Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав.....6

1.1. Особенности расходов бюджетов……………………………………..6

1.2. Классификации расходов……………………………………………..10

Глава 2. Действующая система организации расходов

бюджетов в Российской Федерации………………………………….…..17

2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы ……………..17

2.2. Расходы бюджета на национальную оборону………………………18

2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность……………………………………….19

2.4. Расходы бюджета на национальную экономику……………………20

2.5. Расходы бюджета на ЖКХ……………………………………………22

2.6. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия………..23

2.7. Охрана окружающей среды………………..…………………………27

2.8. Расходы бюджета на межбюджетные трансферты………………….28

Глава 3. Основные проблемы и подходы к их решению………………..31

Заключение…………………………………………………………………35

Список использованной литературы……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация расходов

В целях обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация. В соответствии с действующим законодательством расходы бюджетов имеют такие классификации:

–        функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

–        ведомственная классификация расходов федерального бюджета;

–        экономическая классификация расходов бюджетов РФ.

По роли в процессе воспроизводства расходы государственного бюджета подразделяются на две группы:

1) затраты, связанные с финансированием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

2) средства, используемые на содержание и развитие социальной сферы.

Расходы бюджета с учетом их перераспределительного характера играют большую роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Посредством бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в целях прогрессивных сдвигов в народно-хозяйственных пропорциях; стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств; влиять на ускорение научно-технического прогресса.

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета можно объединить в четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, национальная оборона, управление и правоохранительная деятельность. Данная структура бюджетных расходов в течение многих лет была относительно стабильной при сохранении сложившихся приоритетов распределения бюджетных средств. Основные ресурсы – примерно половина – направлялись на финансирование народного хозяйства, что обеспечивало реализацию экономической функции государства; около трети – на социально-культурные мероприятия.

В последние годы структура расходов бюджета претерпевает существенные изменения. Так, резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации значительная часть государственных предприятий преобразована в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное производство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики сохраняет свое значение.

Отраслевая группировка расходов государственного бюджета включает общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. В соответствии с действующим порядком расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., а в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение и спорт, социальную политику, государственное управление и т.п. [6, с.97-98].

Разделение расходов по отдельным отраслям народного хозяйства позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует выделять больше средств социальной сфере, обеспечивая ускоренные темпы ее роста. Вместе с тем состояние экономики, десятилетиями длящееся отставание аграрного сектора обуславливают необходимость бюджетных вложений и в отрасли материального производства. Сохраняется также в государственном бюджете целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др.

Целевое назначение использования ресурсов служит необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Для характеристики расходов государственного бюджета используется и организационная группировка, которая является основой распределения ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Структура расходов бюджетов каждого уровня управления определяется выполняемыми функциями.

Расходы государственного бюджета взаимосвязаны с его доходами. Данная взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию производственных и социальных процессов.

Расходы федерального бюджета включает следующие основные группы затрат: государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, погашение и обслуживание государственного долга и финансовая помощь регионам.

Основное место в расходах на национальную экономику занимают средства, выделяемые приоритетным отраслям экономики.

Значительные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплекс. Предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора. В этих целях средства используются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорого, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации важнейших целевых программ, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством объектов социальной сферы.

Объем расходов бюджета на народное хозяйство и их структура в последние годы претерпели существенные изменения. Средства бюджета обеспечивают решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансирование приоритетных мероприятий, связанных с быстрыми темпами развития базовых отраслей экономики; обеспечение реализации целевых комплексных программ, создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. В тоже время объем данных расходов имеет тенденцию к снижению. Но полного отказа от бюджетного финансирования отдельных отраслей не произойдет, поскольку, во-первых, будет продолжать функционировать ( но в меньших размерах) государственный сектор экономики, который потребует разработки и реализации государственных и инвестиционных программ, а следовательно, и их финансирования. Во-вторых, финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций или кредитов необходима для повышения темпов экономического роста. В-третьих, в определенной мере должна сохраниться государственная поддержка малого бизнеса и сельскохозяйственной отрасли. При этом бюджетные формы финансовой помощи могут быть несколько изменены. Например, будет происходить частичная замена бюджетного финансирования предоставлением льготных кредитов для развития материально-технической базы и пополнения оборотных средств.

Важная роль принадлежит расходам государства, направленным на регулирование отраслевой и территориальной структуры инвестиций. Особое внимание должно быть уделено средствам, используемым на поддержание и упрочнение тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии, но существование, которых жизненно важно для всего общества (машиностроение и др.).

Путем совершенствования структуры бюджетных расходов на народное хозяйство изменяются содержание и направленность экономической функции государства, которая из директивно-управляющей преобразовывается в регулирующую и стимулирующую.

Бюджетные средства используются на финансирование социально-культурных мероприятий, включая затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, и составляют менее 15% общей суммы расходов. При этом следует отметить, что существенная доля данных расходов возмещается за счет средств социальных внебюджетных фондов. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время, несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели далеки от оптимальных, что отражает уровень социального обслуживания населения нашей страны за счет бюджетных средств.

Анализ бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов на народное хозяйство. Увеличивая ресурсы бюджета, направляемые на обеспечение экономической функции, государство не может обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Однако внедрение рыночных условий хозяйствования заставляет активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджетов, ибо без этого невозможно обеспечить социальную защиту населения.

При финансировании социально-культурных мероприятий в настоящее время следует исходить из нахождения разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей приводит к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказываются без источников финансирования.

Усиление социальной ориентации государственного бюджета особенно важно в современных условиях, когда, по оценкам специалистов, почти  30 % населения по уровню доходов находится за чертой бедности. С учетом данного фактора традиционный выбор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) должен пополняться новыми видами затрат. Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и достаточно высокой инфляции не снижался уровень жизни, в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с фиксированными ставками заработной платы, работников бюджетной сферы и социальных выплат. Из бюджета должны финансироваться комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Расходы бюджета на выплату социальных пособий – одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. По мере развития и совершенствования рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направляемых на обеспечение социальной защиты граждан, должен расширяться, а их размер – увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства [4, с.114-125].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РФ

 

2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы

Статья «Общегосударственные расходы» включает расходы на:

–             функционирование главы государства – Президента Российской Федерации;

–             функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;

–             функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

–             судебная система;

–             обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора;

–             обеспечение проведения выборов и референдумов;

–             международные отношения и международное сотрудничество;

–             международная экономическая и гуманитарная помощь;

–             государственный материальный резерв;

–             фундаментальные исследования;

–             обслуживание государственного и муниципального долга;

Информация о работе Расходы бюджетов