, а плохие — накапливаются). Более 50% просрочки имеет длительность свыше 360 дней. Таким образом, большая часть балансовой просрочки относится к прошлым периодам, и эта просрочка является признанным убытком прошлых лет. Розничный кредитный портфель банка тоже растет месяц от месяца. С начала года он прибавил 22 %, или 33,7 млрд рублей. Отметим, что у банка довольно высокий уровень прибыли: 16,5 млрд рублей по итогам семи месяцев этого года. 

Что касается методов  взыскания, то в банке на ранних сроках практикуется самостоятельное взыскание, а на более поздних (в основном начиная с 90-го дня просрочки) — передача на аутсорсинг коллекторским агентствам. Нужно смотреть не только на эффективность, но и на стоимость того или иного метода. Очевидно, что достаточно эффективно посетить должника в первую же неделю просрочки, но столь же очевидно, что стоимость будет выше объема собранных средств. Альфа-Банк определяет индивидуальную стратегию работы c каждым заемщиком, с тем чтобы добиться наибольшей эффективности (скорейшего погашения просрочки и возвращения клиента в график платежей) с минимальными затратами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

 

3.1 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

 

Рассмотрев предыдущие пункты, определенно выделялись проблемы, которые можно озвучить в этой главе.

Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с  решением текущих проблем, без решения  которых невозможно добиться его  поступательного развития.

Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как  старых, так и вновь образовавшихся.

Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных  историй за длительный период. В  России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Впрочем, даже наличие  кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.

Значительная часть  средств граждан остается в «серой»  зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.

Важно отметить, что очень  большую роль играют внешние факторы: состояние глобальной экономики, цены на энергоносители, спекулятивные ожидания международных инвесторов. Для банков это означает рост корпоративных дефолтов, сворачивание кредитных программ, сокращение депозитной базы, поскольку основные усилия будут направлены на поддержание приемлемого качества кредитного портфеля и рефинансирование существующих клиентов.

Банкам необходимо выбрать  ту стратегию, которая позволит сохранить  капитал, обеспечить приемлемое качество активов и разумное соотношение  доходов и издержек. Это максимально  консервативный подход, при котором  умеренный рост возможен по отдельным направлениям.

Потребительский кредит в современных условиях оказывает  двоякое влияние на экономические  процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:

а) стимулирует расширению покупательского спроса, ускоряет производство и реализацию товара;

б) способствует перераспределению доходов не только в пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.

в) устанавливает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением в краткосрочном периоде.

г) сокращает временные разрывы между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.

д) сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров.

е) увеличивает скорость денежного обращения. С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

ж) дает возможность производителям снять остроту проблемы перепроизводства товаров и услуг, скоординировать в будущем производственные планы с учетом прогноза потребительского спроса и избежать кризиса сбыта.

В тоже время потребительский  кредит может оказывать и отрицательное  влияние на экономические процессы:

- На уровне индивида  потребительский кредит создает  иллюзию богатства и приводит  к чрезмерным тратам. По мере  роста задолженности часто возникают трудности с ежемесячными платежами. Кроме того, потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для товаропроизводителей в будущем.

Информация о работе Потребительское банковское кредитование: разновидности и современная практика организации