Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием динамичного роста экономики страны является переход на инновационный путь, оказывающий влияние на взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и институциональной сфер. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и отражение приоритетов развития экономики нашего государства. В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются финансовые отношения государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………. 7
1.1 Отраслевая структура национальной экономики………….…........7
1.2 Характеристика основных отраслей экономики…………………....11
1.3 Теоретические аспекты инновационной деятельности……………15
1.4 Источники финансирования инновационной деятельности………19
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………22
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………22
2.2 Анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………………………………………...27
2.3 Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг ……..……35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ И ИХ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

В отраслях экономики указанные направления реализовываются через государственные научно-технические программы, направленные на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы и организацию серийного выпуска созданной научно-технической продукции. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.

Проанализируем основные показатели инновационной деятельности в республике за 2006-2010 гг. На рис. 2.5 представлена динамика наукоемкости ВВП в Беларуси. Как видно из графика наукоемкость ВВП на протяжении анализируемого периода существенно не изменилась и находится в пределах 0,63-0,85%, что является недостаточным. В 2009 г. такой важный показатель развития науки, как наукоемкость ВВП, исчисляемый по сумме внутренних затрат (методика стран ОЭСР), составил 0,65 % (в 2008 г. — 0,75 %, в 2007 г. — 0,97 %). По сравнению с 2007 г. этот показатель снизился на 33 %. Показатель наукоемкости ВВП по объему выполненных исследований, разработок и услуг научно-технического характера (методика стран СНГ) в 2009 г. составил 0,77 % (в 2007 г. — 0,73 %, в 2008 г. — 0,85 %).

Для обеспечения приоритетного инновационного развития национальной экономики необходимо увеличение данного показателя до 1,4-1,6 %.

 

Рисунок 2.5 – Динамика наукоемкости ВВП, исчисленной по внутренним затратам ( методика стран ОЭСР0 и по объему выполненных исследований, разработок и услуг научно-технического характера (методика стран СНГ)[7]

 

Развитие инновационной национальной экономики Республики Беларусь неразрывно связано с научными разработками. В 2009 г. общие затраты на научные исследования и разработки в целом по республике составили 1 049 553 млн руб. (в 2008 г. — 1 084 737 млн руб.).

В абсолютном выражении объем внутренних затрат на проведение научных исследований и разработок составил в 2009 г. 882,9 млрд руб. (в 2008 г. — 962,4 млрд руб.).

Основным источником средств на финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2009 г. являлся бюджет, на долю которого приходилось 61,8 % (в 2008 г. — 52,9 %) общего объема внутренних затрат на подобные цели.

Собственные средства научных организаций в объеме внутренних затрат на исследования и разработки составили 12,7 % (в 2008 г. — 27,4 %, в 2007 г. — 38,6 %).(см.рис.2.6)

Удельный вес средств на финансирование исследований и разработок из иностранных источников (средства иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы) в 2009 г. составил 8,5 % (в 2008 г. — 5,5 %, в 2007 г. — 5,3 %).

 

Рисунок 2.6 – Структура финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2005-2008гг.[7]

 

В 2009 г. в процессе реализации проектов Государственной программы инновационного развития (ГПИР) участвовали 36 государственных заказчиков, включая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси и администрацию Парка высоких технологий.

В 2009 г. в соответствии с планом реализации ГПИР выполнялись 715 проектов, из них с вводом в эксплуатацию — 213 объектов. В этот период на основе современных технологий создано 31 новое производство и важнейшее предприятие, 83 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 99 производств. Обеспечено также освоение и выпуск новой продукции по 87 заданиям ГНТП.

В результате выполнения в 2009 г. плана реализации ГПИР объем производства инновационной  продукции составил 5 069 845,8 млн руб., что в 2,7 раза больше, чем в 2008 г. При этом создано и модернизировано 2407 рабочих мест.

Новые знания в развитых странах дают до 85 % прироста ВВП. Анализируя динамику доли новой продукции в объеме промышленного производства в Республике Беларусь за 2005-2009 гг. можно судить о ее незначительном увеличении на 5п.п., и в 2009г. она составила 15,4 % от общего объема (рис.2.7).

 

Рисунок 2.7 – Доля новой продукции в объеме промышленного производства в 2005-2009гг.[7]

 

Анализ объема инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции за период 2003-2009гг. показывает, что с 2005 г. удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства снизился с 15,2% до 10,9 % в 2009г.(рис.2.8).

 

Рисунок 2.8 – Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2003-2009 гг [7]

 

За период 2003-2009 гг. произошло значительное снижение удельного веса инновационной продукции отгруженной на экспорт в общем объеме инновационной продукции с 83 % в 2005 г. до 51,7 % в 2009г.(рис.2.9). Это может являться показателем низкой конкурентоспособности инновационной продукции на мировом рынке по качественным или ценовым характеристикам.

 

Рисунок 2.9 – Удельный вес инновационной продукции, отгруженной на экспорт в общем объеме отгруженной инновационной продукции.[7]

 

В условиях продолжающегося мирового финансового и экономического кризиса нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в белорусской промышленности, интенсивном освоении промышленными предприятиями результатов исследований и разработок. Восприимчивость производства к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. В стране идет процесс уменьшения количества инновационно активных организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции. За последние три года их число сократилось с 380 ед. в 2007 г. до 289 ед. в 2009 г., или на 24,0 %.

В рамках реализации ГПИР в 2009 г. принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятной для инновационного развития среды, создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, развитие финансовой инфраструктуры, а также продолжена работа по формированию и совершенствованию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, включающей на 1 января 2010 г. 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. На площадях инкубаторов размещалось 263 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2,5 тыс. человек.

В целях развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, в 2005 году был создан Парк высоких технологий. Резидентам Парка предоставлены значительные налоговые льготы, позволяющие не уплачивать основные налоги: налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость.

Доходы, которые  получают физические лица от резидентов парка, облагаются по ставке 9% вместо установленных в стране 12%, социальные отчисления производятся по ставке 34% не с общей суммы фонда оплаты труда, а с суммы фонда оплаты труда, превышающей однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены социальные платежи.

С доходов, получаемых от резидентов парка иностранными компаниями по долговым обязательствам, роялти, лицензиям и в виде дивидендов, налог взимается в размере не превышающем 5%.

Резидентами парка могут стать компании, осуществляющие деятельность исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, а также в области естественных и технических наук (научно-исследовательские, опытно-технологические работы).

Компании, деятельность которых не полностью соответствует названным направлениям, могут зарегистрировать в парке бизнес-проект и пользоваться аналогичными льготами в отношении бизнес-проектов.

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь провел апробацию международной методики оценки вклада инноваций в развитие экономики. Согласно расчетам по указанной методике, индекс инновационности экономики Республики Беларусь в 2009г. оценивается на  уровне  0,3 (в Литве данный индекс составляет 0,313, Польше — 0,294, Швеции — 0,636), что обеспечивает наш страновый рейтинг — 25 место в Евротабло.

Таким образом, за период 2006-2010гг. в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.

Несмотря на все предпринимаемые государством меры инновационная деятельность за прошедшую пятилетку характеризуется низкой наукоемкостью ВВП (0,63%-0,85%), незначительной долей новой продукции в общем объеме производства (15,4%), снижением удельного веса инновационной продукции в общем объеме производства и объеме продукции, отгруженной на экспорт, уменьшением инновационно активных организаций (за три года на 24%). Основным источником финансирования инновационных проектов остается государственный бюджет.

 

 

2.3 Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основной целью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:

    • развитие человеческого потенциала;
    • предпринимательство и инициатива;
    • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
    • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    • устойчивое развитие регионов;
    • качественное и доступное жилье;
    • эффективный агропромышленный комплекс.

Развитие экономики Республики Беларусь в 2011–2015 гг. должно основываться на ускоренном развитии высокотехнологичных производств, способных предложить мировому рынку принципиально новые виды товаров и услуг. Акцент делается на развитии технологий V и VI укладов, позволяющие значительно увеличить производительность труда и фондоотдачу, снизить материалоемкость и энергоемкость производства. Реализация данного подхода позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, приближающегося к развитым постиндустриальным странам, существенно повысить конкурентоспособность белорусской экономики, осуществить ее структурную диверсификацию и обеспечить рост эффективности.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. даны в табл.2.3

 

Таблица 2.3 – Основные показатели социально-экономического развития

РБ на 2011-2015гг, в % к пред.году

Показатели

Годы

2015 год к 2010 году

2011

2015

Валовой внутренний продукт

109-110

111-112

162-168

Продукция промышленности

109-109,5

109-110,5

154-160

Рентабельность продаж в промышленности

8-9

14-15

 

Продукция сельского хозяйства

107-108

107-108

139-145

Рентабельность продаж в сельском хозяйстве

6-8

10-11

 

Производительность труда

109,3-109,4

111-112,2

163-168

Инвестиции в основной капитал

116-117

112,5-113,5

190-197

Внутренние затраты на исследования и разработки,

в % к ВВП

1,2-1,4

2,5-2,9

 

Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

12-13

20-21

 

Экспорт товаров и услуг

116-116,4

117,5-117,9

218-222

Сальдо внешней торговли товарами и услугами,

в % к ВВП

(-8,9)-(-9)

0,5-0,6

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108-109,5

114-115

170-176

Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта

6-7

7,5-8

29-32

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн.кв.метров

7,5

9,5-10

136,5-143,7

Дефицит консолидированного бюджета, в % к ВВП

3

1,5

 

Информация о работе Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение