Процесс управления стоимостью компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью.

Вложенные файлы: 1 файл

теория 2.docx

— 326.57 Кб (Скачать файл)

1. Предприятие предложено  рассматривать как бизнес (предпринимательскую деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), владеющий предприятием как имущественным комплексом и на его базе обеспечивающий создание потока доходов, который находит отражение в стоимости предприятия (бизнеса) и стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынках капитала. Соответственно, стоимость промышленного предприятия (организации) и стоимость бизнеса представляют собой идентичные понятия.

2. В наиболее концентрированном  виде концепция управления стоимостью  промышленного предприятия предполагает, что менеджеры нацеливаются на действия и управленческие решения, которые не столько увеличивают текущие или надежно планируемые на ближайшие периоды прибыли производственной организации, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно резко повысить текущую или будущую стоимость предприятия.

Ключевым подходом к управлению стоимостью производственной компании является концепция Value-Based Management (VBMj, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на основных факторах стоимости. В основе этой концепции лежит постулат, что стоимость предприятия определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, а новая стоимость создается лишь тогда, когда предприятие получает такуюотдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на его привлечение. При этом базис проводимого в диссертационной работе исследования составляет одна из разновидностей представленного подхода - концепция управления стоимостью промышленного предприятия на основе ситуационного подхода. Суть ее состоит в обеспечении эффективного управления предприятием при наступлении негативных ситуаций во внешней или внутренней среде и поддержании величины стоимости бизнеса на достигнутом уровне путем управления ее факторами

Рассмотренные в ходе исследования концепции управления стоимостью представляют большой интерес и для России, где идет постепенный переход  с позиций управления промышленными  предприятиями, ориентированным на максимизацию прибыли, на управление, направленное на поддержание и увеличение стоимости бизнеса.

3. Наиболее эффективным  для оценки стоимости действующего  и генерирующего положительную прибыль предприятия является доходный подход, в процессе которого стоимость рассчитывается как текущая стоимость будущих выгод, дисконтированных по норме доходности, отражающей рискованность инвестиций. При этом он, используя прогнозы и базовые предположения о развитии организации в будущем, позволяет четко определить время наступления ожидаемых инвестором выгод и показывает, как снижается стоимость по мере того, каквыгоды отодвигаются дальше в будущее. Этот подход также позволяет инвесторам и собственникам рассчитать справедливую рыночную стоимость предприятия и его инвестиционную стоимость. В случае четкого отображения данного различия они могут легко увидеть выгоды отсинергии и принять информированные решения.

В контексте доходного подхода в качестве ключевого выделяется метод дисконтирования прогнозируемых доходов, ориентированный на фундаментальные показатели работы организации, свободный от рыночных оценок акций и из существующих на данном этапе развития экономической мысли методов оценки наиболее применимый для российских предприятий в условиях ситуационного управления стоимостью. Он позволяет оценить будущие доходы, которые ожидает получить инвестор от вложения в конкретный объект, на текущий момент времени с учетом стоимости принадлежащих предприятию материальных и нематериальных операционных активов.

В основе представленного  метода лежит ряд факторов, которые  составляют стоимость бизнеса и  описаны в работе. Путем управления именно этими показателями руководящее  звено предприятия способно обеспечить изменение величины стоимости.

Вместе с тем определена методика расчета чувствительности, управляемости и изменчивости показателей стоимости, которая позволяет рассчитать степень влияния каждого из них на изменение величины стоимости конкретного предприятия и выстроить приоритеты для процедуры принятия управленческих решений. При этом менеджменту организации с учетом имеющихся возможностей следует направлять усилия на управление факторами, оказывающими наиболее значительное позитивное влияние на ее стоимость.

