Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:25, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть банковскую конкуренцию-основу рынка финансовых услуг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие банковской конкуренции;
- выявить понятие банковской конкуренции и ее виды;
- изучить уровни банковской конкуренции;
- определить состояние банковской конкуренции на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………..5
Возникновение и развитие банковской конкуренции..........................5
Понятие банковской конкуренции и ее виды.......................................8
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции............16
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ…….……..23
2.1 Банковская конкуренция в России………………………………….….23
2.2 Уровни банковской конкуренции.........................................................28
2.3 Состояние банковской конкуренции на современном этапе.............32
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ............................................................................37
3.1 Проблемы реализации и развития банковской конкуренции
в России……………………………………………………………..………..37
3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции
в России………………………………………………………………………41
3.3 Зарубежный опыт развития банковской конкуренции
и возможности применения его в России..................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................50
Самой разветвленной сетью собственных банкоматов в России обладает банк «ВТБ24», без учета «Сбербанка», а в Москве «Мастер-Банк» -таков результат подготовленного «РБК. Рейтинг» рейтинга банков-лидеров по количеству банкоматов по состоянии. На 01 января 2013года.
Всего в рейтинге приняло участие порядка 120 банков, приславших свои анкеты в РБК. Стоит отметить, что на момент публикации рейтинге крупнейший российский банк «Сбербанк» данные по количеству банкоматов по состоянию на 1января 2013 так и не предоставил, что же касается данных прошлого рентинга, то, согласно ему, на 1 января 2012 года у «Сбербанка» насчитывалось порядка 23 тысяч собственных банкоматов по России.
Крупнейшим банком по количеству банкоматов на 1 января 2013 года (без учета данных «Сбербанка») стал «ВТБ24». Согласно присланной анкете, банк обладает 4 315 собственными банкоматами, при этом 452 находится в Москве.
По московскому показателю «ВТБ24» отстает от таких участников как: «Мастер-Банк», «Банк Москвы» и «Райфайзенбанк». При этом количество банкоматов по Москве у «Мастер-Банка» превышает 1,3 тыс. штук, что меньше чем у «Сбербанка», если учитывать только имеющиеся данные на 1 января, но значительно больше, чем у других участников рентинга.
По объему выданных без залоговых кредитов в 1 полугодии 2012 года лидирует банк «ВТБ24». Согласно полученной «РБК. Рейтинг» анкеты, в минувшем полугодии банк выдал кредитов на сумму 51,9 млрд. руб., что на 57% больше, чем в 1полугодии 2011 года. Аналогичный показатель банка «Хоум Кредит» составил 29,5 млрд. руб., что соответствует второму месту и что также больше, чем в 2009году, но всего на 9%. Более существенно (+101%) вырос объем выданных без залоговых кредитов у «ОТП Банк» - до 23,9 млрд. руб.
По размеру портфеля без залоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2012 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд. руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд. руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля без залоговых кредитов на 1 июля 2012 года, равным 54,6 млрд. руб., при этом оббьем выданных без залоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16,4 млрд. руб., что соответствует пятому месту.[23]
Состояние банковской конкуренции можно охарактеризовать следующим образом:
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:
- универсализация банковской деятельности;
-либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
- расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
- проникновение на банковский рынок не банков;
- возрастание значения неценовой конкуренции;
Таким образом, основными недостатками работы большинства банков, по-прежнему, является неквалифицированная работа персонала, недостаточное количество банкоматов, неудобный режим работы и др. При выборе банка для потенциальных клиентов самым важным является величина спектра предлагаемых банком услуг, также в качестве одного из важнейших факторов является мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых.[21,c.7]
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы реализации
и развития банковской
Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.[8,c.116]
К основным проблемам можно отнести:
- Тенденции развития деятельности банков на финансовом рынке;
- Технология деятельности банков на финансовом рынке и ее совершенствование;
- Деятельность банков на рынке ссудных капиталов и ее роль в развитие инвестиций;
- Перспективы развития рынка облигаций и инвестиций банков в экономику;
- Деятельность российских банков на мировом финансовом рынке;
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
1. Уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;
2. Превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;
3. Универсализация двух-трех десятков ведущих банков;
4. Специализация остальных банков.
Можно отметить возможность выхода банковских акций на вторичный рынок, открытий для широкого круга инвесторов, поскольку темп роста кредитования банками экономики обгоняет рост их собственных средств. Но в России разработана лишь технология размещения облигаций на финансовом рынке. В РФ наблюдается сложность размещения ценных бумаг банков, так как мало инвестиционных компаний, обеспечивающих этот процесс.
