Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является полный, объективный и всесторонний анализ понятие и значения государственного бюджета, а также бюджетной системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить значение государственного бюджета;
- описать структуру государственного бюджета;
- исследовать роль бюджета в стабилизации экономики Республики Беларусь;
- дать понятие и выявить сущность бюджетной системы;
- проанализировать структуру бюджетной системы Республики Беларусь;
Введение.......................................................................................................................3
1. Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике.......5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета...............................................5
1.2. Структура государственного бюджета Республики Беларусь.........................8
2. Бюджетная система Республики Беларусь..........................................................12
2.1. Сущность бюджетной системы Республики Беларусь...................................12
2.2. Структура бюджетной системы Республики Беларусь...................................20
3. Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь.............................................................25
Заключение.................................................................................................................32
Список использованных источников.......................................................................35
- перечень республиканских
- объем ассигнований на
- размер оборотной кассовой
наличности по
В законе «О республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год» устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели [3].
При утверждении ассигнований по разделам
и подразделам расходов республиканского
бюджета первоначально
Закон «О республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год» и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 декабря финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов [13, c. 27].
Составление проекта республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь.
Составлению проекта республиканского бюджета предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогнозы
основных параметров экономического развития
Республики Беларусь и параметров важнейших
денежно-кредитных показателей
Министерство экономики до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.
Национальный банк до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года [2, cт. 83].
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь. Непосредственное составление проекта республиканского бюджета производится Министерством финансов.
Проект основных
направлений бюджетно-
В проекте
основных направлений бюджетно-
- удельный вес прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- предельный размер дефицита консолидированного бюджета и основные источники его финансирования;
- изменения в законодательстве, принятие которых необходимо для реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;
- особенности межбюджетных отношений, в том числе взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами на очередной финансовый год;
- лимит государственного долга Республики Беларусь [2, cт. 85].
Среднесрочная
финансовая программа представляет
собой документ, содержащий данные
о возможностях бюджета по мобилизации
доходов и стратегии
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях:
- информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы;
- оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
- выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
- отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых: первый год – год, на который составляется бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год.
Среднесрочная
финансовая программа ежегодно корректируется
с учетом уточненных прогнозов основных
параметров экономического развития Республики
Беларусь и параметров важнейших
денежно-кредитных показателей
Таким образом, при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы:
- основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
- оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
- пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
- расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
- основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
- прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
- справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
- сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
- другие документы и материалы.
Вышеуказанные документы и материалы представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей [2, cт. 88].
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
- предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
- предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
- распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
- размеры межбюджетных трансфертов;
- нормативы бюджетной обеспеченности;
- расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
- доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
- расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе бюджетных программ (подпрограмм);
- распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
- перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
- объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;
- размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;
- лимиты внутреннего государственного долга и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь;
- перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета;
- иные показатели [2, cт. 89].
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, в котором по каждой программе указываются: название программы; нормативный правовой акт об утверждении программы; объем средств, направляемых на финансирование программы за счет средств республиканского бюджета, в том числе средств, предусматриваемых на финансирование государственных капитальных вложений, по разделам функциональной классификации расходов бюджета и распорядителям бюджетных средств, являющимся заказчиками программы.
Вместе с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ на очередной финансовый год [2, cт. 90].
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь и начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.
Порядок организации
работы по составлению проекта
Методическое
руководство, составление проекта
республиканского бюджета, расчетных
показателей по консолидированному
бюджету и определение
В соответствии
со сроком представления проекта
республиканского бюджета на очередной
финансовый год, установленным Правительством,
Министерство финансов готовит указания
о порядке и сроках представления
материалов, которые включают в себя
перечень показателей и формы, по
которым распорядители
В перечень показателей, определенных указаниями о порядке и сроках представления материалов, могут вводиться финансовые и другие ограничения, обязательные для всех распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
Распорядители
бюджетных средств, областные (Минский
городской) исполнительные комитеты в
соответствии с указаниями о порядке
и сроках представления материалов
должны своевременно, достоверно и
в полном объеме представлять в Министерство
финансов требуемые материалы. Министерством
финансов с участием представителей
распорядителей бюджетных средств,
областных (Минского городского) исполнительных
комитетов производится рассмотрение
указанных материалов с учетом их
соответствия цели, приоритетности и
эффективности использования
В случае, если согласование с распорядителями бюджетных средств, областными (Минским городским) исполнительными комитетами не достигнуто, Министерство финансов готовит свое заключение по несогласованным вопросам.
На основе
согласованных материалов Министерство
финансов разрабатывает проект республиканского
бюджета на очередной финансовый
год, который в форме проекта
закона вместе с расчетами, аналитическими
и другими материалами в