Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 12:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования бюджетного дефицита;
2. Проанализировать государственный бюджет за 2011-2013 годы;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования бюджетного дефицита…..…..5
1.1.Сущность и причины возникновения дефицита бюджета…………………5
1.2Формыи виды бюджетного дефицита……………………………………….8
1.3.Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях…………………………………………………………..15
Глава 2. Анализ государственного бюджета за 2011-2013 годы..………...24
2.1.Анализ доходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…….27
2.2.Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2011-2013 годы…....29
Глава 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом…………………….34
3.1.Возможные пути решения проблемы управления бюджетного дефицита РФ в рамках использования зарубежного опыта………………………………34
3.2.Источники финансирования бюджетного дефицита и пути решения…..………………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46
Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.
Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном прекращение использования его как основного источника. Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:
·разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);
·обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
·повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);
·повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.
2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
В 2011-2013 г. г. будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.
Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.
Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте ненефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.
При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Наиболее значительными причинами этому будут более низкий темп роста цены на нефть "Urals" и снижение курса доллара США по отношению к рублю.
Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г. г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).
Таблица 2. Доходы федерального бюджета на 2011-2013 г.
Показатели |
2011 год |
% к ВВП |
2012 год |
% к ВВП |
2013 год |
% к ВВП |
Доходы |
8844,6 |
17,6 |
9503,5 |
17,0 |
10379,9 |
16,8 |
Нефтегазовые дохды |
4090,0 |
8,1 |
4390,0 |
7,9 |
4653,2 |
7,5 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % НДПИ |
1384,7 |
2,8 |
1501,7 |
2,7 |
1607,5 |
2,6 |
Таможенные пошлины |
2705,3 |
5,3 |
2888,3 |
5,2 |
3045,7 |
4,9 |
Налог на прибыль организации |
253,3 |
0,5 |
270,2 |
0,5 |
294,3 |
0,5 |
Акцизы |
258,3 |
0,5 |
308,1 |
0,6 |
417,6 |
0,7 |
НДПИ( без нефтегазовых доходов) |
15,9 |
0,03 |
20,5 |
0,04 |
27,0 |
0,04 |
Для мобилизации налоговых доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения в налоговую политику, связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось снижение налога на прибыль на 4% и трехкратное сокращение налога на малый бизнес. Однако, изменения в налоге на прибыль должно сочетаться "с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач". Также, "Правильной представляется провозглашенная нашим Правительством мера по снижению налогов на малый бизнес. Эта мера, действительно, для людей. К сожалению, она распространяется на то, что у нас называют малым бизнесом, - на те организации, которые пользуются налоговой льготой малого бизнеса. А это, увы, далеко не весь малый бизнес, а, скорее, микро бизнес - меньшая часть реального малого бизнеса" [9]. Налоговая политика должна поддерживать инновации, стимулировать модернизацию экономики, именно, поэтому предусмотрены многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта "Сколково".
Таблица 3. Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2011-2013 г. г. (% к общей сумме доходов)
Основные виды доходов |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Налог на прибыль организации |
2,9 |
2,5 |
2,8 |
НДС |
32,1 |
33,1 |
33,8 |
Акцизы |
2,9 |
3,2 |
4,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
15,8 |
46,0 |
15,7 |
Таможенные пошлины |
38,3 |
38,2 |
37,3 |
Прочие доходы |
8,0 |
6,7 |
6,4 |
2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
За последние несколько лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.
В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:
·безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
·обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
·индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
·обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
·обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
·обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
·постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
·подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Также большое внимание уделяется проблеме эффективности использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.
Таблица 4. Расходы федерального бюджета на 2011-2013 г.(млрд руб)
Наименование разделов |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Условно утвержденные расходы |
419,3 |
798,3 | |
Национальная оборона |
1 517,1 |
1 655,7 |
2 098,6 |
Национальная безопасность |
1 215,5 |
1 193,4 |
1 182,8 |
Национальная экономика |
1 760,3 |
1 747,7 |
1 637,9 |
Охрана среды |
16,8 |
17,4 |
16,7 |
Образование |
516,6 |
516,0 |
519,4 |
Здравоохранение |
466,1 |
486,1 |
432,9 |
Социальная политика |
2 945,5 |
3 185,8 |
3 437,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
389,9 |
518,4 |
600,7 |
Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.
Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г. г. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и "национальной безопасности и правоохранительной деятельности" для оснащения "силовых" ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.
Глава 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом
и пути их решения
3.1 Возможные пути
решения проблемы управления
бюджетного дефицита РФ в
Бюджетная политика в период радикальных реформ в России являлась составным элементом политики финансовой стабилизации. Поэтому ее главной, отличительной чертой все эти годы было стремление любой ценой сократить размер бюджетного дефицита и относительные размеры инфляционных источников его финансирования.