Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:59, курсовая работа
Целью курсового проекта является разработка финансовой стратегии для ЗАО «Русский Бисквит».
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой стратегии предприятия;
анализ финансовой деятельности предприятия;
разработать финансовую стратегию ЗАО «Русский Бисквит».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Подходы к определению финансовой стратегии предприятия 5
1.2 Классификация финансовой стратегии предприятия 11
1.3. Методика разработки финансовой стратегии компании 16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РУССКИЙ БИСКВИТ» 24
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов 25
2.3 Анализ рынков сбыта продукции, ценовой политики и конкурентоспособности 30
3. РАЗАРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИ ДЛЯ ЗАО «РУССКИЙ БИСКВИТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Рис. 1.3. Расчет результатов финансово-хозяйственной деятельности
Результат хозяйственной деятельности (РХД) с экономической точки зрения может быть определен как денежные средства предприятия после финансирования развития. РХД говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов (предприятие стоит перед скачком постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован именно положительным значением РХД).
Результат финансовой деятельности (РФД) отражает финансовую политику предприятия (привлечение заемных средств или функционирование без привлечения таковых). При его подсчете используется только движение финансовых потоков. На фазе привлечения заемных средств РФД становится положительным, на фазе отказа от привлечения заемных средств РФД становится отрицательным.
РФХД показывает величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно-производственной и финансовой деятельности фирмы. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности дает основание утверждать, что в деятельности фирмы имеет место превышение доходов фирмы над ее расходами, причем вывод этот может быть распространен не только на сегодняшний день, но и на весь, по крайней мере, будущий краткосрочный период. Также положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов.
Период положительного РФХД сменяется периодом отрицательного РФХД и так далее при условии нормального развития предприятия. Здесь крайне важно, чтобы компания не имела длительное время отрицательный РФХД.
Таким образом, матрица финансовых стратегий позволяет компании выработать финансовую стратегию в рамках существующей генеральной.
На основании выявленных категорий составляется матрица финансовых стратегий. Данные этой матрицы были рекомендованы французскими учеными Ж. Франшоном и И. Романе (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Матрица финансовых стратегий Ж. Франшона и И. Романе
РФД<<0 |
РФД=0 |
РФД>>0 | |
РХД>>0 |
РФХД=0 1 |
РФХД>0 4 |
РФХД>>0 8 |
РХФ=0 |
РФХД<0 7 |
РФХД=0 2 |
РФХД>0 5 |
РХД<<0 |
РФХД<<0 9 |
РФХД<0 6 |
РФХД=0 3 |
Данная матрица представляет от 1до 9 возможных состояний и видов финансовой стратегии, которые могут быть применены предприятием. При попадании компании в один из квадрантов, ей предлагаются возможные сценарии дальнейшего финансового развития компании, тогда возможно проанализировать финансовую стратегию в динамике.
Для российских предприятий матрица финансовых стратегий может быть очень полезной. В современных условиях в отечественных компаниях преобладают ситуации, описанные выше в квадрантах 6, 7, 9. Все они характеризуются дефицитом ликвидных средств предприятия.
Но для полнокомплексного инструмента разработки финансовой стратегии предприятия данный метод не достаточен и может применяться только как часть общей методики.
Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная Arthur D. Little. В основе подхода к портфельному анализу фирмы Arthur D. Little лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.
Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADL размерности 4*5, которая дополняется тщательно продуманным набором уточненных стратегий, стратегических решений. Для использования матрицы необходимо определить переменные, которые характеризуют стадию жизненного цикла и переменные, определяющие сильные стороны бизнеса и его относительное положение на рынке. Что касается сильных сторон бизнеса, то они определяются такими показателями, как общая конкурентоспособность бизнеса, отношение менеджмента к риску, наличие патентов, гарантийного обслуживания, вертикальной интеграции, общая эффективность бизнеса.
А.П. Градов свои варианты поведения в различных сферах финансовой деятельности не называет финансовой стратегией. Эти сферы идут как стратегия ценообразования, стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг, стратегия инвестиционной деятельности. По каждой из предложенных стратегий достаточно четко прописывает этапы реализации.
В таблице 1.2 более подробно отражены достоинства и недостатки рассмотренных методик.
Таблица 1.2
Критический анализ методик разработки финансовой стратегии
Автор методи-ки |
Достоинства методики |
Недостатки методики |
И.А. Бланк |
Проста в применении, четко прописан алгоритм разработки и выбора финансовой стратегии, механизм выбора финансовой стратегии предложен с учетом многих факторов |
Предлагается всего три вида финансовой стратегии. Данные стратеги не достаточно конкретизированы. Механизм выбора финансовой стратегии затруднен т.к. при оценке стратегической финансовой позиции компании могут быть образованны стратегические финансовые позиции не совместимые друг с другом. В качестве методов оценки стратегической финансовой позиции компании используются SWOT и PEST – анализ, которые имеют ряд существенных недостатков |
З. Аминова |
«Путешествие» из квадранта в квадрант предложенной матрицы делает возможным анализ стратегии предприятия в динамике. Можно не только сформулировать финансовую стратегию, но и модифицировать ее в результате изменения каких-либо параметров функционирования предприятия. Предложенные стратегии позволят предприятию принимать решения о комплексном использовании всех пассивов и активов |
Недостаточно прописан методический аппарат, отсутствуют ориентиры разработки финансовой стратегии компании. Затронуто только две области финансовой стратегии, а именно изменение заемных средств компании и реализация инвестиционных проектов. Финансовая стратегия намного многограннее, чем ее представляет автор методики, поэтому много аспектов остаются за гранью выбора финансовой стратегии не затронутыми, а именно работа на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, осуществление выбора ценовой политики компании. |
Фирма Arthur D. Little. |
Проста в применении и более точно указывает направление деятельности компании. Исходя из рекомендации матрицы, определяется размер прибыли, инвестиций и денежного потока. В основе анализа лежит концепция жизненного цикла отрасли |
Представлен ограниченный набор стратегий, в которых не меняется жизненный цикл, тем самым не учитывается динамика окружающей среды. Методический аппарат в плане разработки финансовой стратегии – отсутствует. Не все области финансовой стратегии четко прописаны и затронуты |
А.П. Градов |
Предлагает уточненные финансовые стратегии. Более многогранно представляется финансовая стратегия, поэтому предлагается ряд возможных сценариев поведения компании в области рынка ценных бумаг, рынка капитала, возможные стратегии ценообразования и инвестиций, как одних из составляющих финансовой стратегии |
Отсутствуют четкие методические описания по разработке финансовой стратегии. Не ясно, в какой конкретно ситуации компания должна использовать ту или иную стратегию (мотивация выбора). Слабо определены виды финансовой стратегии. Не достаточно полно и четко прописывается поведение компании на рынке денег и рынке ценных бумаг. Не указывается целесообразность и эффективность операций на рынке «коротких» и «длинных» денег, а просто предлагается ряд способов, приемов, с помощью которых можно максимально приблизиться к поставленной цели. |
Таким образом, мы рассмотрели несколько различных подходов к формулировке методического инструментария разработки финансовой стратегии предприятия. На основании вышеприведенных данных наиболее полной методикой представляется подход И.А. Бланка. Данное направление в дальнейших научных исследованиях можно расширить и углубить.
История бисквитной промышленности в г. Череповце началась на рубеже 80-90 годов прошлого века. По инициативе и под руководством мэра города того периода В.Е. Позгалева на Череповецкой кондитерской фабрике был построен и введен в эксплуатацию цех по производству бисквитных изделий. Это были плоские бисквитные пирожные. В то тяжелое время этот продукт доставлял радость многим горожанам. Однако начавшиеся экономические реформы, огромный поток кондитерских изделий из-за рубежа и множество других причин, не позволили эффективно развивать производство. Возрождение традиций началось в 1997 г., когда было создано предприятие «Русский Бисквит».
Сегодня компания «Русский Бисквит» один из крупнейших производителей бисквитных изделий в России. Ассортимент компании составляют более 100 видов превосходных кондитерский изделий, в том числе около 30 видов - шоколад.
В июне 2004 г. компания «Русский Бисквит» получила сертификат соответствия системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) и сертификат соответствия IQNet ISO 9001:2000, позволяющий расширить географические границы рынка до общеевропейских. Кроме того, это и подтверждение готовности компании «Русский Бисквит» при присоединении России к ВТО.
Широкий ассортимент высококачественной продукции получил признание потребителя. Торговая марка «Русский Бисквит» охватывает значительную долю рынка бисквитных изделий и становится брендом национального масштаба.
Для укрепления торговой марки «Русский Бисквит» и развития бренда, менеджментом компании разработан и успешно реализуется план перспективного стратегического развития.
Отрабатывается взаимодействие с известными итальянскими и немецкими кондитерскими компаниями, которое в будущем позволит реализовать совместные проекты по новым продуктам. В портфеле проектов компании находится ряд перспективных разработок с различным уровнем инвестиций. Некоторые проекты стали лауреатами российских и международных выставок.
Одна из главных задач ближней перспективы – программа по дальнейшему совершенствованию системы менеджмента качества. Компания «Русский Бисквит» имеет высокую социальную значимость для города и области.
Динамичные темпы развития, все более полный охват рынка, разработка и внедрение новых продуктов, наращивание мощностей производства дают основания компании «Русский Бисквит» стать лидером отрасли европейского уровня.
Основная цель маркетингового анализа – изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.
Анализ начнем с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ выпуска и реализации продукции в ЗАО «Русский Бисквит» за 2006–2011 гг. приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика выпуска продукции в ЗАО «Русский Бисквит» в 2006-2011гг.
Годы |
Объем производства продукции, тыс.шт. |
Абсолютный прирост, тыс.шт. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % | |||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | ||
2006 |
62489 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2007 |
72698 |
-552192 |
10209 |
11,63 |
116,34 |
-88,37 |
16,34 |
2008 |
84569 |
-540321 |
11871 |
13,53 |
116,33 |
-86,47 |
16,33 |
2009 |
92365 |
-532525 |
7796 |
14,78 |
109,22 |
-85,22 |
9,22 |
2010 |
104387 |
-520503 |
12022 |
16,70 |
113,02 |
-83,30 |
13,02 |
2011 |
115684 |
-509206 |
11297 |
18,51 |
110,82 |
-81,49 |
10,82 |
Из таблицы видно, что за шесть лет объем производства вырос на 110,8%. За рассматриваемый период на предприятии наблюдается увеличение объемов производства: от 62489 тыс.шт. в 2006 г. до максимального 115684 тыс.шт. в 2011 г. Наименьший объем производства продукции наблюдается в 2006 г., наибольший в 2011г. (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Динамика производства продукции в ЗАО «Русский Бисквит» в 2006-2011гг., тыс.шт.
Далее можно проанализировать и дать оценку структуре продукции. Структура товарного портфеля «Русского Бисквита» сегодня достаточно диверсифицирована и пополняется новыми продуктами (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Структура ассортимента продукции ЗАО «Русский Бисквит» в 2011г.
Как видно на рис. 2.2, наибольшим спросом в 2011г., первый продукт компании – 300 граммовые рулеты. В 2000 году начался выпуск кексов, максимальный уровень их производства пришелся на 2003 год (16 млн. единиц), и это позволило не только сохранить, но и увеличить общий объем продукции «Русского Бисквита». Затем в 2001 году было запущено производство вафельных тортов, которое устойчиво росло до 2006 года. В том же году были выведены на рынок мини-кексы, спрос на которые до сих пор демонстрирует подъем. В 2003 году появились мини-рулеты, выпуск которых уже в течение трех лет остается на высоком уровне (около 20 млн. единиц).
На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на взаимозаменяемые товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.
По данным таблицы 2.2 определим коэффициенты ценовой эластичности по рулетам массой с кремовыми начинками массой 300 гр.
Таблица 2.2
Эластичность спроса на рулеты бисквитные
Цена, млн руб. |
Объем спроса, усл. ед. |
Темп прироста, % |
Коэффициент эластичности |
Величина, млн. руб. | |||
цены |
Объема спроса |
спроса |
выручки |
затрат |
прибыли | ||
17,5 |
36000 |
630 000 |
567000 |
63 000 | |||
18,13 |
33800 |
3,6 |
-6,1 |
1,71 |
612 625 |
559700 |
52 925 |
18,75 |
32450 |
3,4 |
-4,0 |
1,16 |
608 438 |
528500 |
79 938 |
20 |
31800 |
6,7 |
-2,0 |
0,30 |
636 000 |
572400 |
63 600 |
21,25 |
30700 |
6,3 |
-3,5 |
0,55 |
652 375 |
587138 |
65 238 |
22 |
25500 |
3,5 |
-16,9 |
4,80 |
561 000 |
504900 |
56 100 |
22,5 |
19500 |
2,3 |
-23,5 |
10,35 |
438 750 |
394875 |
43 875 |
23 |
18700 |
2,2 |
-4,1 |
1,85 |
430 100 |
387090 |
43 010 |