Проблемы бюджетной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет и бюджеты других уровней. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств. Отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ в процессе формирования доходов и осуществления расходов, их перераспределения между различными фондами образуют бюджетные правоотношения, которые закреплены и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами не противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Бюджетная система РФ ……………………………………………………5
1.1. Основные черты бюджетной системы РФ ………………………...5
1.2. Принципы бюджетной системы РФ ……………………………...10
1.3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ ….13
1.3.1. Федеральный бюджет РФ……………………………………...13
1.3.2. Бюджеты субъектов РФ………………………………………..20
1.3.3. Местные бюджеты……………………………………………..23
1.3.4. Внебюджетные фонды…………………………………………28
2. Проблемы бюджетной системы современной России…………………34
2.1. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………..34
2.2. Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной системы РФ в 2009-2011 гг. ………………...39
Приложение А ………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

      Затраты на поддержку отраслей народного  хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство - свыше 30%.

      Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. 

      1. Бюджеты субъектов РФ

    Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

        В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. 

          Согласно ст. 14 БК РФ:

    В бюджетах субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

      Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

    • налог на имущество предприятий;
    • налог на недвижимость;
    • дорожный налог;
    • транспортный налог;
    • налог с продаж;
    • налог на игорный бизнес;
    • региональные лицензионные сборы.

      К собственным доходам относятся  также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

      Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

      К неналоговым доходам относятся:

1)  доходы  от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;

2)  дивиденды  по акциям;

3)  арендная  плата за сданное в аренду  имущество;

4)  проценты, полученные от размещения временно  свободных денежных средств в  банках;

5) поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации;

6)  доходы  от реализации бесхозяйственного  и конфискованного имущества  и т. д.;

7)  доходы  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями;

8) средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

      Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов международных организаций, правительств иностранных государств, юридических и физических лиц, бюджетов других уровней, в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах.

      Расходы бюджетов субъектов Федерации формируются так, чтобы обеспечить субъектам РФ выполнение закрепленных за ними полномочий. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.

      Текущие расходы обеспечивают:

    1. текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня;
    2. государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми нормами;
    3. финансовую помощь муниципальным образованиям;
    4. осуществление международной и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
    5. расходы на обслуживание государственного дома субъектов РФ.

      Капитальные расходы предназначены для инновационной и инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционными программами развития региона.

      Бюджет  субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

      Республика  Башкортостан один из немногих субъектов Российской Федерации, обладающий мощным налоговым потенциалом. Республика Башкортостан находится в едином налоговом пространстве Российской Федерации. Региональные и местные налоги устанавливаются и взимаются в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

      Наибольший  удельный вес в доходах республиканского бюджета составляют налоговые поступления. Основная доля налоговых доходов приходится на поступления прямых налогов, среди которых важную роль играют поступления платежей по налогу на прибыль, высокая доля которых обусловлена динамичным развитием экономики республики. Имеется тенденция роста налогов на имущество, что отражает процесс постепенного повышения рыночной стоимости объектов недвижимости как производственного, так и непроизводственного назначения, связанного с повышением оценки перспектив экономического развития республики, а также с процессом направления средств предприятий в больших размерах на капитальные вложения.

      Изменения порядка зачисления налога на добавленную стоимость и акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации на федеральном уровне отразились на поступлениях налогов на товары и услуги. 

      1. Местные бюджеты

        Местное самоуправлениеобязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

      Местные бюджеты -  один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Согласно  ст. 15 «Местные бюджеты» БК РФ:

      Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет.

      Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

      Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения  расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

      В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

      Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

      В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованьями.

(В ред.  Федерального закона от 26.04.2007 №  63-ФЗ.)

      Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют следующие функции:

    • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
    • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
    • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

      Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

      Доходная  часть местных  бюджетов

      Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

      Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;   
  • налог на рекламу;  
  • налог на наследство или дарение;  
  • местные лицензионные сборы.

      Доходы  от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

  • доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;   
  • доходы от продажи земли;   
  • доходы от продажи квартир гражданам.

      Средства  обязательного медицинского страхования,  средства внебюджетных и отраслевых фондов.

      Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

      Постоянно увеличивающиеся расходы местных  бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

      В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

  • от налога на добавленную стоимость;   
  • от акцизов;
  • от налога на прибыль (доход) предприятий;
  • от подоходного налога с физических лиц.

      Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

Информация о работе Проблемы бюджетной системы современной России