Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа
Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью.
Ред. совет
Архив
Приложение к журналу
Логин регистрация |
Эл № ФС 77 - 48211.
Государственная регистрация №
Процесс управления стоимостью компании автор: Сметанина Е. А.
E-mail: Kattyas@mail.ru Научный руководитель: д.т.н., д.э.н. Омельченко И.Н.
Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью. Отечественные авторы не предлагают четких рекомендаций и конкретных инструментов для внедрения и использования технологии VBM для целей управления компанией, в том числе для целей антикризисного управления. Разразившийся мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что ориентация исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать положение дел в компании, степень эффективности ее деятельности и уровень конкурентоспособности. Необходим критерий иного рода, не зависящий от краткосрочного колебания процентных ставок, уровней валют и защищенный от фальсификаций и манипуляций как со стороны самой компании и ее руководителей, так и со стороны внешних пользователей: финансовых аналитиков, конкурентов и т.д. Таким показателем может выступать внутренняя стоимость компании, максимизация которой становится главной целевой установкой ее деятельности. Однако одного признания стоимости компании главным ориентиром не достаточно, необходим алгоритм, ясный и последовательный механизм внедрения, который сделает процесс управления удобным и эффективным для руководителей всех уровней. Концепция управления
стоимостью компании возникла в начале
80-х годов XX века как продукт стратегического
и управленческого консалтинга.
Истоки концепции лежат в американской
управленческой культуре. При этом
в последние десятилетия
Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация методов оценки и анализа результатов ее деятельности. Это выражается в переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании.[4] Финансовая модель
подразумевает признание 1) Величины ожидаемых денежных потоков, которые будут сгенерированы имеющимися и будущими активами фирмы; 2) Времени возникновения этих потоков; 3) Уровня риска, присущего инвестициям данной компании, обеспечивающих создание этих потоков. В настоящее время не только относительно молодые, но и давно работающие традиционные консалтинговые компании, такие как McKinsey & Co., Boston Consulting Group (BCG), Booz&Co., A.T. Kearney, предлагают широкий спектр услуг в области управления стоимостью, включая в ряде случаев свои собственные модели VBM. Концепция стоимости базируется на следующих принципах: 1) Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании – это поток денежных средств, генерируемый компанией. 2) Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечении капитала. 3) В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании. Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.[5] Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости, представленных на рис.2.
Исследования, проведенные американскими экономистами в 2001 г. и актуальные на сегодняшний день, приводят нас к выводу достоинствах и недостатках, связанных с принятием техник концепции управления стоимостью компании. (Табл.1) Таблица 1. Достоинства и недостатки концепции Value Based Management.
Управление стоимостью перестало быть функцией исключительно руководящего аппарата и призвано усовершенствовать принятие решений на всех уровнях организации. А значит, менеджерам
низшего звена нужно научиться
использовать стоимостные показатели
для принятия более эффективных
решений. Управление стоимостью требует
регулировать баланс наравне с отчетом
о прибылях и убытках и поддерживать
разумное равновесие между долгосрочными
и краткосрочными целями деятельности.
Если управление стоимостью внедрено
и организовано должным образом,
корпорация получает огромные выгоды.
Такое управление, по сути, представляет
собой непрерывную Таблица 2. Влияние VBM на результаты деятельности компании.
Какой вывод следует из вышесказанного? Управление стоимостью — это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. Но управление стоимостью не должно сводиться к методологии стоимостной оценки. Его главная задача — наметить цели и пути изменения корпоративной культуры.[6] Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений. При хорошо отлаженном управлении стоимостью управленческие процессы, такие как планирование и оценка результатов деятельности, обеспечивают тех, кто принимает решения на разных уровнях организации, верной информацией и необходимыми стимулами для создания новой стоимости. Так, руководителю деловой единицы нужны данные, которые позволили бы ему количественно определить и сравнить стоимости альтернативных стратегий его предприятия. Оценивать работу менеджера следует, исходя из долгосрочных и краткосрочных целевых нормативов, которые служат показателями успеха в достижении конечной общей цели создания новой стоимости. Управление стоимостью
действует и на других уровнях
организации. Для производственных
менеджеров и руководителей отделов
могут быть установлены такие
цели и критерии оценки труда, которые,
с учетом конкретных обстоятельств,
привязаны к единой стратегии
деловой единицы. Для каждого
отдела или функциональной области
деловой единицы можно Внедрение системы
управления стоимостью достаточно продолжительный
процесс, так западные специалисты
оценивают его
Value Based Management – это
концепция управления, направленная
на качественное Но, как известно,
для того чтобы управлять чем-либо
необходимо уметь это измерять. В
приложении к VBM это означает, что
необходим инструмент, позволяющий
оценить отдачу от инвестированного
в компанию капитала. В 80-х – 90-х
годах появился целый ряд показателей
(на основе некоторых из них в
дальнейшем возникли даже системы управления:
например, EVA и EVA-based management), отражающих
процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EV Что касается современных
концепций управления стоимостью компании,
то наиболее известными из них являются:
стратегия конкурентной борьбы по Майклу
Портеру и модель «Пентагон» McKinsey ( Подход Портера
к созданию стоимости можно использовать,
анализируя привлекательность отрасли
и конкурентные преимущества в качестве
источников создания стоимости компании.
