Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:26, реферат
В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных черт бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Сходство бюджетной системы
России с американской системой заключается
в том, что при низкой средней
заработной плате гражданам навязывается
американская модель оплаты многих социальных
услуг, в том числе и коммунальных,
за счет личного бюджета. Внедряется
принцип платности всех услуг. Эта
тенденция при низкой заработной
плате делает бюджетную систему
России неудачным копированием опыта
США. Сходство бюджетной системы
России с европейской системой заключается
в том, что в ней еще присутствуют
«остатки» прежней социальной защиты
граждан за счет средств бюджетов
всех уровней. Социальная направленность
бюджетной политики России в последние
годы проявляется все более
1.2.Бюджетная система России
Бюджетное устройство в Российской
Федерации представляет собой организацию
бюджетной системы на основе единой
бюджетной классификации в
Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности, которые определены статьей 10 БК РФ:
Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
В настоящее время в России ежегодно утверждается федеральный бюджет, бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, бюджеты субъектов Федерации и множество муниципальных бюджетов, количество которых еще не определилось, так как в субъектах Федерации идет процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». [5.]
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1.Понятия и значение
принципов построения и
В переводе с латинского термин «принцип» (principium) означает основу, первоначало чего- либо. В экономической науке принципами принято именовать закономерности формирования и взаимодействия различных экономических институтов. Многие из имеющихся в настоящее время принципов построения бюджетной сферы начинали складываться еще в 1930-1960-х годах. Современные принципы построения и функционирования бюджетной системы России носят на себе отпечаток традиций осуществления бюджетной деятельности советского периода (фактический централизм, неправовой конъюнктурный подход к распределению бюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам, наличие закрепленных и регулирующих источников бюджетного регулирования и т.д.), однако в отличие от бюджетной практики административно-командной системы эти принципы непосредственно отражены в нормах (правовых предписаниях) действующего бюджетного законодательства, и в первую очередь в Бюджетном кодексе РФ.
Принципы эффективного построения
бюджетной системы
Кроме того, исследуя вопрос
о принципах регулирования
Таким образом, принципы бюджетной
системы России - это основополагающие
и руководящие идеи, ведущие положения,
определяющие порядок построения и
функционирования этой системы, и в
целом бюджетных отношений, закрепленные
в действующем
2.2.Содержание принципов построения бюджетной системы России
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [2, гл.5, ст.29]
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» определяет бюджетную классификацию как группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех частей бюджетной системы.
«Указания о порядке применения
бюджетной классификации
Порядок составления и
ведения бюджетной отчетности для
бюджетных организаций
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Однако, как отмечают многие экономисты, в основу ныне действующей бюджетной системы положены такие принципы разграничения доходов и расходов между ее уровнями, которые в определенной мере стимулируют субъекты федерации к повышению дефицита своего бюджета. В качестве примера такой ситуации часто приводится методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). «Первая его часть направляется в адрес так называемых нуждающихся регионов, вторая- в адрес особо нуждающимся. «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся»- регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.[1, с.77]
Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет. Бюджет каждого уровня имеет собственную доходную базу и закрепленные за ним доходы, расходы и источники финансирования дефицита. [3, с.27]
Также данный принцип вводит такие ограничения как:
Принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными. [2, г.5, ст.31.1]
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