Проблема управления бюджетным дефецитом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования бюджетного дефицита;
2. Проанализировать государственный бюджет за 2011-2013 годы;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования бюджетного дефицита…..…..5
1.1.Сущность и причины возникновения дефицита бюджета…………………5
1.2Формыи виды бюджетного дефицита……………………………………….8
1.3.Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях…………………………………………………………..15
Глава 2. Анализ государственного бюджета за 2011-2013 годы..………...24
2.1.Анализ доходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…….27
2.2.Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…....29
Глава 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом…………………….34
3.1.Возможные пути решения проблемы управления бюджетного дефицита РФ в рамках использования зарубежного опыта………………………………34
3.2.Источники финансирования бюджетного дефицита и пути решения…..………………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы управления бюдж дефицитом курсовая 1.docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию [12, С.13].

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.

Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе “эффекта вытеснения” частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменятьбольшее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Согласно законодательству, для финансирования дефицита бюджета предусматриваются источники его покрытия в виде внутренних и внешних заимствований и другие средства. В процессе исполнения бюджета размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти. Согласно ст. 94. Главы 13 БК РФ:

1.   В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных  ценных бумаг РФ, номинальная  стоимость которых указана в  валюте РФ, и средствами, направленными  на их погашение;

-  разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

-  разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

-  разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

-    изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

-    иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

-  поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;

-  поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

-    курсовая разница по средствам федерального бюджета;

-  объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

-   разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

-   разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;

-  разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

-    разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

-  прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2.   В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных  займов, которые осуществляются  путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени РФ  и номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на  их погашение;

-   разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

-  разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

3.   В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- объем средств, направляемых  на исполнение государственных  гарантий РФ в иностранной  валюте, в случае, если исполнение  гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

-  разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

-  прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

4. Остатки средств федерального  бюджета на начало текущего  финансового года:

- в объеме неполного  использования бюджетных ассигнований  Инвестиционного фонда РФ отчетного  финансового года направляются  на реализацию в текущем финансовом  году проектов за счет средств  Инвестиционного фонда РФ;

-  в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.

Из первой главы можно сделать следующий вывод. Бюджетный дефицит не всегда явление являющееся чрезвычайным, так как он может   поспособствовать экономической активности, а именно источники его финансирования. Главной задачей при бюджетном дефиците – это контроль допустимой нормы бюджетного дефицита, т.е 2-5 процентов, при увеличении этой нормы государство не сможет управлять экономическими, политическими и социальными проблемами страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ Федерального бюджета на 2011-2013 годов

 

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г.  должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".

Ранее в 2000-е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.

Выявив такие провалы в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г.  стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.

В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется федеральный бюджет на 2011-2013 г, обладают незначительно, но положительной динамикой.Объем ВВП в 2011 году составит 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП в 2011-2013 г. будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г. он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г. прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году до 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году.

При расчете проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации исходило из цен на нефть марки "Urals" в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.

 

Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 г.

Основные показатели федерального бюджета

2011 г.

Млрд. руб

% ВВП

2012 г. Млрд. руб

% ВВП

2013 г. Млрд. руб

% ВВП

Всего доходы

8844,6

17,6

9503,5

17,0

10379,9

16,8

Нефтегазовые доходы

4090,0

8,1

4390,0

7,9

4653,2

7,5

Доходы(без учета нефтегазовых доходов)

4754,6

9,5

5113,5

9,1

5726,7

9,3

Всего расходы

10658,6

21,2

11237,9

20,1

12175,6

19,7

Процентные расходы

389,9

0,8

518,4

0,9

600,7

1,0

Непроцентные расходы

10268,7

20,4

10719,5

19,2

11574,9

18,7

Условно утвержденные расходы

   

479,3

3,7

798,3

6,6

Информация о работе Проблема управления бюджетным дефецитом