4. В работе предложен  ситуационный подход к управлению  предприятием, который увязывает конкретные методы и приемы управления с определенными ситуациями для достижения целей производственной организации наиболее эффективным способом. Главнымпреимуществом его является возможность привязки форм и методов организации управления к характеристикам управленческих ситуаций, возникающих в результате деятельности производственного предприятия. Предприятие только тогда будет работать результативно, когда внутреннее функционирование организации будет согласовано с требованиями стоящих перед ней задач, ее техническим оснащением, внешним окружением, а также потребностями персонала.

5. На основе общих положений  ситуационного подхода дано определение  ситуационного похода применительно  к управлению стоимостью промышленного  предприятия, суть которого заключается  в управлении факторами стоимости  для поддержания величины стоимости  предприятия на достигнутом уровне  через предварительный анализ  различных ситуаций, возникающих  в деятельности организации, а  также представлен методологический  блок, соответствующий ему. Актуальность  изучения этого подхода связана  с тем, что все больше российских  организаций и предприятий оценивают  успешность своей деятельности  через показатель стоимости бизнеса  и, тем самым, акцентируют свое  внимание на сохранении и наращивании его величины.

Главным в использовании  ситуационного подхода к управлению стоимостью промышленного предприятия  является то, что он позволяет руководству  организации прогнозировать в каком  направлении пойдет развитие бизнеса  в результате наступления того или  иного события и подготовить  комплекс решений, которые необходимо будет принять в этом случае.

6. В ходе управления  предприятием при возникновении  негативной ситуации менеджерам следует действовать в соответствии с разработанной последовательностью этапов процесса ситуационного управления стоимостью. При этом в качестве ключевых позиций необходимо выделить:

- выбор стратегии управления  и метода преодоления сложившейся  ситуации;

- определение ограниченного  круга альтернативных показателей,  изменение которых обеспечит  поддержание (сохранение) стоимости  предприятия;

- изучение возможностей менеджмента организации по управлению каждым из представленных факторов;

- анализ чувствительности  стоимости к формирующим ее  факторам и расстановка приоритетов  для целей эффективного управления  показателем стоимости бизнеса.

Следование этой модели позволит сократить временные затраты  по принятию информированного и соответствующего ситуации управленческого решения и впоследствии составить комплекс негативных ситуаций разного рода с наработанной методикой нивелирования негативных изменений в стоимости предприятия.

7. В соответствии с разработанным  авторским процессом ситуационного  управления проводиться классификация  наиболее вероятных для действующего  предприятия негативных ситуаций, в процессе которой они группируются  по единству изменяющихся ключевых  факторов стоимости. Каждая ситуация  анализируется отдельно с учетом  изучения причин изменения показателей  стоимости, возможностей менеджеров предприятия по управлению факторами, определения ряда альтернативных факторов и разработкой моделей расчета требуемых абсолютных изменений ключевых показателей.

Проведение подобного  перечня мероприятий позволит в  итоге составить целостную систему  возможных неблагоприятных ситуаций и комплекс действий для решения  задачи сохранения стоимости предприятия  на достигнутом уровне при наступлении  соответствующего события и, оперируя полученными результатами, обеспечить высокую степень результативности при управлении организацией.

8. С использованием рассмотренного  доходного метода проведена оценка  стоимости крупного промышленного  предприятия Ярославского региона  (ОАО «Автодизель»), чтобы в дальнейшем использовать полученное значение в качестве базиса для исследования колеблемостивеличины стоимости при изменении факторов. Результаты оценки, основанной на фактических данных годовой бухгалтерской отчетности и составленных по имеющейся информации перспективных планах, показали высокий уровень капитализации анализируемой производственной организации по сравнению с аналогичными результатами прошлых лет, опубликованными в специализированных изданиях.

9. В соответствии с представленной  ранее методикой расчета чувствительности  определены коэффициенты чувствительности  стоимости ОАО «Автодизель» к изменению формирующих ее факторов первого и второго порядков и выстроена иерархия показателей для целей эффективного управления при возникновении негативной ситуации. Показано, что наиболее высокий уровень чувствительности стоимости этого предприятия связан с изменением ценовой политики и объемов реализации продукции, в то время как менее всего стоимость бизнеса чувствительна к вариабельности величины чистых инвестиций и процентной доли налоговых изъятий.

Рассмотрен ряд негативных ситуаций, вероятность возникновения  которых в деятельности ОАО «Автодизель» велика. При этом, в соответствии с разработанной методикой ситуационного управления при наступлении конкретного события, проведен комплекс мероприятий по нивелированию негативных изменений факторов и поддержанию (сохранению) стоимости бизнеса на достигнутом ранее уровне, что позволяет говорить о применимости данной модели на практике для совершенствования управления промышленным предприятием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Белкин, Дмитрий Александрович, 2006 год

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под ред. Стражева В. И. - Мн.: Высшая школа, 2003. - 480 с.

2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента : Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. - 480 с.

3. Баранов В. В. Финансовый менеджмент : Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях : Учебное пособие. М.: Дело, 2002. - 272 с.

4. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент. М. : ИНФРА-М, 2002. -240 с.

5. Баяндин Э., Шахвердова  А. Оценка и управление стоимостью  компании для высших руководителей  предприятий // Финансист, 2001, №5, с.22 26.

6. Белкин Д. А. Сущность, задачи и методы ситуационного подхода к управлению стоимостью промышленной компании // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, №10, 2005, с. 160-164.

7. Белкин Д. А. Управление стоимостью компании в ситуациях изменения факторов внутренней и внешней среды // Современные аспекты экономики, №16 (109), 2006, с. 190 198.

8. Белкин Д. А. Управление стоимостью промышленного предприятия на основе чувствительности факторов // Экономика и финансы, №19, 2006, с. 16-21.

9. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента, Т.1 К.: Ника-Центр,1999.-592 с.

10. Бочаров В. В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2001. - 144 с.

11. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М. : ЗАО «Олимп-бизнес», 1997. - 1120 с.

12. Бригхем Ю. Ф., Гапенски JI. Финансовый менеджмент : Полный курс : в 2-х т. : пер. с англ. / под ред. Ковалева В. В. СПб. : Экономическая школа, 1998.

13. Бригхем Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента : 5-е изд. / Сокр. пер. с англ. : ред. кол. Емельянов А. М., Воронов В. В., Кушлин В. И. и др. М.: РАГС, «Из-во «Экономика», 1998. - 823 с.

14. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. - 719 с.

15. Ван Хорн Дж., М. Вахович Дж. Основы финансового менеджмента. -М.: Вильяме, 2001.

16. Ван Хорн Дж. Основы  управления финансами / пер. с англ. : Гл. ред. серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 1996. - 800 с.

17. Веснин В. Н. Основы менеджмента М.: Дело, 1992.

18. Виханский О. С., Наумов А. И. Основы менеджмента : Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. - 239 с.

19. Гражданский кодекс  Российской Федерации : части  первая, вторая и третья. М.: Юрайт-М, 2002. - 462 с.

20. Григорьев В. В., Островкин И. М. Оценка предприятия. М. : Дело,2000.-215 с.

21. Грицына Н. М. Максимизация рыночной стоимости компании как основной критерий эффективности вертикальной интеграции (напримере ОАО НК «ЛУКОЙЛ») // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, №6, с. 23-33.

22. Гусев А. А. Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании // Финансовый менеджмент, 2005, №1, с. 57 66.

23. Демшин В. Оценка стоимости : доходный подход и безрисковая норма доходности // Рынок ценных бумаг, 2001, №12, с. 35 39.

24. Десмонд Г. М., Келли Р. Э. Руководство по оценке стоимости бизнеса / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. - 215 с.

25. Егерев И. А. Стоимость бизнеса : Искусство управления : Учебное пособие. М.: Дело, 2003. - 480 с.

26. Егерев И. А. Трансфертное ценообразование и стоимость компании // Рынок ценных бумаг, 2003, №1, с. 68 72.

Информация о работе Процесс управления стоимостью компании