Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:26, реферат
В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных черт бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Введение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных черт бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании данной работы были использованы действующее законодательство РФ, проанализированная экономическая литература и периодические издания.
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ
1.1.Типы бюджетных систем и их особенности
Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.
Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. [1,с. 10]
Главное звено финансовой системы государства - бюджетная система. Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2, Ч.1, ст.6]
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
По степени распределения
власти между центром и
Унитарное (единое) государство-
это форма государственного устройства,
при которой административно- территориальные
образования не имеют собственной
государственности или
Федеративное (объединенное)
государство – это форма
В конфедеративных (союзных) государствах, которые представляют собой образованный на постоянной основе союз суверенных государств, нацеленный, как правило, на достижение политических или военных, государства, входящие в состав конфедерации, имеют собственные бюджетные системы. Наряду с ними может создаваться и бюджет конфедерации, формируемый из взносов входящих в конфедерацию государств. Примером тому может служить Союз России и Беларуси - союзное государство, общий (союзный) бюджет которого формируется за счет взносов его участников. На аналогичных принципах построен бюджет Европейского союза, за одним исключением - евробюджет имеет к тому же собственные налоговые и неналоговые доходы. Кроме того, государства, вновь ступающие в Европейский союз, переходят на общеевропейские бюджетные стандарты постепенно. Так, в конце 2003 г. правительство Болгарии утвердило программу развития бюджета и бюджетной политики на 2004- 2006 гг., и эти три года станут последними для государственного бюджета Болгарии, когда его показатели не будут ограничиваться и определяться требованиями Европейского союза. [4, с. 20]
В мировой практике функционируют различные бюджетные системы, отличающиеся между собой по трем критериям:
В настоящее время применяются различные бюджетные системы, так или иначе тяготеющие к типичным - американской и европейской; имеется также существенно отличающаяся от них японская модель. Другие модели сочетают признаки названных (австралийская, средиземноморская, китайская, арабская и др.)
Для американской системы характерно жесткое исполнение законов, регулирующих государственные доходы и расходы. Закон о бюджете не принимается. Разработка бюджета становится процедурой учета гарантированных законодательными актами обязательств государства и является заботой правительства. Административные региональные образования (штаты) имеют собственные бюджеты и с центральным бюджетом взаимодействуют в гораздо более узких пределах, чем это принято в европейских странах. Слово «штаты» дословно означает «государства». В США бюджетная система предполагает значительную самостоятельность штатов. Существенными особенностями американской системы являются: вмешательство государства в экономику в форме финансирования программ развития отдельных секторов; стимулирование развития предпринимательства посредством предоставлении различных налоговых льгот; возложение социальной «нагрузки» на доходы граждан. Соответственно и относительно высокий уровень заработной платы формировался с учетом необходимости оплаты большинства услуг непосредственно потребителем. Для такой системы характерна сравнительно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП (немного более трети), хотя при значительной массе ВВП объем государственных расходов является значительным. Важно отметить, что названная доля за 90 лет (1913-2003 гг.) относительно ВВП возросла с 7,5% ВВП до 35%.
Иначе формируются государственные расходы в большинстве стран Европы. Для европейской Бюджетной системы характерно предоставлении гражданам социальных гарантий за счет бюджетных средств, активное вмешательство центра в решение финансовых проблем административно- территориальных образований, обеспечение определенного «выравнивания» экономических условий в регионах (в Германии - земель), не смотря на их определенную самостоятельную.
Общей чертой всех бюджетных систем является их гибкость. В бюджетном процессе скрупулезно учитываются финансовые обязательства государства, предусмотренные конституцией и действующими законами, часто имеющими «рамочный» характер, в связи с чем многие конкретные вопросы решаются в рамках парламентских процедур.
Бюджетные системы различаются по степени их централизации. По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей.
Модель децентрализованной
бюджетной системы
Умеренно централизованная,
социально ориентированная
Максимально централизованна,
социально-ориентированная
Федеративное устройство государства предполагает финансирование центральной властью расходов и предоставление льгот, гарантированных федеральным законодательством (федеральные мандаты). Ряд функций государства (деятельность органов государственной власти, оборона и обеспечение безопасности, правоохранительная деятельность, поддержка развития науки, культуры, образования и здравоохранения) выполняется при финансовом обеспечении федеральным центром. Несмотря на существующие законодательно установленные нормы и ограничения, «последнее слово» в распределении бюджетных потоков из центра принадлежит законодательным (представительным) органам государственной власти (парламент, законодательные собрания областей, краев, республик), а также главы государства (президент). В условиях сложившейся модели формирования парламентского большинства стал нормой порядок принятия закона о бюджете, допускающий игнорирование как гарантированных законодательством обязательств государства, так и норм бюджетного кодекса. На это обстоятельство ежегодно обращает внимание Счетная палата Российской Федерации, осуществляющая экспертизу проекта закона о бюджете.
Общей тенденцией развития
бюджетных систем в различных
странах является рост доли ВВП, перераспределяемой
через бюджеты для
По данным международных финансовых организаций, в ценах по паритету покупательной способности 1995 г. доля государственных расходов тех же стран и России была и прогнозируется на будущее в пределах, представленных в таблице 2 приложения 1.
В России в настоящее время
через бюджетную систему
Европейская бюджетная система отличается тем, что доля ВВП, централизуемая для государственных расходов, достаточно высока (45-60%). Весьма характерно то, что эта доля росла под влиянием социализации общества в СССР после Второй мировой войны. Эта же тенденция (весьма сдержанная) характерна и для США, и для Японии, где, с одной стороны, ставка делалась на оплату социальных услуг гражданами (США), с другой - развитие социальных функций бизнеса. Именно в Японии лежат истоки усиливающейся тенденции социализации бизнеса как фактора экономического роста и повышения качества жизни граждан. Наиболее высокой в Японии является и степень социальной ответственности бизнеса. Именно с этим связан невиданный в других странах в 60-80-е годы прошлого столетия научно-технический прогресс в Японии.
Японская бюджетная система по доле государственных расходов напоминает российскую и американскую - около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но значительную и растущую часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим берут на себя фирмы. Это делает ее похожей на советскую модель. Государственное вмешательство в экономику Японии на основе финансирования приоритетных расходов в то же время характерно и для американской модели. Японская модель постепенно трансформируется, но до сих пор сохраняется в некоторых фирмах традиция пожизненного найма.
Бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем. Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальной функции. В годы реформ от этого осталось немногое, но все же осталось, в связи с чем профсоюзам России приходится сейчас все острее ставить вопрос о социальной ответственности бизнеса, как это практикуется в Японии. Пока что социальные функции бизнеса развиты слабо. Нередко его социальная «ответственность» выливается в рейдерский захват имущественных комплексов предприятий, включая и остатки сохраняющихся у них объектов социального характера. Именно поэтому чрезвычайно актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.
Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