Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является полный, объективный и всесторонний анализ понятие и значения государственного бюджета, а также бюджетной системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить значение государственного бюджета;
- описать структуру государственного бюджета;
- исследовать роль бюджета в стабилизации экономики Республики Беларусь;
- дать понятие и выявить сущность бюджетной системы;
- проанализировать структуру бюджетной системы Республики Беларусь;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике.......5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета...............................................5
1.2. Структура государственного бюджета Республики Беларусь.........................8
2. Бюджетная система Республики Беларусь..........................................................12
2.1. Сущность бюджетной системы Республики Беларусь...................................12
2.2. Структура бюджетной системы Республики Беларусь...................................20
3. Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь.............................................................25
Заключение.................................................................................................................32
Список использованных источников.......................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

6013_-_Teoria_finansov_-_Gosudarstvennyy_byudzhet.docx

— 478.42 Кб (Скачать файл)

С текущего года отменены отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%. С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.

Таким образом, завершая данную главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что для дальнейшего совершенствования  организации государственного бюджета  и бюджетной системы в Республике Беларусь необходимо:

а) усиление роли системного анализа исполнения бюджета с целью выявления  возможностей и путей совершенствования  бюджетного процесса;

б) повышение  качества исходных прогнозных показателей  макроэкономического развития, используемых при разработке финансового плана  страны;

в) применение более прогрессивных методов  планирования и прогнозирования  социально-экономического развития, переход к многовариантному и среднесрочному составлению республиканского бюджета;

г) дальнейшее реформирование механизма межбюджетных отношений;

д) обеспечение прозрачности всех тех финансовых потоков, которые обслуживают государственные нужды.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании  проведенного в курсовой работе исследования государственного бюджета и бюджетной  системы Республики Беларусь можно  сделать следующие основные выводы.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, а также выполнения необходимых  социально-экономических функций. Это  сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и  доходов государства.

Государственный бюджет в современных условиях является самым мощным рычагом регулирования  рыночной экономики, так как в  нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает  и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно  рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства  заключается в достижении баланса  госбюджета, выражающегося в равенстве  его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге  выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими  и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного  фонда страны и его расходовании.

Бюджет  выступает также как главный  инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в  целях достижения большей социальной справедливости.

Основные  функции государственного бюджета  следующие: перераспределение национального дохода; осуществление социальной политики; осуществление научно-технической политики.

С развитием  социально ориентированной экономики  значительно возрастает политическое и социально-экономическое значение государственного бюджета, что объективно вызывает необходимость общественного  контроля за государственными расходами  и налоговой системой. Такой контроль возможен, если соблюдаются следующие  принципы построения бюджета: а) четкое определение всех статей доходов и расходов бюджета; б) обоснование статей бюджета интересами общества и юридическими законами; в) гласность бюджетных действий, доступных для понимания всеми гражданами государства, с обязательной публикацией проекта Госбюджета и закона о Госбюджете.

Госбюджет как сводный финансовый план государства  состоит из двух взаимосвязанных  частей – доходной и расходной. В  доходной части показываются источники  поступления средств в бюджет, в расходной – направление  их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расходных  статей:

а) расходы  на финансирование общественного хозяйства (государственные капитальные вложения, дотации, геологоразведочные и топографо-геодезические  работы, строительство автодорог, поддержка  сельского хозяйства и предпринимательства  и др.);

б) финансирование социально-культурных учреждений и  мероприятий (образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и др.);

в) содержание органов государственной власти и управления;

г) расходы  на оборону;

д) прочие расходы.

На практике расходная часть бюджета, как  правило, превышает доходную.

Бюджетная система Республики Беларусь представляет собой совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах  единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь, т.е. бюджетная система нашей страны включает в себя республиканский и местные бюджеты.

Структурными элементами бюджетной системы Республики Беларусь являются республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, включают в себя бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

В настоящее время можно выделить следующие основные недостатки государственного бюджета и бюджетной системы  Республики Беларусь.

Так, наблюдается низкое качество бюджетного планирования. Последнее подтверждается внесением многократных и существенных корректив в показатели бюджета в ходе его исполнения. Не практикуется разработка многовариантных бюджетов с последующим отбором наиболее оптимального сценария. Не практикуется и прогрессивное деление расходной части бюджета на «текущие расходы» и «бюджет развития». По оценкам специалистов, это приводит к неэффективному использованию ограниченных бюджетных средств.

Проведенное в курсовой работе исследование проблем государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь позволяет сформулировать несколько направлений совершенствования бюджетно-процессуального законодательства, а именно: разработка стандартной формы закона о бюджете, обеспечивающей единообразную структуру данного закона и сопоставимость бюджетных данных за разные годы; привлечение к работе над составлением проекта бюджета казначейства.

Кроме того, основными направлениями совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь являются:

- формирование новой концепции бюджетной политики. В первую очередь определение и детализация ее целей;

- снижения роли перераспределительных  процессов, осуществляемых белорусским  правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Они не  стимулируют у территориальных  органов власти развитие хозяйственной инициативы;

- финансирование местной производственной  базы как основы для получения  в будущем собственных бюджетных  доходов.

Для дальнейшего  совершенствования организации  государственного бюджета и бюджетной  системы в Республике Беларусь необходимо:

а) усиление роли системного анализа исполнения бюджета;

б) повышение  качества исходных прогнозных показателей  макроэкономического развития, используемых при разработке финансового плана  страны;

в) применение более прогрессивных методов  планирования и прогнозирования  социально-экономического развития, переход  к многовариантному и среднесрочному составлению республиканского бюджета;

г) дальнейшее реформирование механизма межбюджетных отношений;

д) обеспечение прозрачности всех тех финансовых потоков, которые обслуживают государственные нужды.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48с.
  2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г.: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г., одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 26 октября 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  3. О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  4. Аморин, В. Основа успешного исполнения – совершенствование бюджетного планирования / В. Аморин //Финансы. Учет. Аудит. – 2009. – № 1. – С. 13-14.
  5. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 362с.
  6. Антонова, Н.Б. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций / Н.Б. Антонова, А.В. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 134с.
  7. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы / М.П. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 243с.
  8. Бабич, А.М. Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Дело, 2005. – 275с.
  9. Бежанов, О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / О.Г. Бежанов; Под ред. М.А. Яхьева. – Минск, 2007. – 128с.
  10. Бойко, Т.С. Финансовое право: Учебное пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320с.
  11. Бушмин, Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу / Е.В. Бушмин // Финансы. – 2009. – № 6. – С. 4-8.
  12. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: Учебное пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432с.
  13. Государственный бюджет: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. – Минск: Выш. шк., 2005. – 240с.
  14. Государственные финансы: Учебное пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166с.
  15. Дмитриев, А.Е. Бюджетное управление: типичные ошибки / А.Е. Дмитриев //Экономика, финансы, управление. – 2007. – № 10. – С. 91-99.
  16. Заяц, А. Бюджетные отношения и совершенствование бюджетного процесса / А. Заяц //Финансы. Учет. Аудит. – 2006. – № 11. – С. 10-13.
  17. Колесов, А.С. Бюджетный процесс: сущность и совершенство / А.С. Колесов // Финансы. – 2010. – № 11. – С. 8-11.
  18. Круглов, В.А. Финансовое право: Учебное пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. – Минск: Выш. шк., 2005. – 160с.
  19. Лушин, С. Актуальные проблемы бюджета / С. Лушин //Экономист. – 2008. – № 6. – С. 63-71.
  20. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – № 7. – С. 13-14.
  21. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Адрес в Интернете: www.minfin.gov.by. – Дата доступа 15.11.2012.
  22. Пилипенко, А.А. Финансовое право: Учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 608с.
  23. Финансовое право: Учебное пособие / А.А. Вишневский, В.В. Малахов, И.В. Сауткин, С.М. Тихоненко; Под общ. ред. А.А. Вишневского. – Минск: Академия МВД РБ, 2005. – 168с.
  24. Финансовое право: Курс лекций / Сост. Е.А. Колмыкова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 208с.
  25. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Л.А. Ханкевич. – Минск: Молодежное научное общество, 2005. – 282с.
  26. Экономическая теория: Учебное пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примачонок, В.А. Воробьев и др.; Под ред. И.В. Новиковой. – Минск: БГЭУ, 2006. – 543с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

 

 

 

 

Кафедра Мировой экономики и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Теория финансов

на тему: «Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение»

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и М ,

4 курс, группа 914з                            _______________                   Ю.А.Махлова 

                                                                (подпись, дата)

 

 

 

 

 

Руководитель                                   ________________                    Ю.Ю.Королев

(ученая степень, звание)                    (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 


Информация о работе Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь