Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав.....6
1.1. Особенности расходов бюджетов……………………………………..6
1.2. Классификации расходов……………………………………………..10
Глава 2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации………………………………….…..17
2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы ……………..17
2.2. Расходы бюджета на национальную оборону………………………18
2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность……………………………………….19
2.4. Расходы бюджета на национальную экономику……………………20
2.5. Расходы бюджета на ЖКХ……………………………………………22
2.6. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия………..23
2.7. Охрана окружающей среды………………..…………………………27
2.8. Расходы бюджета на межбюджетные трансферты………………….28
Глава 3. Основные проблемы и подходы к их решению………………..31
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..37
– резервные фонды;
– прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
– другие общегосударственные вопросы.
Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых, однако в течение трех лет они находятся практически на одном уровне: в 2007 г. было исполнено 812,1 млрд руб, в 2008 г. – 835,2 млрд руб, в 2009 г. – 829,4 млрд руб, т.е. по сравнению с 2008 г. в 2009 г. расходы даже уменьшились примерно на 6 млрд руб.
2.2. Расходы бюджета на национальную оборону
Национальная оборона является основным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Статья «Национальная оборона» включает расходы на:
– вооруженные Силы Российской Федерации;
– мобилизационная и вневойсковая подготовка;
– мобилизационная подготовка экономики;
– подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
– ядерно-оружейный комплекс;
– реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
– прикладные научные исследования в области национальной обороны;
– другие вопросы в области национальной обороны.
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2007 г. они составляли всего 822 млрд руб, в 2008 г. – уже 1040,8 млрд руб, а в 2009 г. – 1188,2 млрд руб.
2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на:
– органы прокуратуры;
– органы внутренних дел;
– внутренние войска;
– органы юстиции;
– система исполнения наказаний;
– органы безопасности;
– органы пограничной службы;
– органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
– защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
– обеспечение пожарной безопасности;
– миграционная политика;
– прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
– другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Деньги по данной статье идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2007 году составило 667 млрд руб, в 2008 г. – 835,5 млрд руб, в 2009 г. – 1004,5 млрд руб.
2.4. Расходы бюджета на национальную экономику
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
Статья «Национальная экономика» включает расходы на:
– общеэкономические вопросы;
– топливно-энергетический комплекс;
– исследование и использование космического пространства;
– воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– сельское хозяйство и рыболовство;
– водное хозяйство;
– лесное хозяйство;
– транспорт;
– дорожное хозяйство;
– связь и информатика;
– прикладные научные исследования в области национальной экономики;
– другие вопросы в области национальной экономики.
По сравнению с 2007 и 2008 гг. в 2009 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе – расходы по ней увеличились более чем на 600 млрд руб, что объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования в прошлом году
В 2009 г. по сравнению с 2007 и 2008 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики.
Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. По сравнению с 2007 и 2008 гг. расходы на топливно-энергетический комплекс возросли практически в 4,5 раза: 8,3 млрд руб в 2007 г., 9,8 млрд руб в 2008 г. и 35,2 млрд руб в 2009 г. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.
Для того чтобы не допустить сдерживания экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций. При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику.
Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. В 2007 г. расходы на развитие транспортной инфраструктуры составили 172,6 млрд руб, в 2008 г. – 116,3 млрд руб, в 2009 г. – 220,6 млрд руб.
Как видно, по сравнению с 2007 г. расходы на транспорт в 2008 г. были существенно сокращены, однако в связи с необходимостью проведения существенной модернизации и строительством разветвленной транспортной системы в 2009 г. расходы бюджеты были увеличены почти в 2 раза. Большая часть этих средств была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям, развитие дорожной сети внутри крупных городов.
В бюджете также предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам, на развитие морского транспорта с целью поддержания конкурентоспособности торгового флота и морских портов, на развитие железнодорожного транспорта с целью обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.
В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям.
В 2007 г. на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 27,8 млрд руб, в 2008 г. – уже 58 млрд руб, а в 2009 г. – 83,1 млрд руб., т.е. ежегодно расходы увеличивались почти на 30 млрд руб.
Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2007 – 2009 гг. было потрачено 168,9 млрд руб Федерального бюджета.
В течение трех лет можно отметить стабильное уменьшение расходов по такой статье национальной экономики, как водное хозяйство (расходы по нему в 2007 г. составляли 14 млрд руб, в 2008 г. – 13,3 млрд руб, в 2009 г. – 10,5 млрд руб).
2.5 Расходы бюджета на ЖКХ
Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования ФЦП «Жилище».
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 294,9 млрд руб., в 2008 г. – 129,4 млрд руб., а в 2009 г. 151,6 млрд руб.
Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2008 и 2009 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное (в 2007 г. было выделено 44 млрд руб, в 2008г. – уже 59,5 млрд руб, в 2009 г. – 125,7 млрд руб) и коммунальное хозяйство (в 2007 г. – 2,6 млрд руб, в 2008 г. – 1,2 млрд руб, в 2009 г. – 5,8 млрд руб).
Начиная с 2001 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации.
В 2007 г. были выделены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан в размере 81 712 621,0 тыс руб, в 2008 г. – 89 638 351,7 тыс руб, в 2009 г. – 97 430 762,9 тыс руб.
2.6 Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.
Статья «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусматривает расходы на:
– стационарную медицинскую помощь;
– амбулаторную помощь;
– скорую медицинскую помощь;
– санаторно-оздоровительную помощь;
– заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
– санитарно-эпидемиологическое благополучие;
– физическую культуру и спорт;
– прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
– другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.
Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается.
В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования.
В 2007 г. по данной статье было использовано 196,5 млрд руб, в 2008 г. – 278,2 млрд руб, в 2009 г. – 352,3 млрд руб. Из этих средств:
– на здравоохранение было потрачено в 2007 г. – 169,8 млрд руб, в 2008 г. – 231,4 млрд руб, в 2009 г. – 290,7 млрд руб;
– на физическую культуру и спорт: в 2007 г. – 11 млрд руб, в 2008 г. – 14,5 млрд руб, в 2009 г. – 14,8 млрд руб;
– на прикладные научные исследования: в 2007 г. – 3,3 млрд руб, в 2008 г. – 4,6 млрд руб, в 2009 г. – 5,6 млрд руб;
– на другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта: в 2007 г. – 12,2 млрд руб, в 2008 г. – 27,7 млрд руб, в 2009 г. – 42,2 млрд руб.
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях.
Статья «Образование» предусматривает расходы на:
– дошкольное образование;
– общее образование;
– начальное профессиональное образование;
– среднее профессиональное образование;
– профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
– высшее и послевузовское профессиональное образование;
– молодежная политика и оздоровление детей;
– прикладные научные исследования в области образования;
– другие вопросы в области образования.
Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере.
В 2007 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд руб, в 2008 г. – 355 млрд руб, в 2009 г. – 418 млрд руб. По сравнению с 2007 г. расходы в 2009г. увеличились почти в 2 раза.
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ.