Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие финансового планирования;
- раскрыть содержание финансового планирования;
- раскрыть цели и задачи финансового планирования;
- показать необходимость совершенствования финансового планирования в современных условиях хозяйствования;
- изучить проблемы и особенности финансового планирования в России.

Содержание

Введение…………………...……………………………..……………….…..……....4
1 Общая характеристика финансового планирования…………………………......6
Понятие и значение финансового планирования……………………….…...6
Содержание финансового планирования ……………………...................….7
Цели и задачи финансового планирования…………..………………....….10
2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования….………….13
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика………………………………..13
2.2 Методы финансового планирования………………………….……………......18
2.3 Этапы финансового планирования. ………………………….……………..….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в
Российской Федерации……………………………………………………….…......24
3.1 Проблемы финансового планирования в РФ……………………...........….…..24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования в РФ………………....26
Заключение……………………………………………..……………….……….…..30
Список литературы………..…………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При  этом информационной базой для финансового  планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты.

В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций  и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций. В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Посредством финансового планирования происходит конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач.

Финансовое планирование следует  рассматривать как целенаправленную деятельность государства, отдельных  звеньев и субъектов хозяйствования по обоснованию эффективности принимаемых  экономических и социальных решений  с учетом их обеспеченности источниками  финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов.

Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

1.3.  Цели и задачи  финансового планирования. 

 Целями финансового планирования являются:

1) определение источников  формирования финансовых ресурсов  и их общей величины;

2) установление оптимальных  пропорций распределения средств  между централизованными и децентрализованными  фондами, отраслями национального  хозяйства и административно-территориальными  подразделениями;

3) определение конкретного  направления использования ресурсов  и создание необходимых резервов;

4) обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

 Они реализуются на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования.

Финансовый план - это  обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (на период до 1 года), среднесрочный (на период от 1 до 3 лет) и долгосрочный (на период свыше 3 лет) периоды.   

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и  стоимостных показателей различных  планов и прогнозов, оценки их экономической  эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой  увязки производства и потребления  в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться  постоянно меняющиеся задачи, решение  которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового  планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия  для усиления воздействия финансового  механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и  многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях  должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов  хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций  между движением материальных и  финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового  планирования можно отнести:

- формирование источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта;

- определение видов и размеров специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;

- распределение централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;

- выявление резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

- контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений;

- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

- разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, а так же эффективного и экономного их использования.

- обеспечение торгового  процесса необходимыми финансовыми  ресурсами;  
- установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;  
- выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций; 

- повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности; 

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого  экономического роста, поддержание  сбалансированности, создание условий  для эффективного управления финансами  как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды финансовых планов  и методы финансового планирования.

2.1 Виды финансовых планов, их характеристика.

Основными финансовыми планами  на общегосударственном и территориальном  уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов  и расходов органов государственной  власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Конкретизация  доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов  и расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов, установленной  Бюджетным кодексом РФ и Федеральным  законом от 15.08.1996 115-ФЗ «О бюджетной  классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный  год и утверждается в форме  закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения  бюджета как планового документа  регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами субъектов РФ и муниципальных  образований, устанавливающими особенности  бюджетного процесса в данных административно-территориальных  образованиях.

Бюджет как план носит  целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической  политики.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных  внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан  на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской  помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме  законов одновременно с принятием  закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся  баланс доходов и расходов, сводный  бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими  организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган  или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления  финансового плана, методика расчета  его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений Бюджетным  кодексом РФ и нормативно-правовыми  актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и  некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры  капитала организации и обеспечения  ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором  отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и  расходов или сводного бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации  и направлениях их использования  на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной  разбивкой показателей.

В балансе доходов и  расходов выделяют, как правило, следующие  разделы: доходы и поступления, расходы  и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов  и поступлений средств, в том  числе из бюджета, должен быть равен  сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса  доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам  которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам направления их использования. Это позволяет не только проверить  сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов  доходов и расходов.

Для организации системы  анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в  настоящее время в коммерческих организациях используется система  управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической  системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных  подразделений, налоговый бюджет и  сводный бюджет организации, позволяет  установить жесткий текущий и  оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для  выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений  и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации