Процесс управления стоимостью компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью.

Вложенные файлы: 1 файл

теория 2.docx

— 326.57 Кб (Скачать файл)

Ред. совет 
Специальности 
Рецензентам 
Авторам 
Архив

 

Архив

 

Машиностроение и машиноведение

 

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

 

Энергетическое, металлургическое и  химическое машиностроение

 

Транспортное, горное и строительное машиностроение

 

Математика и математическое моделирование

 

Авиационная и ракетно-космическая  техника

 

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные  приборы и системы

 

Радиотехника и связь

 

Информатика, вычислительная техника и управление

 

Механика

 

Приборы и методы экспериментальной  физики

 

Радиофизика

 

Оптика

 

Электротехника

 

Энергетика

 

Металлургия

 

Транспорт

 

Электроника

 

Экономические науки

 

Педагогические науки

 

Психологические науки

 

Документальная информация

 

Науки о Земле

 

Программы и программные системы

 

Учебные программы

 

Первые публикации

 

Студенческая весна

 
   

Приложение к журналу

Общие проблемы инженерного образования

 

Инженер в современной России

 

Зарубежное образование

 

Экобионика

 

История технического прогресса

 

Будущий инженер

 

Вне рубрик

 
   

Расширеный поиск

Подписаться на новости

 

ПОИСК


Логин 
 
 
Пароль 
 
 
ВХОД

регистрация 
забыли пароль?

Эл № ФС 77 - 48211. Государственная регистрация №0421200025. ISSN 1994-0408

Процесс управления стоимостью компании

 
# 09, сентябрь 2010

автор: Сметанина Е. А.

 

E-mail: Kattyas@mail.ru

Научный руководитель: д.т.н., д.э.н. Омельченко И.Н.

 

 

Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью. Отечественные авторы не предлагают четких рекомендаций и конкретных инструментов для внедрения и использования технологии VBM для целей управления компанией, в том числе для целей антикризисного управления.

Разразившийся мировой  финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что ориентация исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать положение дел в компании, степень  эффективности ее деятельности и  уровень конкурентоспособности. Необходим  критерий иного рода, не зависящий  от краткосрочного колебания процентных ставок, уровней валют и защищенный от фальсификаций и манипуляций  как со стороны самой компании и ее руководителей, так и со стороны  внешних пользователей: финансовых аналитиков, конкурентов и т.д. Таким  показателем может выступать  внутренняя стоимость компании, максимизация которой становится главной целевой  установкой ее деятельности. Однако одного признания стоимости компании главным  ориентиром не достаточно, необходим  алгоритм, ясный и последовательный механизм внедрения, который сделает  процесс управления удобным и  эффективным для руководителей  всех уровней.

Концепция управления стоимостью компании возникла в начале 80-х годов XX века как продукт стратегического  и управленческого консалтинга. Истоки концепции лежат в американской управленческой культуре. При этом в последние десятилетия принципы и методы VBM получили широкое распространение  не только в американских корпорациях, но и нашли свое отражение в  принципах и практике управления в компаниях Западной Европы, Канады, Японии, Австралии, а также ряда стран  с развивающимся рынком капитала, таких как Турция, Бразилия, Индия  и Китай. Основным катализатором  развития VBM стали работы основателей  двух консалтинговых компаний А. Раппапорта «Создание стоимости для акционеров»[1] и Б. Стюарта «В поисках стоимости» [2]. Термин «Value Based Management» впервые  упоминается в 1994 году в книге  «Императив стоимости», написанной Д. Мактаггартом, одним из основателей  компании Marakon Associate, специализирующейся на оказании услуг в области стратегического  и управленческого консалтинга.[3] В этих работах предпринимается  попытка переосмыслить основную роль наемных менеджеров фирмы, которая, по мнению авторов, заключается в создании и увеличении стоимости компании в интересах ее собственников. Признание этой цели означает необходимость очередного пересмотра корпоративных стратегических ориентиров, а также критериев оценки эффективности использования ресурсов, находящихся в распоряжении менеджеров компании. Так, в 60—70-е годы акцент делался на экстенсивном развитии бизнеса путем усиления присутствия компании на рынке (через увеличение ее рыночной доли). В 80-е годы он сместился в сторону максимизации прибыли. В этот период возникают новые концепции менеджмента и управленческого учета, нацеленные на улучшение показателей прибыльности, прежде всего за счет сдерживания и сокращения затрат. В   90-е, с появлением VBM в качестве целевой функции фирмы декларируется рост стоимости компании. В начале 2000-х наступает новая фаза развития VBM – холистическое (всестороннее) управление стоимостью (Holistic Value Based Management). Изменения во времени критериев оценки эффективности использования ресурсов представлены на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Изменение  критериев эффективности использования  ресурсов со временем.

 

 

Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация  методов оценки и анализа результатов  ее деятельности. Это выражается в  переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании.[4]

Финансовая модель подразумевает признание важности учета и анализа влияния следующих  ключевых показателей в процессе принятия любых управленческих решений:

1)     Величины ожидаемых денежных потоков, которые будут сгенерированы имеющимися и будущими активами фирмы;

2)     Времени возникновения этих потоков;

3)     Уровня риска, присущего инвестициям данной компании, обеспечивающих создание этих потоков.

В настоящее время  не только относительно молодые, но и  давно работающие традиционные консалтинговые компании, такие как McKinsey & Co., Boston Consulting Group (BCG), Booz&Co., A.T. Kearney, предлагают широкий спектр услуг в области  управления стоимостью, включая в  ряде случаев свои собственные модели VBM.

Концепция стоимости базируется на следующих принципах:

1)     Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании – это поток денежных средств, генерируемый компанией.

2)     Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечении капитала.

3)     В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Стоимость компании определяется ее дисконтированными  будущими денежными потоками, и новая  стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая  превышает затраты на привлечение  капитала.[5] Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления  компании, аналитические методы и  приемы менеджмента направлены к  одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости, представленных на рис.2.

 

 

 

Рис.2 Ключевые факторы  стоимости.

 

 

Исследования, проведенные  американскими экономистами в 2001 г. и актуальные на сегодняшний день, приводят нас к выводу достоинствах и недостатках, связанных с принятием  техник  концепции управления стоимостью компании. (Табл.1)

Таблица 1.

Достоинства и недостатки концепции Value Based Management.

Достоинства

Недостатки

Может использоваться и внутри компании, будет понятна и внешним  пользователям

Различные виды показателей  и техники их расчета усложняют  задание

Является хорошим инструментом сравнения, например, в процессе бенчмаркинга (сравнения эффективности)

Относительная неточность для  малого бизнеса из-за сложности прогнозирования  стоимости ( денежных потоков)

Имеет положительный эффект для анализа распределения ресурсов, позволяет лучше понять различие между инвестициями, создающими стоимость  и не создающими стоимость

Управленческие издержки  по внедрению системы в практику управления предприятием

Является очень  инструментом для анализа стратегии компании

Определенная степень  сложности при произведении математических расчетов

При использовании оказывает  положительный эффект на финансовый результат

Сложность перевода показателей  бухгалтерского учета, в показатели, имеющие экономический смысл

Рассматривается как очень  полезный инструмент, чтобы помочь менеджменту компании сфокусироваться  на факторах, создающих стоимость  и позволяет создать более  высокую акционерную стоимость

Техническая сложность измерения  некоторых показателей.


 

Управление стоимостью перестало быть функцией исключительно  руководящего аппарата и призвано усовершенствовать  принятие решений на всех уровнях  организации.

А значит, менеджерам низшего звена нужно научиться  использовать стоимостные показатели для принятия более эффективных  решений. Управление стоимостью требует  регулировать баланс наравне с отчетом  о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными  и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. И этот метод действует. Он дает хороший эффект, который  проявляется в росте экономической  эффективности деятельности компании.[6]    ( Табл.2) 

      

Таблица 2.

Влияние VBM на результаты деятельности компании.

Сфера бизнеса

Изменения в деятельности

Эффект

Розничная торговля бытовыми товарами

Переход от программы роста  в масштабах всей страны к стратегии  укрепления региональных позиций перед  дальнейшим ростом

Увеличение потенциальной  стоимости на 30—40%

Страхование

Реорганизация портфеля услуг  с особым упором на те, что обладают наивысшим потенциалом создания стоимости

Увеличение потенциальной  стоимости на 25%

Нефтедобыча

Внедрение новых методов планирования и контроля, способствующих проведению коренных преобразований; значительное улучшение взаимопонимания между корпоративным центром и деловыми единицами

Многомиллионное сокращение расходов, связанных с планированием, благодаря рационализации этого процесса 
Поглощение, которого скорее всего не произошло бы при иных обстоятельствах  
Увольнение отстающих менеджеров

Банковское дело

Выбор в пользу стратегии  роста перед стратегией “выдаивания”, несмотря на одинаковые в обеих стратегиях показатели рентабельности капитала за 5 лет

Увеличение потенциальной  стоимости на 124%

Телекоммуникации

Выявление новых возможностей создания стоимости:

·                 &nb sp;   новые услуги

Увеличение потенциальной  стоимости на 240% в расчете на единицу

·                 &nb sp;   надбавки к цене

Увеличение потенциальной  стоимости на 246% в расчете на единицу

Прекращение примерно 40% запланированных  проектов развития одной из деловых  единиц

Нет данных

Полный пересмотр планов расширения торговой службы после выявления  их разрушительного воздействия  на стоимость

Нет данных


 

Какой вывод следует  из вышесказанного? Управление стоимостью — это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. Но управление стоимостью не должно сводиться к методологии стоимостной оценки. Его главная задача — наметить цели и пути изменения корпоративной культуры.[6] Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений.

При хорошо отлаженном управлении стоимостью управленческие процессы, такие как планирование и оценка результатов деятельности, обеспечивают тех, кто принимает  решения на разных уровнях организации, верной информацией и необходимыми стимулами для создания новой  стоимости. Так, руководителю деловой  единицы нужны данные, которые  позволили бы ему количественно  определить и сравнить стоимости  альтернативных стратегий его предприятия. Оценивать работу менеджера следует, исходя из долгосрочных и краткосрочных  целевых нормативов, которые служат показателями успеха в достижении конечной общей цели создания новой стоимости.

Управление стоимостью действует и на других уровнях  организации. Для производственных менеджеров и руководителей отделов  могут быть установлены такие  цели и критерии оценки труда, которые, с учетом конкретных обстоятельств, привязаны к единой стратегии  деловой единицы. Для каждого  отдела или функциональной области  деловой единицы можно выработать свои долго- и краткосрочные цели, так чтобы в сочетании они  обеспечивали выполнение общих задач, стоящих перед данной деловой  единицей. Управление стоимостью оправдывает  себя и на самом высшем уровне организации. Эта система снабжает совет директоров и корпоративный центр информацией  о стоимости различных стратегий  и помогает оценивать слияния, поглощения и расформирования.

Внедрение системы  управления стоимостью достаточно продолжительный  процесс, так западные специалисты  оценивают его продолжительность  в 2-3 года.[7]  Этот процесс включает в себя 5 основных этапов: определение точки отсчета; определение основных факторов стоимости; создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений; анализ вклада подразделений в стоимость компании и подготовка отчета с позиции управления стоимостью. (Рис 3)

 

Этап 1-й

Этап 2-й

Этап 3-й

Этап 4-й

Этап 5-й

Определение точки  отсчета - оценка рыночной стоимости  предприятия.

Составление схемы  факторов стоимости компании.

Создание системы  оценки оперативных и стратегических управленческих решений.

Анализ вклада подразделений в стоимость компании.

Подготовка отчета с позиции управления стоимостью.

Внедрение системы  оперативного контроля над стоимостью активов.

Подготовка кадров.


 

 

Рис.3 Схема алгоритма  управления стоимостью компании.

 

 

Value Based Management – это  концепция управления, направленная  на качественное стратегических  и оперативных решений на всех  уровнях организации за счет  концентрации усилий всех лиц,  принимающих решения, на ключевых  факторах стоимости. Из всего  множества альтернативных целевых  функций в рамках концепции  VBM выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Но, как известно, для того чтобы управлять чем-либо необходимо уметь это измерять. В  приложении к VBM это означает, что  необходим инструмент, позволяющий  оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. В 80-х – 90-х  годах появился целый ряд показателей (на основе некоторых из них в  дальнейшем возникли даже системы управления: например, EVA и EVA-based management), отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA (Economic Value Added), MVA (Market Value Added) , SVA (Shareholder Value Added), CVA (Cash Value Added) и CFROI (Cash Flow Return on Investment).  В силу того, что каждый из приведенных показателей имеет свои ограничения и недостатки, а также, потому что область стоимостных показателей является относительно новой отраслью знаний, некоторые авторы предлагают комбинированное использование нескольких показателей при оценке процесса создания стоимости.[8] На мой взгляд, такой подход не будет оптимальным, так как эффективность системы VBM может быть достигнута при подчинении всех значимых управленческих решений единой цели, что предполагает наличие единого критерия, на основе которого строится и оценка эффективности, и система мотивации. Поэтому в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.

Что касается современных  концепций управления стоимостью компании, то наиболее известными из них являются: стратегия конкурентной борьбы по Майклу Портеру и модель «Пентагон» McKinsey (реструктуризация компании как инструмент управления стоимостью).  Стратегия конкурентной борьбы по Портеру включает три базовых составляющих: конкурентные силы, типы стратегии, цепочка создания стоимости. Цепочка создания стоимости рассматривается с точки зрения максимизации конкурентных преимуществ компании. В понимании Портера сосредоточение тех или иных звеньев цепочки создания стоимости в конкретной компании создает ее конкурентные преимущества.

Подход Портера  к созданию стоимости можно использовать, анализируя привлекательность отрасли  и конкурентные преимущества в качестве источников создания стоимости компании. В свою очередь  модель «Пентагон» McKinsey построена на сбалансированной системе показателей (Balanced Scorecard BSC). Balanced Scorecard разработана на основе выводов исследования, проведенного в 1990 году профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом. Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса.  Проводя исследование, Нортон и Каплан руководствовались следующей гипотезой: управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия  и своевременных управленческих решений.

Основной принцип Balanced Scorecard, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить.[9] Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает.  Balanced Scorecard делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании.

Первоначально авторы Balanced Scorecard предложили четыре направления  оценки эффективности, отвечающие на самые  значимые для успешной деятельности компании вопросы: финансы (каково представление  о компании у акционеров и инвесторов?), клиенты (какой компанию видят покупатели ее продуктов?), внутренние бизнес-процессы (какие бизнес-процессы требуют оптимизации, на каких организации стоит сосредоточиться, а от каких отказаться?), обучение и развитие (Какие возможности  существуют для роста и развития компании?). Впоследствии, к ним добавились еще два показателя. (Рис.4)

 

 
 

           
 

 

Финансы

 

Клиенты

 

Окружающая

 
 

Использование

 

Повышение

 

среда/сообщество

 
 

активов,

 

удовлетворенности

 

Поддержка

 
 

Оптимизация

 

потребителя,

 

местного бизнеса,

 
 

оборотного

 

Выбор клиентов,

 

налаживание

 
 

капитала

 

генерирующих основную прибыль

 

связей с будущими сотрудниками, лидерство в сообществе

 
 

Внутренние

 

Удовлетворенность

 

Обучение

 
 

бизнес-процессы

 

сотрудников

 

и развитие

 
 

Своевременные

 

Позитивная

 

персонала

 
 

и полные поставки,

 

корпоративная

 

Передача

 
 

оптимизация

 

культура,

 

полномочий

 
 

технологий,

 

сохранение

 

сотрудникам,

 
 

эффективные

 

ключевых

 

повышение

 
 

взаимоотношения

 

сотрудников,

 

их квалификации

 
 

с основными

 

признание заслуг

 

и способности

 
 

заинтересованными

 

персонала

 

к адаптации

 
 

сторонами

         
             

 

 

Рис.4 Составляющие сбалансированной системы показателей.


 

Важную роль в  управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры  деятельности фактически определяют стоимость  бизнеса. Они называются ключевыми  факторами стоимости. Знать их важно  по двум причинам. Во-первых, организация  не может работать непосредственно  со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы  стоимости помогают менеджерам высшего  эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы  и намерения.

Фактор стоимости  — это переменная, влияющая на стоимость  компании. Однако чтобы факторами  стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить  ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в  достижении целей организации.[10]

Необходимо разработать  систему факторов стоимости —  до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения. Общие факторы стоимости, такие  как рост объема продаж, прибыль  от основной деятельности, оборачиваемость  капитала, одинаково хорошо применимы  почти ко всем деловым единицам, но им не хватает конкретности, и  они приносят мало пользы на низовом  уровне. На рис. 5 показано, что факторы  стоимости можно использовать на трех уровнях: на общем, где прибыль  от основной деятельности в сочетании  с показателем инвестированного капитала служат основой для расчета  рентабельности инвестиций; на уровне деловой единицы, где особенно уместны  такие параметры, как клиентская база; и на низовом уровне, где  требуется предельная детализация, чтобы увязать факторы стоимости  с конкретными решениями, находящимися в компетенции оперативных менеджеров.

     

 

 

Рис. 5 Стратегическая эффективность  компании и факторы стоимости  ее определяющие.


 

Увязка факторов стоимости с деловыми решениями  позволяет сформировать «дерево» факторов стоимости, которое в свою очередь  облегчает принятие правильных решений.

Факторы стоимости  нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. По этой причине целесообразно  анализировать различные сценарии развития событий, чтобы лучше понять взаимосвязи между факторами  стоимости.  (Рис.6)

      

 

 

 

 

 

Рис.6 Сценарный  анализ взаимосвязи факторов стоимости.

 

 

Сценарии показывают, как скажутся на стоимости компании или ее деловой единицы различные  сочетания совместимых предпосылок, и тем самым помогают менеджерам увидеть взаимосвязь стратегии  и стоимости.

Факторы стоимости  и сценарии придают управлению стоимостью реалистичность, поскольку связывают  действия менеджеров с их последствиями  для стоимости компании. Все вместе эти элементы составляют стоимостное  мышление, без которого невозможно подлинное управление стоимостью.

Обратимся теперь к  управленческим процессам, необходимым  для внедрения этого мышления во всех звеньях компании. Управление стоимостью компании начинается с определения  стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей соответствующей информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно руководство сможет расставить приоритеты и определить ключевые факторы стоимости верхнего уровня. Как правило, первый этап в данном процессе — определение финансовых факторов стоимости. На первый взгляд, задача определения финансовых факторов стоимости и построения системы финансовых показателей кажется тривиальной и не требующей пояснения. Сегодня известны различные схемы финансового анализа, такие как схема Дюпон, дерево ROIC. Почему бы просто не воспользоваться данными подходами и не построить систему показателей на основе одного из них? Те, кто так рассуждают, отчасти правы. Построение современной системы показателей невозможно без стандартных схем финансового анализа. Схемы могут быть использованы для разложения показателей верхнего уровня на подфакторы, однако основа системы показателей должна состоять только из ключевых факторов, которые непосредственно влияют на стоимость компании. Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.(см. Рис.5)

Одна из проблем, возникающая при внедрении стоимостного управления в компаниях, — невозможность  использования самой стоимости  для оперативного управления бизнесом. Дело в том, что сама стоимость  не всегда отражает исключительно результат  работы менеджеров: на нее влияют внешние  факторы (например, прогноз развития рынка или поведение инвесторов), и, кроме того, формула ее расчета  слишком сложна для понимания  рядовыми сотрудниками. Именно поэтому  в мире для управления стоимостью используют показатели на основе экономической  прибыли, которые, с одной стороны, в наибольшей степени коррелируют  с рыночной оценкой стоимости, а  с другой стороны, могут быть использованы в оперативном управлении компанией. Одним из наиболее распространенных показателей является экономическая  добавленная стоимость (EVA – Economic Value Added). EVA отражает успехи менеджмента  по достижению стратегической цели бизнеса  — максимизации стоимости компании. При этом задача определения рычагов  воздействия на стоимость в таком  случае сводится к определению финансовых факторов, которые в наибольшей степени  влияют на экономическую добавленную  стоимость.

Экономическое сообщество неоднократно ставило перед собой  вопрос, заключающийся в максимально  эффективном использовании ресурсов и получении максимальной отдачи на вложенный капитал. В связи  с ответом на данный вопрос происходила  эволюция концепций управления компанией. В качестве базовых концепций  выдвигались: концепция оптимального соотношения долей собственного и заемного капитала, концепция увеличения доли предприятия на рынке, концепция  максимизации прибыли и уровня дивидендных  выплат, а также другие. В последнее  десятилетие базовой парадигмой развития бизнеса, принятой экономическим  сообществом, стала концепция управления стоимости компании. При правильной разработке, соответствующем контроле и надлежащем управлении выбранной технологией можно добиться запланированных результатов даже в период мирового финансового кризиса.

 

Вышеизложенные  размышления позволяют  сделать следующие выводы:

ü  Управление стоимостью – это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых (для каждой компании своих) факторах стоимости.

ü  Ориентация компании исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать положение дел в компании, степень эффективности ее деятельности и уровень конкурентоспособности.

ü  Главная задача управления стоимостью – наметить цели и пути изменения корпоративной культуры.

ü  Основной принцип Balanced Scorecard – управлять можно только тем, что можно измерить.

Правильное использование, достаточная методологическая поддержка  и соблюдение последовательности этапов внедрения концепции являются залогом  успеха преобразований в компании. Применение последних достижений управленческой мысли, современных способов расчета  позволяет фирме повысить свою эффективность, увеличить конкурентоспособность  и устойчивость бизнеса.

В России о концепции Value Based Management  написаны уже десятки статей, Хотя те или иные элементы концепции управления стоимостью пробовали внедрить практически в каждой компании, в целом, результаты оказались скорее отрицательными, нежели положительными. Причин такому исходу несколько. Первая и, пожалуй, наиболее значительная проблема - отсутствие в России сколько-нибудь значительного количества публичных компаний. К чему это ведет? Эффективный фондовый рынок и прозрачный рынок слияний и поглощений выявляют предпочтения и ожидания инвесторов и позволяют в автоматическом режиме фиксировать нынешнюю стоимость почти любой компании. Без него определение стоимости превращается в мучительную проблему подбора параметров, в «угадайку», исход которой зависит от квалификации эксперта.

 

Во-вторых, практика показывает, что освоение VBM следует  за настойчивым пожеланием достаточно продвинутых акционеров и проводится в первую очередь в их интересах. Но из-за неустойчивости бизнеса в  России отношение акционеров к своему делу больше напоминает игру в рулетку, чем классические ожидания возврата на вложенный капитал.

Однако есть и  положительный результат внедрения  концепции управления стоимостью на российском рынке. Такими примерами  являются четыре компании: РОСНО, «Нижфарм», «Калина» и МТС, в которых управление стоимостью успешно используется на практике. Опыт этих компаний наглядно демонстрирует, что  на пути внедрения концепции по управлению стоимостью нет непреодолимых препятствий. Вместе с тем, очевидно, что это результат кропотливой и многолетней работы.

                 

Список литературы.

 

1.      Rappaport A. Creating Shareholder Value: A Guide for Managers and Investors.  New York: The Free Press, 1997. 224 p.

2.      Stewart В. The Quest for Value: a Guide for Senior Managers. New York: Harper Collins Publishers, 1991. 800 p.

3.      Запорожский А.И. Управление стоимостью компании и стратегический анализ на основе модели Modified Cash Value Added (MCVA) // Корпоративные финансы, 2007.  ╧ 1.  С. 78-110.

4.      Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. 272 с.

5.      Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости // Управление компанией, 2008. ╧5, С. 60 - 65.

6.      Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд., перераб.и доп. / Коупленд Т.       [и др.]  М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 576 с.

7.      Макаренков Ф., Дэмшин В. Концепция управления стоимостью предприятия // Управление компанией. 2001. ╧4. С.19 - 23.

8.      Битюцких В.Т. Мифы финансового анализа и управление стоимостью компании.  М.: Олимп-Бизнес, 2007. 224 с.

9.      Каплан Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в реальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.

10.  Скотт М. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости.  М.: Олимп-Бизнес, 2005. 432 с.

  

Публикации  с ключевыми словами: стоимость  
Публикации со словами: стоимость  
Смотри так же:

  • Глава Минобразования предложил повысить стоимость обучения в вузе в пять раз
  • 77-30569/219888 Расчет стоимости жизненного цикла сложного машиностроительного изделия при принятии решения о совершенствовании проекта

Тематические  рубрики:

  • Первые публикации

   

 

ФОТОРЕПОРТАЖИ


 

СОБЫТИЯ

Всероссийская научно-практическая конференция с международным  участием «Дидактика межкультурной  коммуникации в иноязычном образовании: теория и практика» 
 
XIX Международная научно-практическая конференция студентов и молодых учёных "Современные техника и технологии" (СТТ-2013)

 

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

29.05.2013 
Международная конференция "Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании - 2013 (ВИТ-2013)"  
 
28.05.2013 
X Международная научно-практическая конференция "Инновации на основе информационно-коммуникационных технологий" (ИНФО-2013)  
 
20.05.2013 
Международная научно-техническая конференция "Информационные технологии и информационная безопасность в науке, технике и образовании "ИНФОТЕХ -2013"  
 
17.05.2013 
XV конференция Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского  
 
13.05.2013 
Международная студенческая олимпиада "Инфотелеком 2013" 


 

Авторы

Пресс-релизы

Библиотека

Конференции

Выставки

Архив

Информация о проекте

 

 

Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: понедельник-пятница c 12-00 до 20-00)

RSS


© 2003-2013 «Наука и  образование» Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: понедельник-пятница c 12-00 до 20-00)


 

Актуальность темы исследования. Современной целью управления производственной организацией является рост ее стоимости, обусловливающий повышение благосостояния собственников и, как следствие, укрепление конкурентоспособности национальной экономики, ее позиций в глобальном экономическом пространстве. Тем не менее, отечественные предприятия имеют низкую стоимость, что вызвано неэффективностью управления и ориентацией на максимизацию текущей прибыли, а не стоимости бизнеса. Акции большинства российских промышленных предприятий не обращаются на открытом фондовом рынке, низка их инвестиционная привлекательность и, соответственно, ограничены объемы привлечения инвестиций. Следовательно, для успешного развития производственной организации менеджеры должны перейти на управление, ориентированное на увеличение стоимости компании, и осуществлять стратегическое планирование, разработку нормативов и программ, а также мотивацию персонала с позиций этого подхода.

В процессе управления руководство  предприятия сталкивается с различного рода ситуациями, обусловливающими негативное воздействие факторов на величину его  стоимости. Выработка мер по поддержанию  уровня стоимости промышленного  предприятия требует методического  обоснования, обеспечивающего эффективность  этих решений.

В современных условиях при  возникновении проблемных ситуаций менеджерам приходится проводить комплексный анализ ситуации и имеющихся возможностей организации. В каждом конкретном случае они вынуждены разрабатывать последовательность управленческихдействий, проводить расчет требуемых изменений показателей для достижения стратегической цели и выбор оптимальной альтернативы, зачастую основываясь на методе проб и ошибок. Использование ситуационного подхода в управлении стоимостью промышленного предприятия позволит руководству организации обоснованно прогнозировать ее изменение в результате наступления той или иной ситуации негативного характера и формировать комплекс необходимых решений. Разработка целостной системы наиболее вероятных негативных ситуаций и свойственных им изменений факторов стоимости, утверждение перечня альтернативных управленческих мер с учетом чувствительности стоимости к формирующим ее показателям - все это позволит осуществлять выбор оптимального решения.

Состояние научной разработанности  проблемы. Теоретическую базу исследования составили труды таких известных  зарубежных ученых-экономистов, как Коупленд Т., Коллер Т, Муррин Д., Модильяни Ф., Миллер М., Лиис Ф., Холт Роберт Н., Уолш К., Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Среди российских ученых разработкой этой проблематики занимались Валдайцев С.В., Григорьев В.В., Грязнова А.Г., Островкин И.М., Козырь Ю.В., Мильнер Б. и ряд других исследователей. В своих их работах они описывают основные методологические положения оценки и управления стоимостью предприятия, преимущества этого подхода к управлению организацией перед иными способами.

Характерные черты ситуационного  подхода к управлению достаточно полно представлены в исследованиях Мескона М.Х., Кунца Г., О'Доннела С., Томилова В.В. Ими показано, что основной источник повышения эффективности управления состоит в учете ключевых факторов, влияющих на объект в каждый момент времени. Вместе с тем исследованию отдельных аспектов управления стоимостью предприятия с точки зрения анализа конкретных ситуаций в российских реалиях, чувствительности стоимости предприятия к формирующим ее факторам посвящены работы отечественных исследователей, таких, как Егерев И.А., Екатеринославский Ю.Ю., Патрушева Е.Г., Смирнова В.В., Мордашов С.И.

В трудах этих авторов дается обоснование концепций управления стоимостью предприятия, раскрываются основные положения оценки и управления стоимостью на основе расчета коэффициентов  ее чувствительности, приводятся примеры  влияния отдельных факторов и  ситуаций на стоимость бизнеса. Однако, комплексный ситуационный подход к  управлению стоимостью производственной компании, включающий определение ключевых показателей стоимости, классификацию  ситуаций и управленческие рекомендации, разработан недостаточно.

Для принятия взвешенного  решения руководству предприятия  необходимо спрогнозировать, в каком направлении пойдет развитие организации в результате наступления той или иной ситуации, и подготовить комплекс решений, которые следует принять в этом случае. Для этого требуется разработка перечня возможных ситуаций, содержания и последовательности управленческих решений, соответствующих каждой из них, что позволит менеджменту предприятия сориентироваться в изменившейся обстановке и выбрать правильный курс дальнейшего развития.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики управления стоимостью промышленного  предприятия в условиях действия негативных событий.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих  задач:

- изучить основные положения  и концепции управления стоимостью  предприятия;

- выбрать ключевой метод  оценки стоимости предприятия  для целей управления в условиях  российского рынка;

- выявить и рассмотреть  основные факторы стоимости компании, соответствующие выбранному методу  оценки;

- исследовать чувствительность  стоимости к формирующим ее  факторам с целью выбора оптимального  решения в каждом конкретном  случае;

- разработать процесс  ситуационного управления стоимостью  предприятия как последовательность  принимаемых менеджерами решений;

- представить классификации  возможных негативных ситуаций  с учетом изменения факторов  внутренней и внешней среды;  разработать комплекс управленческих  действий, способных обеспечить  неизменность количественного значения  стоимости компании;

- на основе разработанной  методики представить комплекс  управленческих мер для сохранения  стоимости промышленного предприятия  Ярославского региона.

Объектом исследования является процесс управления стоимостью промышленного  предприятия.

Предмет исследования - методика управления стоимостью промышленного  предприятия в условиях наступления  негативных ситуаций.

Методологическая и теоретическая  основа исследования. В диссертационной  работе использованы общенаучные методы исследования: синтеза, анализа, аналогии, обобщения, а также общеэкономические: классификации, группировки, формализации, моделирования, эмпирического исследования.

Были использованы также  конкретно-аналитические методы: дисконтирования, экспертных оценок, рыночных аналогий.

В качестве информационной базы использованы материалы специализированных источников, а также результаты авторских  исследований взаимосвязи негативных ситуаций с изменением факторов внутренней и внешней среды.

Тема диссертационной  работы соответствует пунктам 15.2 (Формирование механизмов устойчивого развития экономики  промышленных отраслей, комплексов, предприятий) и 15.13 (Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов) паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством.

Научная новизна результатов  исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:

1. Обоснован ряд ключевых  положений ситуационного подхода  применительно к управлению стоимостью  промышленного предприятия, включающий  выбор приоритетных факторов и направлений поддержания ее уровня при наступлении негативных событий.

2. Разработан процесс ситуационного  управления, включающий этапы анализа  возможностей предприятия и отбора  наиболее результативных факторов, компенсирующих потерю стоимости.

3. Предложена классификация  возможных негативных ситуаций  и разработан комплекс моделей  количественной зависимости величины  стоимости от формирующих ее  факторов, на основании которого  осуществляется поддержание стоимости  предприятия.

4. В процессе ситуационного  управления стоимостью промышленного  предприятия при выборе управляемых  факторов предложено ранжировать  их по степени чувствительности  и с учетом возможностей организации,  что обеспечит поддержание стоимости  бизнеса с наибольшей результативностью.

Практическая значимость работы заключается в том, что  положения и рекомендации могут  быть использованы менеджерами при  принятии решений о нивелировании  негативных изменений факторов стоимости  и обеспечении поддержания стоимости  промышленного предприятия при  наступлении негативной ситуации. Кроме  того, положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном  процессе в преподавании дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Оценка недвижимости и бизнеса».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной  работы изложены и получили одобрение  на следующих научных конференциях:

1. Международная научно-практическая  конференция «Реформирование системы управления на современном предприятии» (Пенза, РИО ПГСХА, 2005 г.).

2. Международная научно-практическая  конференция «Инновационное развитие экономики: теория и практика» (Ярославль, ЯрГУ, 2005 г.)

Авторская методика апробирована при анализе деятельности ОАО «Автодизель», одного из ведущих предприятий машиностроительной отрасли России.

Публикация результатов  исследования. По теме диссертации  опубликовано 5 работ общим объемом 1,6 п.л., в том числе 3 статьи и 2 доклада  на международных конференциях.

Структура работы. Диссертация  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 129 источников, и 20 приложений. Основной текст изложен на 151 странице, в  нем представлено 7 рисунков и 22 таблицы.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)", Белкин, Дмитрий Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование процесса управления стоимостью промышленного  предприятия на основе ситуационного  подхода позволяет сделать следующие  выводы:

Информация о работе Процесс управления стоимостью компании