Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав.....6

1.1. Особенности расходов бюджетов……………………………………..6

1.2. Классификации расходов……………………………………………..10

Глава 2. Действующая система организации расходов

бюджетов в Российской Федерации………………………………….…..17

2.1. Расходы бюджета на общегосударственные вопросы ……………..17

2.2. Расходы бюджета на национальную оборону………………………18

2.3. Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность……………………………………….19

2.4. Расходы бюджета на национальную экономику……………………20

2.5. Расходы бюджета на ЖКХ……………………………………………22

2.6. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия………..23

2.7. Охрана окружающей среды………………..…………………………27

2.8. Расходы бюджета на межбюджетные трансферты………………….28

Глава 3. Основные проблемы и подходы к их решению………………..31

Заключение…………………………………………………………………35

Список использованной литературы……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Данная статья включает расходы на:

–        культуру;

–        кинематографию;

–        телевидение и радиовещание;

–        периодическую печать и издательства;

–        прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

–        другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ.

Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.

В 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 71 млрд. руб, в 2008 г. – 88,8 млрд руб, в 2009 г. – 111,6 млрд руб. Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.

Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».

За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 гг.)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

В 2007 году на культуру из федерального бюджета было выделено 38,8 млрд руб, в 2008 г. – 50,1 млрд руб, в 2009 г. –  56,5 млрд руб.

Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.

По статье «Социальная политика» предусмотрены расходы на:

–        пенсионное обеспечение;

–        социальное обслуживание населения;

–        социальное обеспечение населения;

–        охрану семьи и детства;

–        прикладные научные исследования в области социальной политики;

–        другие вопросы в области социальной политики.

В 2007 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд руб, в 2008 г. – 293,6 млрд руб, в 2009 г. – 323,5 млрд руб.

Наибольшие расходы отмечаются по статье «Пенсионное обеспечение». В 2007 г. расходы составили 160,5 млрд руб, в 2008 г. – 212 млрд руб, в 2009 г. – 218,6 млрд руб. По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов.

 

2.7 Охрана окружающей среды

Статья «Охрана окружающей среды» предусматривает расходы на:

–        сбор, удаление отходов и очистку сточных вод;

–        охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

–        прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

–        другие вопросы в области охраны окружающей среды.

В 2007 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд руб, в 2008 г. – 10,1 млрд руб, в 2009 г. – 13 млрд руб.

Необходимо отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2009 г. увеличились за счет статьи «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс руб федерального бюджета). В 2007 и 2008 гг. данная статья не была предусмотрена.

 

2.8 Расходы бюджета на межбюджетные трансферты

Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

Статья «Межбюджетные трансферты» включает расходы на:

–        дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

–        субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

–        субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

–        иные межбюджетные трансферты;

–        межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» ежегодно увеличивались практически в 1,5 раза. В 2007 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд руб, в 2008 г. – 2674,6, в 2009 г. – 3593,5 млрд руб. По сравнению с 2007 и 2008 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты», за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского (около 69 регионов).

Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения.

Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов на федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

В значительной части эти проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

 

Таким образом, исходя их вышесказанного, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2009 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2010 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

Второе место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г. – 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составит только 14%.

Основное место в структуре статьи «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.

Еще один лидер в распределении бюджетных средств – это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд руб в 2007 г. до 1 188,1 млрд руб в 2009 г. В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.

Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.

На основе проведенного анализа определены основные задачи в области бюджетных расходов. Это:

–        сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

–        снижение расходов на содержание государственного аппарата;

–        продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

–        повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

–        снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

–        усиление контроля за использованием бюджетных средств;

–        обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

По всем статьям «Образование» отмечается ежегодное увеличение расходов Федерального бюджета. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно, увеличение бюджетных мест.

В целях обеспечения малообеспеченным слоям населения гарантий получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с 2002 г. был внедрен механизм частичного возмещения данных затрат из федерального бюджета бюджетам регионов через созданный в составе федерального бюджета Фонд софинансирования социальных расходов.

Информация о работе Расходы бюджетов