Причины и механизм современных финансовых кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день российская экономика находится не в наилучших условиях. Это следствие как внешних, так и внутренних факторов: последние события на Украине, нарастающий конфликт с Америкой и Западом, упадок экономического роста в стране, торможение промышленного производства, сокращение прибыли российских компаний, отток капитала из страны, рост инфляции. Кроме того, Россия не успела еще оправиться после кризиса 2008 года.

Вложенные файлы: 1 файл

работа со сносками.docx

— 148.63 Кб (Скачать файл)

Кризис банковской ликвидности в последние годы привел к снижению темпов роста активов банковского сектора с 46 % до 22 % в год. В отсутствие спроса на долговые корпоративные ценные бумаги многим банкам становится сложнее привлекать финансовые ресурсы посредством выпуска евробондов.

Комплексный подход к учету всех предложенных аспектов деятельности кредитной организации позволяет эффективно предотвращать симптомы финансовых кризисов и повышать конкурентоспособность на рынке банковских услуг.

Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, выступая на заседании рабочей группы по подготовке к рассмотрению Государственной Думой РФ проекта основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг., отметил, что для правильного построения и выполнения кредитно-денежной политики – прежде всего исходя из интересов социально-экономического развития, необходимо определить ее цели, а затем выбрать инструменты достижения этих целей в различных сценарных условиях. [http://www.asros.ru/ru/]

По мнению банковского и предпринимательского сообщества, только восстановление полноценного денежного оборота и возобновление эффективного рынка межбанковского кредитования гарантирует восстановление банковской системы и всей экономики России в целом.

Вместе с тем, в январе 2009 года спад ВВП в России составил 8,8% по сравнению с январем 2008 года [http://www.economy.gov.ru/minec]

Подведем итоги: анализ внутренних и внешних факторов показывает, что помимо внешних мировых факторов,  в российских реалиях доминируют внутренние факторы. Масштаб снижения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижением в других странах мира. Для сравнения индекс РТС в России снизился примерно на 72%, в то время как аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%. Таким образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37% - это и есть российские причины.

 

К внутренним факторам надо отнести следующие причины:

1. Перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты  по низким ставкам развратили  предпринимателей и государство, убеждением, что такое положение  продлится еще довольно долго  и в этой ситуации возможно  финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее;

2. Низкий рост производительности  труда по сравнению с ростом  доходов, опережающий рост финансового  сектора по сравнению с ростом  реального сектора российской  экономики;

3. Высокая корпоративная задолженность. Задолженность крупнейших компаний  за несколько лет возросла  со 100 млрд. долларов до более чем 500 млрд. Причем более половины этих долгов - долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием;

При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. При этом сумма возврата кредитов за третий и четвертый квартал 2008 года и первый квартал 2009 года составляет более 200 млрд. долларов;

4. Снижение инвестиционной привлекательности  и отток капитала из России. На российском фондовом рынке  нерезиденты составляли до 70% от  всех оборачиваемых средств. Поэтому  именно с российского рынка, в  силу его непредсказуемости и  рискованности иностранными инвесторами  деньги выводились в первую  очередь;

5. Отсутствие в России реальных  источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех  банковских кредитов российским  предприятиям - это кредиты до  одного года, т.е. деньги связанные  не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного  капитала. Долгосрочное кредитование  на срок более 3 лет составляет  не более 20%. При этом и у  самих банков в условиях кризиса  ликвидности нет долгосрочных  источников. Российская финансовая  система все предыдущие годы  была не способна генерировать  длинные деньги. Поэтому основными  источниками инвестиций выступали  либо иностранные кредиты, либо  собственные средства российских  компаний, у кого они конечно  были.

Итак, какие можно сделать выводы из уроков ипотечного кризиса в США?

В первую очередь предоставляется целесообразным ужесточение финансового регулирования со стороны государства, чтобы обуздать неумеренные аппетиты игроков как на рынке недвижимости, так на финансовом. Кроме государственного регулирования, отчасти вина за кризис лежит на проводимой монетарной политике . Адекватное изменение процентных ставок может сгладить взлеты и падения на рынке  на рынке недвижимости, более стабильное развитие жилищного сектора естественным путем ограничит спекулятивные действия кредиторов и заемщиков. ФРС также должна предотвращать любые надвигающиеся проблемы ликвидности, не дожидаясь их перерастания в кризис неплатежеспособности.

Целый ряд внутренних факторов, особенно повышенный уровень государственных расходов, перегрев экономики, падение цен на нефть, опасно возросший частный внешний долг, застойное институциональное и инновационное  отставание, определили российский угрозы, которые усилили влияние мирового кризиса на нашу экономику.

