Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:25, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть банковскую конкуренцию-основу рынка финансовых услуг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие банковской конкуренции;
- выявить понятие банковской конкуренции и ее виды;
- изучить уровни банковской конкуренции;
- определить состояние банковской конкуренции на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………..5
Возникновение и развитие банковской конкуренции..........................5
Понятие банковской конкуренции и ее виды.......................................8
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции............16
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ…….……..23
2.1 Банковская конкуренция в России………………………………….….23
2.2 Уровни банковской конкуренции.........................................................28
2.3 Состояние банковской конкуренции на современном этапе.............32
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ............................................................................37
3.1 Проблемы реализации и развития банковской конкуренции
в России……………………………………………………………..………..37
3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции
в России………………………………………………………………………41
3.3 Зарубежный опыт развития банковской конкуренции
и возможности применения его в России..................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................50
Депозитный портфель банка - балансовый остаток на текущих, расчетных и депозитных счетах юридических и физических лиц на определенную дату. Рассчитывается по РСБУ при помощи 101-й формы отчетности кредитной организации. По большинству банков эта информация представлена на сайте ЦБ РФ. При жесточайшей конкуренции, реализовывая различные кредитные операции, банк также должен стремиться не только к их росту, т.е. получению прибыли, но и к повышению качества кредитного портфеля. Поэтому для эффективного управления кредитным портфелем с целью привлечения клиентов, необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам.
Кредитный портфель банка представляет собой экономические отношения, сложившиеся между банком и клиентами в связи с выдачей кредитов. На балансе банковского учреждения на определенную дату складывается остаток кредитной задолженности, что и составляет основу кредитного портфеля банка.
Для каждого банка формирование собственного кредитного портфеля является важнейшим вопросом в ходе деятельности.
По данным проекта «РБК. Рейтинг», рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 января 2013 года следующий:
№ |
Банк |
Кредитный портфель на 1 января 2013 года (млн. руб.) |
Кредитный портфель на 1 января 2012 года (млн. руб.) |
Изменение (%) |
Потери по кредитным операциям на 1 января 2013 года (млн. руб.) |
Потери по кредитным операциям на 1 января 2012 года (млн. руб.) |
Изменение (%) |
1 |
Сбербанк |
7 975 441.43 |
6 582 802.18 |
21.16 |
86 928.76 |
56 838.16 |
52.94 |
2 |
ВТБ |
1 477 562.07 |
1 334 288.94 |
10.74 |
6 668.29 |
5 703.13 |
16.92 |
3 |
Газпром банк |
1 290 301.31 |
991 100.41 |
30.19 |
1 329.56 |
1 258.17 |
5.67 |
4 |
Россельхозбанк |
894 523.43 |
780 933.57 |
14.55 |
5 085.34 |
753.38 |
575.00 |
5 |
ВТБ 24 |
836 412.99 |
583 044.00 |
43.46 |
427.83 |
407.64 |
4.95 |
6 |
Альфа-Банк |
726 679.42 |
536 322.65 |
35.49 |
2 684.82 |
882.11 |
204.36 |
7 |
Юникредит Банк |
426 184.51 |
400 887.98 |
6.31 |
565.74 |
535.00 |
5.74 |
8 |
Банк Москвы |
380 093.10 |
338 068.32 |
12.43 |
11 170.05 |
2 604.78 |
328.83 |
9 |
Росбанк |
358 128.55 |
338 262.32 |
5.87 |
3 095.45 |
2 105.25 |
47.04 |
10 |
Промсвязьбанк |
335 277.87 |
290 596.23 |
15.38 |
9 105.33 |
4 028.54 |
126.02 |
Рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 января 2013 года
Совокупный объем кредитного портфеля за прошлый год увеличился почти на 21.5% до 23.5 трлн руб. Большая часть, а это около 16 трлн руб., приходится, как и положено, на кредиты юридическим лицам. Розничным клиентам в прошлом году банки выдали, согласно нашей методике расчета, почти 7.4 трлн руб. При этом темп роста выдаваемых юрлицам кредитов выглядит скромнее, всего 14%, при том что у «розницы» он превышает 40%.[24]
2.2 Уровни банковской конкуренции
Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.
Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань. Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения.
Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30-ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась необязательной.
Однако в последнее время во многих странах в условиях усиления банковской конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности. Различия универсальных и специализированных банков становятся все более спорными и расплывчатыми. Универсальный банк несколько лучше защищен от коммерческого риска, чем специализированные, он может более гибко реагировать на изменения конъюнктуры, а значит, более конкурентоспособен. [9,c.46]
В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически подпадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.
Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции - разных акционерных обществ - все чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские тресты - это объединения, возникающие путём полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники. [13,c.72-75]
Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях все более серьезную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).
Помимо этих трех уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:
- индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;
- групповая конкуренция, при которой в качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов. Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику.
Таким образом, в конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов, расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. [14,c.99]
Помимо этих трех уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:
- индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;
- групповая конкуренция, при которой в качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов. Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику.
Таким образом, борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков. Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).[7,c.55]
2.3 Состояние банковской конкуренции на современном этапе
Банковскую конкуренцию следует рассматривать как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, который представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.[16,c.52]
К числу отличительных особенностей банковской конкуренции относят:
1. «Товар», который обращается на рынке банковских услуг, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.
2. Взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. Конкуренция между кредитными организациями внутри страны влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства.
3. «Узость поля» конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.
4. Конкуренция между банками происходит в условиях жесткого, по сравнению с иными финансовыми рынками, регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.
5. Конкурентная борьба между кредитными организациями охватывает не только сферу привлечения ресурсов, но и сферу их размещении.
6. Банковская конкуренция характеризуется зависимостью от доверия клиентов.
7. Банки в конкурентной борьбе никогда полностью не устраняют своего клиента.
Рассмотрим банковскую конкуренцию России на современном этапе.
В 2012 году российские банки увеличили
совокупный объем чистых активов почти
на 18% до 46.68 трлн руб. При этом чистые активы
первой десятки, на долю которой по-прежнему
приходится более 60%, прибавили за этот
период немного больше - 19%. Более существенный
рост наблюдается по ликвидным активам,
34% до 4 трлн руб. Первая десятка и тут продемонстрировала
более высокий темп годового прироста,
увеличив этот показатель на 55% до 2 трлн
руб.
РБК Рейтинг банков по чистым активам на 1 января 2013 года
№ |
Банк |
Чистые активы на 1 января 2013 года (млрд. руб.) |
Чистые активы на 1 января 2012 года (млрд. руб.) |
Изменение (%) |
1 |
Сбербанк |
13 823.20 |
10 776.58 |
28.27 |
2 |
ВТБ |
4 221.21 |
4 096.01 |
3.06 |
3 |
Газпромбанк |
2 721.30 |
2 430.35 |
11.97 |
4 |
Россельхозбанк |
1 659.47 |
1 454.33 |
14.11 |
5 |
Банк Москвы |
1 504.03 |
1 334.36 |
12.71 |
6 |
ВТБ 24 |
1 473.57 |
1 201.98 |
22.60 |
7 |
Альфа-Банк |
1 283.50 |
961.98 |
33.42 |
8 |
Юникредит Банк |
860.30 |
882.16 |
-2.48 |
9 |
Промсвязьбанк |
682.33 |
569.97 |
19.71 |
10 |
Росбанк |
677.47 |
636.65 |
6.41 |
Информация о работе Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России