Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием динамичного роста экономики страны является переход на инновационный путь, оказывающий влияние на взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и институциональной сфер. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и отражение приоритетов развития экономики нашего государства. В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются финансовые отношения государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………. 7
1.1 Отраслевая структура национальной экономики………….…........7
1.2 Характеристика основных отраслей экономики…………………....11
1.3 Теоретические аспекты инновационной деятельности……………15
1.4 Источники финансирования инновационной деятельности………19
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………22
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………22
2.2 Анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………………………………………...27
2.3 Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг ……..……35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ И ИХ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

В качестве барьеров на пути инноваций выступают также недостаточный уровень наукоемкости ВВП, высокая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и другие.

Это означает, что, несмотря на активную риторику о формировании инновационной экономики, в стране на этом пути имеется множество серьезных препятствий и проблем. Так, согласно данным социологического опроса руководителей более 1,5 тыс. белорусских предприятий, к основным факторам, препятствующим инновационной деятельности в промышленности, относятся: недостаток собственных денежных средств (1146 ответов); высокая стоимость нововведений (459 ответов); недостаток финансовой поддержки со стороны государства (449 ответов); низкий инновационный потенциал организации (319 ответов); высокий экономический риск (259 ответов); длительные сроки окупаемости нововведений (229 ответов); неразвитость рынка технологий (136 ответов); низкий спрос на нововведения со стороны потребителей на инновационную продукцию (134 ответа). Таким образом, очевидно, что главная причина низкой инновационной активности субъектов хозяйствования в стране связана с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что в монетарной, кредитно-денежной и фискальной системах страны содержатся значительные неиспользованные резервы для стимулирования инновационной активности отечественных предприятий и национальной экономики в целом. В то же самое время абсолютное большинство респондентов убеждено, что белорусские предприятия обладают полной информацией о новых технологиях и рынках сбыта, достаточной инновационной восприимчивостью, высоким инновационным и особенно кадровым потенциалом.

Эти барьеры и проблемы инновационного развития в совокупности определяют главную системную проблему: темп развития, структура и научно-технический уровень исследований и разработок научной сферы страны не отвечает потребностям развития национальной экономики, её структурной перестройки и повышения конкурентоспособности; при этом  предлагаемые разработки и проекты не находят спроса на инновационном рынке и практического применения в экономике из-за дисбаланса звеньев научно-инновационного комплекса и низкой восприимчивости  к инновациям белорусских предприятий и организаций.

Решение этой системной проблемы, как показывает зарубежный и отечественный опыт, возможно лишь посредством формирования и развития современной национальной инновационной системы Беларуси рыночного типа.

Работа в интенсивном инновационном режиме в рамках НИС, на уровне мировых образцов требует и качественно, и количественно улучшить основные факторы обеспечения научно-инновационных процессов: объемов и форм финансирования, организации науки, ее кадрового состава, материально-технической базы, информационной и патентно-технической систем, а также координации ИР, их ориентации на рынок инноваций.

Инновационный сценарий развития национальной экономики Беларуси предполагает активное стимулирующее воздействие государства на инновационный процесс, что, в свою очередь, подразумевает:

- реализацию политики  таргетирования кредитно-инвестиционных  агрегатов банковского сектора, заключающейся в планомерном и жестко контролируемом росте количества и объема долгосрочных кредитов, выдаваемых банковским сектором промышленным предприятиям под реализацию инновационных проектов по приемлемым процентным ставкам (1–4 % годовых), до уровня 25–30 % от общего объема кредитных вложений национальной банковской системы;

- внедрение механизмов беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов промышленных предприятий, получивших статус субъекта инновационной деятельности, за счет государственного и местных бюджетов;

- разработку и распространение механизмов полной или частичной компенсации (за счет государственного и местных бюджетов) процентов, выплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов, а также предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;

- установление коэффициента обновления основных производственных фондов на уровне не менее 8 % в качестве важнейшего планового задания для государственных предприятий и индикативного – для частных;

- на макроэкономическом уровне установление в качестве важнейших плановых  ориентиров развития национальной экономики: доли расходов на исследования и разработки в ВВП (наукоемкости ВВП) – 1,5–2 %; удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции – 15–20 %; доли ППТ, использовавшихся менее трех лет – 45–50 %;  доли расходов на науку в ВВП – 2–2,5 %; удельного веса затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции – до 2 %;

- разработка и внедрение механизмов сверхускоренной амортизации технико-технологического оборудования субъектами инновационной деятельности, которая позволяла бы возмещать стоимость морально (но не физически) изношенного основного капитала за 2–3 года его эксплуатации;

- предоставление пакета серьезных налоговых льгот субъектам инновационной деятельности до совокупного объема не менее 1 % ВВП, включая вывод из налогооблагаемой прибыли инвестиций в НИОК(Т)Р. Иными словами, налоговые льготы должны носить адресный, конкретный характер, быть существенными и предоставляться под конкретные инновационные проекты субъектов инновационной деятельности, признанных таковыми официально, а не выделяться всем подряд с общей формулировкой «для стимулирования инновационной деятельности».

Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.

Главной целью Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2025 г. является достижение показателей представленных в таблице 3.1

 

Таблица 3.1–Основные результаты развития РБ до 2025 г.

Показатель

Инновационный результат

ВВП:

Темп роста 2025 г. к 2010 г.

На душу населения, тыс.долл. США

 

3,3 раза

34-35

Инвестиции (2025 г. к 2010 г.)

Норма накопления, % ВВП

Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор к 2025г., %

3,5 раза

30-31

34-36

Производительность труда (2025 г. к 2010 г.)

3,3 раза

Энергоемкость ВВП (2025 г. к 2010 г.)

50%

Реальные доходы населения (2025 г.к 2010 г.)

2,9 раза

Затраты на охрану природы, % к ВВП

2-3


Источник:[9]

 

Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций, степень их практического внедрения в производство являются основополагающими признаками постиндустриальной державы. В этой связи развитие высоких технологий и их практическое воплощение является одним из главных факторов, определяющих место Беларуси в системе современной глобальной конкуренции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была изучена экономическая сущность основных направлений развития экономики Республики Беларусь, произведен анализ динамики их развития на основе анализа основных показателей социально-экономического развития и анализа инновационной деятельности, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы Республики Беларусь.

В первой части курсовой работы изучены отраслевая структура национальной экономики и теоретические аспекты инновационной деятельности.

Отраслевая структура национальной экономики — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и организаций обладает определенным производственно-техническим единством.

Выделяют следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появились новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.

Отраслевая структура экономики страны анализируется, прежде всего, на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики.

Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации.

Успешное развитие всех отраслей национальной экономики во многом определяется как массой факторов производства, объемом инвестиций, так и в особенности, эффективностью инновационной деятельности.

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений.

Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты. Все эти мероприятия требуют значительных финансовых вложений основными источниками которых могут быть собственные средства организаций, кредиты, средства из республиканского и местных бюджетов, иностранные инвестиции и др.

Во второй главе работы произведен анализ динамики развития приоритетных направлений экономики Республики Беларусь за прошедшую пятилетку, а также рассмотрены основные направления развития на 2011-2015 гг.

Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 %, реальной заработной платы – 102,7 %) и снижение промышленного производства (97.2 % к уровню 2008 года).

Оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям.

Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики  –  создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

Информация о работе Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение