Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие финансового планирования;
- раскрыть содержание финансового планирования;
- раскрыть цели и задачи финансового планирования;
- показать необходимость совершенствования финансового планирования в современных условиях хозяйствования;
- изучить проблемы и особенности финансового планирования в России.

Содержание

Введение…………………...……………………………..……………….…..……....4
1 Общая характеристика финансового планирования…………………………......6
Понятие и значение финансового планирования……………………….…...6
Содержание финансового планирования ……………………...................….7
Цели и задачи финансового планирования…………..………………....….10
2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования….………….13
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика………………………………..13
2.2 Методы финансового планирования………………………….……………......18
2.3 Этапы финансового планирования. ………………………….……………..….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в
Российской Федерации……………………………………………………….…......24
3.1 Проблемы финансового планирования в РФ……………………...........….…..24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования в РФ………………....26
Заключение……………………………………………..……………….……….…..30
Список литературы………..…………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей таблица. Оптимальным  бюджетом является такой, в котором  доходная часть равна расходной.

Таблица 1 - Состав статей сводного бюджета коммерческой организации.

Доходы

Расходы

1. Выручка от реализации  продукции и от прочей реализации.

1. Налоги в бюджет.

2. Доходы от внереализационных  операций.

2. Заработная плата.

3. Остатки средств на  банковских счетах на начало  планового периода.

3. Платежи в государственные  внебюджетные фонды.

4. Кредиты и займы.

4. Закупки сырья и материалов.

5. Оплата электроэнергии.

6. Выплаты по кредитам  и займам (с учетом процентов).

7. Прочие расходы.

 

8. Дефицит бюджета.


Бюджеты структурных подразделений  формируются на основе следующих  функциональных бюджетов: бюджета фонда  оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью  охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные  внебюджетные фонды и часть налоговых  платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации  в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить  на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность  осуществлять операции по погашению  кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также  в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

• повышение управляемости  и быстрой адаптации организации  к изменениям на товарных и финансовых рынках;

• обеспечение оперативного получения информации и корректировки  стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;

• расширение возможности  накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности  организации. Внедрение системы  сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно  прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации  при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий  на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями  является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера. Бюджетные учреждения, создаваемые  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов  и расходов. В смете доходов  и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды. Расходы указываются  общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения сначала  составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и  местного самоуправления, таких, как  задания по предоставлению государственных  или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы  по отдельным статьям сметы. Кроме  того используются:

• тарифная сетка и справочник тарификационно-квалификационных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый  год;

• ставки единого социального  налога (взноса), нормативы выплаты  компенсаций и пособий, установленные  действующим законодательством (как  федеральным, так и региональным, местным), при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера  трансфертов населению;

• материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные  соответствующим органом государственной  власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической  классификации расходов бюджета, при  расчете показателей по отдельным  нормируемым статьям расходов сметы;

• положения договоров  с ресурсоснабжающими организациями  при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;

• фактический объем расходов в текущем году при планировании хозяйственных расходов.

В проекте сметы доходов  и расходов приводится поквартальная  разбивка показателей на планируемый  год.

Утверждение сметы доходов  и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной  финансовый год, когда на основании  уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право  утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и  расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных  учреждений.

Некоммерческие организации  иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут  составлять как смету доходов  и расходов, так и баланс доходов  и расходов. Выбор конкретного  вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных  документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные  организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса  доходов и расходов. Порядок составления  финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что  организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально  приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

2.2 Методы финансового  планирования.

На этом этапе финансового  планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих  финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей  финансового плана и выбор  оптимального варианта, корректировку  финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей  финансовых планов во многом зависит  от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики  каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется  многогранностью этого процесса, сложных решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета  показателей финансовых планов:

- экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

- нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование;

- индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

- программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем.

Для программ характерно наличие  цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа  рассматривается как увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение целевых программ в области  государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и  стоимостных показателей различных  планов и прогнозов, оценки их экономической  эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой  увязки производства и потребления  в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов  и расходов Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований и хозяйствующих  субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления  проекта бюджета.

Назначением этого баланса  являются обеспечение финансовыми  ресурсами мероприятий, предусмотренных  прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в  балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов  над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и  требует указания источников его  покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые  обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме  сводного финансового баланса. Его  основные показатели рассчитываются с  учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в  табл. 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Схема сводного финансового баланса Российской Федерации.

Доходы

Расходы

1. Прибыль.

1. Средства, остающиеся в  распоряжении организаций.

2. Амортизация.

2. Затраты на государственные  инвестиции.

3. Налоговые доходы.

3. Фундаментальные исследования  и содействие НТП.

4. Единый социальный налог.

4. Расходы на социально-культурные  мероприятия.

5. Неналоговые доходы.

5. Расходы на национальную  оборону

6. Средства целевых бюджетных  фондов.

6. Расходы на проведение  военной реформы.

7. Безвозмездные перечисления.

7. Расходы на правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства.

8. Средства государственных  внебюджетных фондов.

8. Расходы на судебную  власть.

9. Расходы на содержание  органов государственной власти  и местное самоуправление.

10. Расходы по международной  деятельности.

11. Обслуживание государственного  и муниципального долга.

12. Финансовая помощь бюджетам  других уровней.

13. Целевые бюджетные фонды.

14. Прочие расходы

Итого доходов:

Итого расходов:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации