Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:44, курсовая работа
Актуальность данной темы проявляется в том, что налог на прибыль весьма эффективный инструмент воздействия на финансовое положение предприятий, повышающий (либо, наоборот, снижающий) их заинтересованность в развитии производства.Налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Одновременно, как было указано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………2-3.
Глава 1. Теория возникновения налога на прибыль…………………4-23.
1.1 Понятие, сущность и характеристика налога на прибыль организаций……………………………………………………………...4-9.
1.2 Классификация доходов и расходов. Налоговая ставка…………9-20.
1.2.1Классификация доходов и расходов……………………………9-18.
1.2.2Ставки налога на прибыль, порядок и сроки его уплаты…….18-20.
1.3 Налоговая база по налогу на прибыль организаций……………20-23.
Глава 2.Значение налога на прибыль организации в современных условиях.
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ………….24-27.
2.2 Направления реформирования налога на прибыль организаций...28-30.
Глава 3.Рекомендации по минимизации налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций…………………………………………………….30-34.
Заключение
Список литературы
- период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
- сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
- сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
- прибыль (убыток) от реализации;
- сумму внереализационных доходов;
- сумму внереализационных расходов;
- прибыль (убыток) от внереализационных операций;
- итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;
- сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу;
- итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.
Глава 2. Значение налога на прибыль организации в современных условиях
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ и бюджет субъектаРеспублики Саха Якутия.
Как уже ранее было изложено, налог на прибыль организаций – это федеральный налог, ставка которого установлена в размере 20%, однако в федеральный бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов РФ. Но роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета (как федерального так и субъектов РФ) в России достаточно существенна, объемы поступления средств от этого налога очень велики.
«В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на прибыль занимают четвертое место после налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и единого социального налога (далее - ЕСН). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ)».
Анализ таблицы доходов от уплаты налога на прибыль предприятий в 2011-2013 годах в РФ:
2011 |
2012 |
2013 | |
Объем, млрд.рублей |
253,3 |
270,2 |
294,3 |
изменения к предыдущему году: |
|||
млрд.рублей |
25,6 |
16,9 |
24,0 |
темп роста, в % |
111,2 |
106,7 |
108,9 |
доля в общем объеме доходов, % |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
Доля в ВВП, % |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Налог на прибыль организаций с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустанновленной налоговой ставки (доходы, в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2011 году в сумме 83,0 млрд.рублей, в 2012 и 2013 годах – в сумме 86,1 млрд.рублей и 93,9 млрд.рублей соответственно. Средняя налоговая ставка принята в расчетах неизменной на уровне 12,81% в течении трех лет.
В республике Саха Якутия в 2013 году исполнение бюджета проходило в непростых условиях. Незначительный рост экономики, сокращение прибыли предприятий по всем основным видам экономической деятельности и увеличение числа убыточных организаций, введение в Налоговый кодекс института консолидированных групп налогоплательщиков, как новых налоговых преференций, значительно сократили поступление налога на прибыль.
В целом в 2013 году в доходную часть бюджета поступило 136 768,6 млн. рублей, или 103% к годовому уточненному бюджетному плану, в том числе:
Рис.1. Структура налоговых доходов бюджета РС(Я) 2012-2013гг (млн.руб).
- налоговых доходов – 57 087 млн. рублей (102% к бюджетным назначениям );
- неналоговых доходов - 7 345,3 млн. рублей (102% к плану);
- безвозмездных поступлений -72 336,3 млн. рублей (104% к плану).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления по группе налоговых доходов снизились на 5% за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль организаций.
По остальным показателям наблюдается положительная динамика.
Безвозмездные поступления в государственный бюджет республики составили 72 336,3 млн. рублей, 104% к плану, 122,8% к 2012 году. Дотации поступила в сумме 55 083,9 млн. рублей, субсидии – 6 012,4 млн. рублей, субвенции – 2 808,3 млн. рублей, из Фонда реформирования ЖКХ получено – 2 630,8 млн. рублей.
Рис.2. Динамика поступлений налога на прибыль организаций от основных налогоплательщиков в РС(Я).
За 2013 год поступление в бюджет Республики Саха (Якутия) по налогу на прибыль организаций сократилось по сравнению с 2012 годом на 6,3 млрд. рублей. В том числе поступление налога на прибыль от предприятий, вошедших в КГН, снизилось на 4,6 млрд. рублей (- 41,6%), таким образом, 73% снижения поступления налога на прибыль «обеспечено» крупнейшими плательщиками: ОАО «Мечел» и ОАО АК «Транснефть».
Кроме того, причиной сокращения поступлений по налогу на прибыль является снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также возвраты и уменьшения по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды, поданные налогоплательщиками в 2013 году в сумме 3,9 млрд. рублей.
2.2 Направления
реформирования налога на
Исполнение налогоплательщиками правил налогового законодательства по налогу на прибыль является достаточно сложным и громоздким.
Например, кроме налогового периода, когда налогоплательщик сдает годовую налоговую декларацию и соответствующую отчетность, предусмотренную законодательством, он сдает еще налоговые декларации по каждому отчетному периоду и расчеты, связанные с месячными авансовыми платежами. В будущем предполагается значительно упростить положение налогоплательщиков, установив отчетный период по налогу, равным налоговому периоду, то есть календарный год. Не предполагается, конечно, отмена авансовых платежей, необходимых для обеспечения равномерности поступления средств в федеральный и региональный бюджеты, но их расчет будет базироваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного и ежеквартального определения налоговой базы. Однако, такой механизм требует разработки отдельных положений, в частности связанных с расчетом авансовых платежей по налогу у организаций, получивших в предыдущем налоговом периоде убыток или имеющих убыток в текущем налоговом периоде.
Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагается внесение следующих изменений.
Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Налогового Кодекса РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения "рыночного" уровня процентной ставки для их использования при определении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При условии внесения таких изменений необходимо исключить из статьи 269 Налогового Кодекса РФ требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.
Вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения статьи 40 Налогового Кодекса РФ, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.
Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практике "недостаточной капитализации". Под практикой "недостаточной" или "тонкой" капитализации понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансированием при помощи предоставления заемных средств и последующем распределении прибыли через уплату относимых на расходы процентов.
Ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия "недостаточной капитализации" следует уточнить с учетом новых правил определения взаимной зависимости лиц. Также предполагается распространить предусмотренные в настоящее время правила, основанные на расчете финансового рычага, на взаимоотношения как с иностранными, так и с российскими лицами.
Глава 3. Рекомендации по минимизации налоговой нагрузки по налогу на прибыль предприятия для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах.
Цель государства - добиваться оптимизации налогообложения, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех стоящих перед ним задач, и в то же время чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика.
Для налогоплательщика естественно стремиться к максимальному уменьшению налогового бремени, и до тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а, следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда.
Цель минимизации налоговых платежей - не противодействие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избегать или в определенной степени уменьшать его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.
Основным направлением налоговой политики в части налога на прибыль, в, предлагается реализация мер минимизации налоговой нагрузки по следующим направлениям:
- области амортизационной
политики необходимо
- уточнение порядка учета
расходов на научные
- уточнение порядка принятия
для целей налогообложения
- необходимо установить
порядок налогообложения
- использование задатков.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 251 Кодекса
денежные средства, поступившие
в виде задатка, не облагаются
налогом на прибыль. Замена авансов
задатком позволит избежать
- провести инвентаризацию
и оценку(переоценку) имеющихся материальных
активов. Учет ранее не учитывавшихся
или недооцененных
- не платить налог с
сомнительных доходов в виде
санкций, вероятность получения
которых низка (оценить возможность
и сроки получения
- избегать нормирования
расходов для целей
- создать резерв по
гарантийному ремонту и
Возможным вариантом также может являться более простой подход, основанный на применении правила, согласно которому расходы по выплате процентов ограничиваются фиксированной долей налогооблагаемого дохода в пределах действительного размера указанных расходов. При этом под расходами по выплате процентов понимаются расходы по выплате чистых процентов, то есть превышения сумм расходов по уплате процентов, осуществленных в налоговом периоде, над доходами в виде процентов, полученных в налоговом периоде. Этот подход возможно применять без определения взаимной зависимости лиц как условия для ограничения по принятию процентов к расходам.
Также планируется усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предполагается внести в законодательство о налогах и сборах изменения, направленные на уточнение порядков:
- признания расходов, связанных
с участием в конкурсе, по результатам
которого не заключено
Информация о работе Проблемы начислений и рекомендации по минимизации налога на организаций