Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:35, курсовая работа
Цель работы — Разработка путей совершенствования кредитования корпоративных клиентов в ОАО «Россельхозбанк» дополнительном офисе №11 в г.Нижнеудинске.
Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи дипломной работы:
рассмотреть теоретические основы корпоративного кредитования в коммерческом банке
дать краткую характеристику банка;
рассмотреть организацию корпоративного кредитования в ОАО «Россельхозбанк» дополнительный офис № 11 в г. Нижнеудинске;
исследовать и провести анализ корпоративного кредитования в банке;
разработать пути совершенствования кредитования корпоративных клиентов в ОАО «Россельхозбанк» дополнительном офисе № 11 в г. Нижнеудинске;
1. Теоретические аспекты кредитования корпоративных клиентов 6
1.1 Понятие и принципы кредитования 6
1.2 Организация кредитования 13
1.3 Виды корпоративных кредитов 20
2. Анализ кредитования корпоративных клиентов ОАО «Россельхозбанк» дополнительного офиса № 11 в г. Нижнеудинеске 34
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 34
2.2. Организация кредитования 42
2.3. Анализ корпоративного кредитования 51
3. Пути совершенствования кредитования корпоративных клиентов в ОАО «Россельхозбанка» дополнительном офисе № 11 г. Нижнеудинска 66
3.1. Совершенствование кредитования корпоративных клиентов 66
3.2. Внедрение новых кредитных продуктов 82
Заключение 101
Список используемой литературы 104
Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента — это своего рода "цена" кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств.
Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собственные и другие нужды. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика. [38.–C.512.]
Возможность возникновения
и развития кредита связаны
с кругооборотом и оборотом
капитала. В процессе движения
основного и оборотного
Таким образом, кредит становится неизбежным атрибутом товарного хозяйства. Кредит берут не потому, что заемщик беден, а потому, что у него, в силу объективности кругооборота и оборота капитала, в полной мере недостает собственных ресурсов.
Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает кредит как одну из разновидностей займа с присущими ему особенностями. В соответствии с ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условия, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты за нее Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.819.
Существование кредита вызвано объективной необходимостью, и он играет существенную роль в процессе общественного производства. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный. С его помощью свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Капитал физически,
в виде средства производства, не может
переливаться из одних отраслей в
другие. Этот процесс осуществляется
в форме движения денежного капитала,
поэтому кредит в рыночной экономике
необходим, прежде всего, как эластичный
механизм перелива капитала из одних
отраслей в другие и уравнивания
нормы прибыли. Кредит разрешает
противоречие между необходимостью
свободного перехода капитала из одних
отраслей производства в другие и
закрепленностью
Вторая функция кредита - экономия издержек обращения. Кредит выполняет функцию замещения действительных денег кредитными деньгами. На первом этапе это было связано с вытеснением из обращения золота. На современном этапе данная функция проявляется через развитие безналичных расчетов, использование кредитных карточек, векселей, чеков, депозитных сертификатов, ускоряющих движение денежных потоков. Таким образом, кредит оказывает активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.
Третья функция кредита - стимулирующая. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. С этим тесно связана способность кредита ускорять концентрацию капитала. Заемные средства, присоединенные к собственным, расширяют либо масштабы производства, либо масштабы хозяйственных операций, что позволяет получить дополнительную прибыль, т. е. дополнительный источник. Если же говорить о роли кредита, то нельзя не отметить, что кредит на современном этапе выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики. Государства через центральные банки в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, платежного баланса страны, снижения уровня инфляции и других макроэкономических показателей проводят единую государственную денежно-кредитную политику.
Организация кредитования - совокупность элементов, обеспечивающих рациональное использование ссудных ресурсов, которая охватывает принципы, объекты, методы кредитования, планирование кредитных отношений, механизм предоставления и возврата ссуд, а также банковский контроль в процессе кредитования, т.е. включает в себя элементы, которые имеют связь с деятельностью по предоставлению ссудных ресурсов со стороны кредитора. В системе кредитования наиболее важными выступают такие основы, как субъекты кредита, обеспечение кредита, объекты кредитования. Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности бан. ссуд.
Субъектом кредитования
с позиции классического
Корпоративные клиенты – это юридические лица, клиенты коммерческого банка, кроме кредитных организаций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Выделяются
две основные функции организации
кредитования корпоративных клиентов
КБ:
1) макроэкономическая –
выполнение основной банковской задачи
аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования
в развитие экономики страны;
2) микроэкономическая
– получение основных доходов КБ.
Кредитование корпоративных заемщиков имеет специфические особенности: большой объем, высокая доходность, высокая рискованность.
Процесс предоставления
банковского кредита (в том числе
и корпоративному заемщику) состоит
из этапов:
заявки на кредит и проведение предварительных
переговоров;
Одним из самых важных этапов в процессе предоставления кредита, особенно, для корпоративного заемщика, является оценка его кредитоспособности и платежеспособности.
Платежеспособность клиента – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитный процесс - это процесс организации кредитной
деятельности банка, состоящий из совокупности
последовательных этапов: от рассмотрения
кредитной заявки до погашения ссудной
задолженности кредитополучателем.
Традиционная схема организации работы
многих коммерческих банков по обслуживанию
клиентов - потенциальных кредитополучателей
долгое время строилась как многоконтактная
модель сотрудничества клиента с различными
кредитными подразделениями в банке. [8.–C.687.]
Кредитоспособность – это только возможность предприятия погасить ссудную задолженность.
В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит эти понятия рассматриваются во взаимосвязи.
Оценка кредитоспособности клиента
обычно основывается на анализе следующих
факторов:
1) качество управления компанией (уровень
менеджмента);
2) характер кредитуемой заявки;
3) опыт работы КБ с данным конкретным клиентом;
4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность
клиента, положение клиента в отрасли;
5) финансовое положение клиента;
6) возможность предоставления клиентом
имущества для использования в качестве
обеспечения.
Для корпоративных клиентов особенно важно правильно провести анализ его финансового состояния, включая анализ структуры активов и пассивов, анализ денежных потоков, анализ финансовой устойчивости заемщика, анализ эффективности деятельности заемщика, комплексную оценку группы риска предоставляемого кредитного продукта.
Анализ величины денежных потоков заемщика позволяет определить достаточность активов и пассивов разных видов, уровень деятельности предприятия, достаточность у него денежных средств для погашения кредита КБ и процентов по нему. Анализ финансовой устойчивости заемщика позволяет оценить текущее состояние счетов предприятия, обеспечивающих его постоянную платежеспособность, их состояние на перспективу. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ эффективности предприятия проводится по направлениям: анализ рентабельности, анализ деловой активности.
Кредитный инспектор,
рассматривая результаты анализа финансового
состояния заемщика и применяя комплексную
рейтинговую систему, присваивает
кредитному проекту определенную группу
риска (класс заемщика). Далее составляется
письменное заключение о возможности
или невозможности
Процедуры принятия заявки на кредит, анализа кредитоспособности, подготовки кредитного договора, контроля за проведением платежей и погашением кредита, а также другие функции выполняются разными специалистами банка. В результате, с одной стороны, утверждается принцип функциональной специализации кредитных подразделений, а с другой - увеличивается количество согласований, растут операционные расходы, теряется оперативность принятия решений по различным вопросам кредитования. С точки зрения удобства для клиента такая схема не всегда является предпочтительной для использования, особенно в крупных банках, обладающих значительными финансовыми возможностями и разнообразной клиентурой. Клиент банка, особенно корпоративный заемщик, страдает в этом случае от необходимости множества контактов на разных уровнях управления: от банковского служащего, принимающего кредитную заявку, до менеджеров высшего управленческого звена.
В качестве альтернативы предлагается применять механизм "уполномоченного менеджера по кредитам", или, другими словами, схему одноконтактного обслуживания клиента банка [22.–C.432.]
Уполномоченный кредитный менеджер обеспечивает единую "точку контакта" между клиентом-кредитополучателем и банком и является центральным звеном в цепочке подразделений, ответственных за его обслуживание. Чтобы выполнить эту роль на высоком профессиональном уровне, менеджер по кредитам должен быть способен отвечать практически на любые вопросы клиента без обращения к другим должностным лицам банка. По сути, менеджер ведет себя с клиентом так, как если бы он отвечал за все обслуживание этого клиента.
В выполнении кредитных операций принимают участие следующие подразделения банка: кредитования, безопасности, юридическое, операционное, бухгалтерии (или подразделения, осуществляющие сопровождение кредита), при необходимости - подразделения, осуществляющие валютные операции, операции с ценными бумагами, подразделения по управлению рисками, финансирования жилищного строительства и др., а также дочерние компании банка, имеющие лицензию на совершение операций с недвижимостью.
Отдел (сектор) кредитования:
принимает участие
в формировании резерва на возможные
потери по ссудам, находящимся в
компетенции отдела; осуществляет классификацию
ссудной задолженности,
находящейся в ведении отдела; контролирует
полноту и правильность создания резерва
на возможные потери по ссудам в отделениях
области;
В области проведения кредитных операций:
В области инвестиционного