Проблемы бюджетной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет и бюджеты других уровней. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств. Отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ в процессе формирования доходов и осуществления расходов, их перераспределения между различными фондами образуют бюджетные правоотношения, которые закреплены и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами не противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Бюджетная система РФ ……………………………………………………5
1.1. Основные черты бюджетной системы РФ ………………………...5
1.2. Принципы бюджетной системы РФ ……………………………...10
1.3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ ….13
1.3.1. Федеральный бюджет РФ……………………………………...13
1.3.2. Бюджеты субъектов РФ………………………………………..20
1.3.3. Местные бюджеты……………………………………………..23
1.3.4. Внебюджетные фонды…………………………………………28
2. Проблемы бюджетной системы современной России…………………34
2.1. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………..34
2.2. Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной системы РФ в 2009-2011 гг. ………………...39
Приложение А ………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

      Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муници- пальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения,  находящихся  в ведении 
    муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей  природной  среды   на  территориях 
    муниципальных образований;
  • реализация целевых программ,  принимаемых органами 
    местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга; 
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;   
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

      Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.

      Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

      Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

      Одной их актуальных проблем является улучшение  благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований.  

      1. Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.

      Общие принципы и правовой статус государственных  внебюджетных фондов:

      1. Вне федерального бюджета образуются  государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

- социальное обеспечение по возрасту;

- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

- социальное обеспечение в случае безработицы;

- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

      2. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с БК РФ.

      3. Средства государственных внебюджетных  фондов находятся в федеральной собственности.

      4. Средства государственных внебюджетных  фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

      Большинство фондов создаются в процессе перераспределения  национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

      Государственные внебюджетные фонды формируются  за счет таких источников, как: социальный налог; налоги, установленные для соответствующего фонда; целевые отчисления в соответствующий фонд; средства бюджета; отчисления от прибыли организаций; займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом; добровольные взносы граждан и организаций.

      Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

      Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

      Пенсионный  фонд РФ был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной Думой. В законе о бюджете Пенсионного фонда утверждаются общая сумма доходов, в т. ч. По источникам, и общая сумма расходов по направлениям.

      Главными  задачами Пенсионного фонда РФ являются:

    1. выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;
    2. предоставление пособий по уходу за ребенком, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
    3. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

      Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

      Фонд  социального страхования создан в РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования РФ». Этот фонд является самостоятельным и строго целевым.

      Средства  государственного социального страхования  расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.

      Фонд  государственного социального страхования  является важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Фонд выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

      Главными  задачами Фонда социального страхования  РФ являются:

    1. обеспечение гарантированных государством пособий и выплат;
    2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
    3. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования.

      Фонд  обязательного медицинского страхования функционирует в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. Обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем гражданам России получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Формирование финансовых ресурсов Фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения единого социального налога.

      По  организационному признаку Фонд обязательного  медицинского страхования выступает  в виде:

  1. Федерального фонда – создается Правительством РФ;
  2. территориального фонда -  создается правительствами республик в составе РФ, органами власти автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

      Основными задачами Фонда обязательного медицинского страхования являются:

  1. обеспечение предусмотренных законодательством мероприятий по всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
  2. поддержка финансовой устойчивости системы обязательного медицинского обслуживания;
  3. участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и др.

      В функции фондов включается контроль за своевременным и полным поступлением взносов, а также за рациональным их использованием.

      Федеральный и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

      Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый субъектами Федерации, предназначен для финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заполнившими договор обязательного медицинского страхования.    

      Государственный фонд занятости населения – это централизованный фонд финансирования ресурсов, предназначенный для финансирования мероприятий в области содействия занятости населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  бюджетной системы  современной России
 
 
    1. Межбюджетные  отношения: современная  ситуация, проблемы и пути их решения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

      Межбюджетные  отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

      Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

  1. распределения и закрепления расходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  2. разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Информация о работе Проблемы бюджетной системы современной России