Таким образом, основными причинами сегодняшнего полномасштабного экономического кризиса являются фундаментальные недостатки структуры российской экономики и ее неразвитая финансовая система. Эксперты полагают, что антикризисные меры, предлагаемые государством, страдают отсутствием долгосрочного подхода и в неполной мере учитывают необходимость сохранения конкурентоспособности и сбалансированности российской экономики. К тому же, рост роли государства в экономике, поддержка неэффективных компаний и ослабление рыночных институтов представляют основные риски как сегодня, так и в будущем. [ПРАЙМ – ТАСС от 09.02.2009 года]

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ  ПОЛИТИКИ РФ

3.1. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА  В РОССИИ, АНАЛИЗ 

       ЗАРУБЕЖНОЙ  И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ 

       ПОЛИТИКИ.

Большую роль в нейтрализации негативных последствий экономического цикла отводят современному государству - разработке и практической реализации разумной государственной экономической политики.

Воздействие кризиса на Россию имеет свою специфику. Это связано накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью  несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые. Глобальный финасовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка. [Послание президента? 7 ]

Охарактеризуем антикризисную политику различных государств и международных институтов. Практика выработала несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса. Стратегия выжидания действует в том случае, если есть основания полагать, что затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США. Ликвидация применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. Здесь возможны три способа: помощь непосредственно кредитному учреждению, испытывающему платежные затруднения; содействие в слиянии этого учреждения с другим устойчивым банком; оказание помощи компании, которая уже контролирует или будет контролировать неплатежеспособный банк.

Антикризисные меры, реализованные Правительством и Банком России при активном участии банковского сообщества, были достаточно своевременны и оперативны, но во многом имели лишь локальную эффективность. Если сравнить российские антикризисные меры с аналогичными мерами, принятыми в других  странах, то необходимо отметить следующее. В развитых странах антикризисные меры обычно направлены на всех участников рынка и лишь в отдельных, исключительных случаях – адресованы конкретным финансовым организациям или их группам. В России дело обстоит несколько иначе. Пожалуй, можно выделить только три мероприятия, которые имели общесистемный характер:

- снижение ФОРа;

- увеличение гарантированной государством  суммы вкладов;

- смягчение требований по резервированию.

Целью остальных антикризисных действий стала поддержка крупных и системообразующих компаний, где «выгодоприобретателями» являются отдельные финансовые организации и их аффилированные лица.

Перечислим основные направления антикризисных мер:

- поддержка автомобильной промышленности;

- субсидирование части процентной  ставки по привлеченным компаниями  кредитам;

- механизмы гарантийной поддержки  компаний;

- направления поддержки, реализуемые  Внешэкономбанком. [Поодержка компаний? 53 ]

Тем не менее, нельзя не признать,  что осуществление антикризисных мер в России позволило удержать ситуацию под контролем , предотвратить ее развитие по худшему из сценариев.

Серьезное воздействие на российскую экономику глобальный финансовый кризис начал оказывать в сентябре 2008 года. Уже 13 октября 2008 года появились первые федеральные законы, положившие начало антикризисному законодательству РФ.

Основные направления антикризисного законодательства:

- расширение ресурсной базы  и повышения ликвидности финансовой  системы;

- стабилизация объема просроченной  задолженности;

- сохранения кредитования предприятий  и населения;

- снижение инфляции и стабилизации  на валютном рынке;

- обеспечения станции финансовых  институтов, испытывающих трудности, но важных с точки зрения  общей устойчивой финансовой  системы. [Антикризис меры]

 Если расположить федеральные  законы, принятые в рамках антикризисного  законодательства, в хронологическом  порядке, то следует отнести:

- Федеральный  закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О дополнительных мерах по  поддержке финансовой системы  Российской Федерации";

- Федеральный  закон от 13.10.2008 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О внесении изменений в  статью 11 Федерального закона "О  страховании вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации"; 
- Федеральный закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года";

- Федеральный  закон от 30.12.2008 N 315-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации"; 
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- Федеральный  закон от 17.07.2009 N 168-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по  поддержке финансовой системы  Российской Федерации" 
- Федеральный закон от 19.07.2009 N 193-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" 
- Федеральный закон от 27.09.2009 N 227-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" 
[1]

 

3.2. ПРОГНОЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  АНТИКРИЗИСНЫМ

                 МЕРАМ В РФ

В обозримой перспективе произойдут изменения в соотношениях объемов производства между отраслями, а также изменения в соотношении объемов производства различных групп товаров в составе отдельных отраслей. Такие изменения будут следствием процессов оптимизации производств, которые естественным образом, по законам рыночной экономики, запускаются в ходе каждого экономического спада, будучи призванными стабилизировать ситуацию.

Ситуация на предприятиях стабилизируется посредством вынужденного приспособления последних к снижению объемов спроса, и повышения эффективности производства, при активном поиске более доходных сегментов в рамках своей отрасли.

Компании отрасли неизбежно повысят степень своей конкурентности на рынке, что при условии отсутствия государственного протекционизма может характеризоваться как «вынужденное оздоровление отрасли». Через подобный путь пройдут все отрасли экономики, затронутые экономическим спадов.

Информация о работе Причины и механизм современных финансовых кризисов