Необходимо совершенствовать конкурентоспособность инфраструктуры национального финансового рынка, в частности путем создания в течение двух-трех лет центрального депозитария для обслуживания всех торговых площадок, для работы с регистраторами, а также в качестве посредника между российским и мировым финансовыми рынками.[3,c.107-109]
В целях
повышения
Выделены следующие направления:
- Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции, возрождение экономики;
- Укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;
- Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов – российских и иностранных – в банковскую сферу;
- Технологический прогресс в развитие его инфраструктуры с учетом мировых достижений;
- Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;
- Формирование в стране и за рубежом к российским банкам;
-Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.[11,c.102]
Изменения в институциональной структуре российской банковской системы влияют на развитие кредитования российских предприятий скорее положительно, так как приход новых сильных игроков увеличит предложение ресурсов и усилит конкуренцию среди банков.
Другим не менее важным
Набор корпоративных банковских продуктов вряд ли заметно изменится, но, возможно, появятся целевые программы, рассчитанные на отдельные виды бизнеса.
Вероятно, что банки будут стараться упростить процедуру получения кредита, особенно в части требований к документации. Тем не менее, в ситуации возможного роста кредитных рисков не стоит ждать снижения требований по обеспечению кредитов. Ликвидность банковской системы останется на невысоком уровне, что может привлечь внимание ЦБ к проблеме рефинансирования коммерческих банков.[4,c.5-7]
В 2013 году сохранится значимая роль государственных банков (на их долю приходится до 35% активов и капитала российской банковской системы), при этом опережающими темпами может расти инвестиционное и ипотечное кредитование. Вероятно, усилится роль государственного Банка Развития, который возьмет на себя финансирование секторов, не столь интересных бизнесу, но значимых для экономики - таких, например, как сельское хозяйство, тяжелая промышленность, ВПК.
По данным Бюллетеня банковской статистики, процентные ставки по кредитам физическим лицам в среднем в полтора раза выше, чем для юридических лиц. Кроме того, банки получают дополнительный доход от клиентов в виде комиссии за выдачу и сопровождение кредита.
В результате по итогам 2012 года доля потребительского кредитования в банковских активах увеличилась с 11,5 до 16%, тогда как доля кредитов реальному сектору, напротив, снизилась с 43,5 до 42,5%. Положение ЦБ РФ от 26.03.10 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней деятельности.
Таким образом, к перспективам развития банковского сектора в целом можно отнести его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг), взвешенный подход к целевым продуктам (внедрение системы подсчета доходности и эффективности), а также расширение продуктовой линейки.[7,c.46]
3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции в России
Существуют различные методы идентификации конкуренции, которые можно разделить на методы, ориентированные на конкуренцию и методы, ориентированные на потребителя. При использовании методов, ориентированные на потребителя, стараются сравнить свою финансово-банковскую структуру с конкурентами через существующие потребности клиента и критерии, определяющие выбор клиента. Таким образом, данные методы исследуют конкуренцию с точки зрения качественных показателей и являются стратегическими.[8,c.11]
Для эффективного управления текущим процессом, необходимо идентифицировать ключевые элементы бизнес-коммуникаций.
В качестве
элементов коммуникативного
- организационную культуру;
- рекламу;
- спонсорство;
- меценатство и
- лоббирование;
- паблисити;
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг;
- сервис.
Разнообразие данных элементов обусловлено необходимостью комплексного и системного воздействия на внешнюю среду с учетом того фактора, что в современных условиях приоритетным является не процесс приспособления под внешнюю среду, а процесс воздействия на среду и управление событиями.
Использование таких
элементов как лоббирование и
благотворительность, имеющих тенденцию
к самоорганизации, при значительном
суммарном эффекте способно
Любая финансово-банковская структура, являясь целеустремленной системой, должна быстро узнавать обо всех изменениях среды, представлять их значение и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению целей.[7,c.52]
Эффект коммуникации зависит не столько от силы воздействия на коммуникативную мишень, а от того, насколько коммуникативное сообщение захватывает имеющиеся мотивы объекта коммуникации, то есть чем выше побудительная сила мотивов, тем выше резонанс и эффект.
Паблик рилейшнз обусловлен все возрастающим фактором влиянием некоммерческого окружения на результаты бизнеса.
Рассмотренные элементы коммуникативной модели имеют различные цели и назначения по воздействию на объекты коммуникаций.
Правильный выбор элементов коммуникативного комплекса позволяет рационально использовать бюджет маркетинга и повысить эффективность бизнес-коммуникаций в банковской сфере.[11,c.49]
Стратегическая концепция
маркетинга означает смещение
акцента с потребителя (клиента)
или продукта на внешнее окруже
Изучение внешней среды включает исследование сфер конкуренции, правительственной политики и регулирования, более широких экономических, политических и социальных факторов макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга и результаты изучения которых, в большей степени влияют на формирование текущей политики банка и его стратегическое планирование.
Основную конкуренцию
банкам на финансовом рынке
составляют другие банки. В конкурентной
среде каждый из банков может
быть или банком-партнером, или
банком-конкурентом в
Информация о работе Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России