В свою очередь модель «Пентагон» McKinsey построена
на сбалансированной системе показателей
(Balanced Scorecard BSC). Основной принцип Balanced Scorecard, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить.[9] Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает. Balanced Scorecard делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании. Первоначально авторы
Balanced Scorecard предложили четыре направления
оценки эффективности, отвечающие на самые
значимые для успешной деятельности
компании вопросы: финансы (каково представление
о компании у акционеров и инвесторов?),
клиенты (какой компанию видят покупатели
ее продуктов?), внутренние бизнес-процессы
(какие бизнес-процессы требуют оптимизации,
на каких организации стоит
Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Они называются ключевыми факторами стоимости. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения. Фактор стоимости — это переменная, влияющая на стоимость компании. Однако чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации.[10] Необходимо разработать
систему факторов стоимости —
до самого детального уровня, где фактор
стоимости увязывается с
Увязка факторов стоимости с деловыми решениями позволяет сформировать «дерево» факторов стоимости, которое в свою очередь облегчает принятие правильных решений. Факторы стоимости
нельзя рассматривать в отрыве друг
от друга. По этой причине целесообразно
анализировать различные
Сценарии показывают,
как скажутся на стоимости компании
или ее деловой единицы различные
сочетания совместимых Факторы стоимости и сценарии придают управлению стоимостью реалистичность, поскольку связывают действия менеджеров с их последствиями для стоимости компании. Все вместе эти элементы составляют стоимостное мышление, без которого невозможно подлинное управление стоимостью. Обратимся теперь к управленческим процессам, необходимым для внедрения этого мышления во всех звеньях компании. Управление стоимостью компании начинается с определения стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей соответствующей информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно руководство сможет расставить приоритеты и определить ключевые факторы стоимости верхнего уровня. Как правило, первый этап в данном процессе — определение финансовых факторов стоимости. На первый взгляд, задача определения финансовых факторов стоимости и построения системы финансовых показателей кажется тривиальной и не требующей пояснения. Сегодня известны различные схемы финансового анализа, такие как схема Дюпон, дерево ROIC. Почему бы просто не воспользоваться данными подходами и не построить систему показателей на основе одного из них? Те, кто так рассуждают, отчасти правы. Построение современной системы показателей невозможно без стандартных схем финансового анализа. Схемы могут быть использованы для разложения показателей верхнего уровня на подфакторы, однако основа системы показателей должна состоять только из ключевых факторов, которые непосредственно влияют на стоимость компании. Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.(см. Рис.5) Одна из проблем,
возникающая при внедрении Экономическое сообщество
неоднократно ставило перед собой
вопрос, заключающийся в максимально
эффективном использовании Вышеизложенные размышления позволяют сделать следующие выводы: ü Управление стоимостью – это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых (для каждой компании своих) факторах стоимости. ü Ориентация компании исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать положение дел в компании, степень эффективности ее деятельности и уровень конкурентоспособности. ü Главная задача управления стоимостью – наметить цели и пути изменения корпоративной культуры. ü Основной принцип Balanced Scorecard – управлять можно только тем, что можно измерить. Правильное использование,
достаточная методологическая поддержка
и соблюдение последовательности этапов
внедрения концепции являются залогом
успеха преобразований в компании.
Применение последних достижений управленческой
мысли, современных способов расчета
позволяет фирме повысить свою эффективность,
увеличить В России о концепции Value Based Management написаны уже десятки статей, Хотя те или иные элементы концепции управления стоимостью пробовали внедрить практически в каждой компании, в целом, результаты оказались скорее отрицательными, нежели положительными. Причин такому исходу несколько. Первая и, пожалуй, наиболее значительная проблема - отсутствие в России сколько-нибудь значительного количества публичных компаний. К чему это ведет? Эффективный фондовый рынок и прозрачный рынок слияний и поглощений выявляют предпочтения и ожидания инвесторов и позволяют в автоматическом режиме фиксировать нынешнюю стоимость почти любой компании. Без него определение стоимости превращается в мучительную проблему подбора параметров, в «угадайку», исход которой зависит от квалификации эксперта. Во-вторых, практика показывает, что освоение VBM следует за настойчивым пожеланием достаточно продвинутых акционеров и проводится в первую очередь в их интересах. Но из-за неустойчивости бизнеса в России отношение акционеров к своему делу больше напоминает игру в рулетку, чем классические ожидания возврата на вложенный капитал. Однако есть и
положительный результат Список литературы. 1. Rappaport A. Creating Shareholder Value: A Guide for Managers and Investors. New York: The Free Press, 1997. 224 p. 2. Stewart В. The Quest for Value: a Guide for Senior Managers. New York: Harper Collins Publishers, 1991. 800 p. 3. Запорожский А.И. Управление стоимостью компании и стратегический анализ на основе модели Modified Cash Value Added (MCVA) // Корпоративные финансы, 2007. ╧ 1. С. 78-110. 4. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. 272 с. 5. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости // Управление компанией, 2008. ╧5, С. 60 - 65. 6. Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд., перераб.и доп. / Коупленд Т. [и др.] М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 576 с. 7. Макаренков Ф., Дэмшин В. Концепция управления стоимостью предприятия // Управление компанией. 2001. ╧4. С.19 - 23. 8. Битюцких В.Т. Мифы финансового анализа и управление стоимостью компании. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 224 с. 9. Каплан Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в реальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с. 10. Скотт М. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 432 с. Публикации
с ключевыми словами: стоимость
Тематические рубрики:
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Актуальность темы исследования.
Современной целью управления производственной
организацией является рост ее стоимости,
обусловливающий повышение благ
В процессе управления руководство
предприятия сталкивается с различного
рода ситуациями, обусловливающими негативное
воздействие факторов на величину его
стоимости. Выработка мер по поддержанию
уровня стоимости промышленного
предприятия требует
В современных условиях при
возникновении проблемных ситуаций менеджерам приходится проводить комплексный
анализ ситуации и имеющихся возможностей
организации. В каждом конкретном случае
они вынуждены разрабатывать последовательность управленчес
Состояние научной разработанности
проблемы. Теоретическую базу исследования
составили труды таких
Характерные черты ситуационного подхода к управлению достаточно полно представлены в исследованиях Мескона М.Х., Кунца Г., О'Доннела С., Томилова В.В. Ими показано, что основной источник повышения эффективности управления состоит в учете ключевых факторов, влияющих на объект в каждый момент времени. Вместе с тем исследованию отдельных аспектов управления стоимостью предприятия с точки зрения анализа конкретных ситуаций в российских реалиях, чувствительности стоимости предприятия к формирующим ее факторам посвящены работы отечественных исследователей, таких, как Егерев И.А., Екатеринославский Ю.Ю., Патрушева Е.Г., Смирнова В.В., Мордашов С.И.
В трудах этих авторов дается
обоснование концепций
Для принятия взвешенного
решения руководству
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики управления стоимостью промышленного предприятия в условиях действия негативных событий.
Поставленная цель обусловила
необходимость решения
- изучить основные положения
и концепции управления
- выбрать ключевой метод
оценки стоимости предприятия
для целей управления в
- выявить и рассмотреть
основные факторы стоимости
- исследовать чувствительность
стоимости к формирующим ее
факторам с целью выбора
- разработать процесс
ситуационного управления
- представить классификации
возможных негативных ситуаций
с учетом изменения факторов
внутренней и внешней среды;
разработать комплекс
- на основе разработанной
методики представить комплекс
управленческих мер для
Объектом исследования является процесс управления стоимостью промышленного предприятия.
Предмет исследования - методика управления стоимостью промышленного предприятия в условиях наступления негативных ситуаций.
Методологическая и
Были использованы также
конкретно-аналитические
В качестве информационной базы использованы материалы специализированных источников, а также результаты авторских исследований взаимосвязи негативных ситуаций с изменением факторов внутренней и внешней среды.
Тема диссертационной работы соответствует пунктам 15.2 (Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий) и 15.13 (Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов) паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством.
Научная новизна результатов исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1. Обоснован ряд ключевых
положений ситуационного
2. Разработан процесс
3. Предложена классификация
возможных негативных ситуаций
и разработан комплекс моделей
количественной зависимости
4. В процессе ситуационного
управления стоимостью
Практическая значимость
работы заключается в том, что
положения и рекомендации могут
быть использованы менеджерами при
принятии решений о нивелировании
негативных изменений факторов стоимости
и обеспечении поддержания
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационной
работы изложены и получили одобрение
на следующих научных
1. Международная научно-
2. Международная научно-
Авторская методика апробирована
при анализе деятельности ОАО «
Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,6 п.л., в том числе 3 статьи и 2 доклада на международных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 129 источников, и 20 приложений. Основной текст изложен на 151 странице, в нем представлено 7 рисунков и 22 таблицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование процесса
управления стоимостью промышленного
предприятия на основе ситуационного
подхода позволяет сделать