Расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Содержание

Введение 4
1Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь 5
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики 15
3 Расходы бюджета на социальную сферу 26
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваааая.docx

— 127.64 Кб (Скачать файл)

Согласно исследованиям Всемирного банка, сельское хозяйство и промышленность в совокупности в 2005–2009 гг. получали до 12–13% ВВП в виде различных форм государственной поддержки (Всемирный банк,

2010; 2011). Прямые бюджетные субсидии и налоговые льготы составляют лишь часть этой суммы. Начиная с 2008 г. их объем сокращался, в то время как наращивались объемы директивного кредитования отдельных отраслей и предприятий (соответствующая государственная поддержка предоставлялась в форме компенсации платежей по выданным кредитам). В 2011 г. сумма компенсации, согласно различным оценкам, могла составить около 2-2.5% ВВП.

Валютный кризис марта 2011 г. повысил макроэкономические издержки экспансионистской фискальной и монетарной политики, включая эмиссионное финансирование государственных инвестиционных программ. Вместе с тем, экономический рост, подпитываемый директивным кредитованием, может вести к «перегреву» экономики (Крук, 2012). В такой ситуации возникают опасения, что сохранение государственной поддержки субъектов хозяйствования в прежних объемах может оказаться «слишком дорогой» для бюджета в среднесрочной перспективе (Всемирный банк, 2010).

Сельское хозяйство.

Наибольший объем бюджетной поддержки по сравнению со всеми остальными отраслями экономики получает сельское хозяйство. Поддержка осуществляется со стороны республиканского бюджета, местных бюджетов, а также через фонд поддержки сельхозпроизводителей. Согласно оценкам, сектор поглощает до 40% бюджетных ресурсов, расходуемых на национальную экономику (Всемирный банк, 2011), хотя на долю сельского хозяйства приходиться менее 8% ВВП и менее 10% занятости (см. табл. 1 и 2). Начиная с 2005 г. совокупный рост выпуска сектора составил около 70%, а с 2010 г. Беларусь стала чистым экспортером сельхозпродукции. Так, с 2001 по 2008 гг. доля экспорта сельхозпродукции составила 7.9%.

Основным рынком является Россия, куда поставляется 88% экспортной сельхозпродукции.

Таблица 1. Отраслевая структура валового внутреннего продукта (в текущих ценах, в процентах к итогу), 2005-2011 гг.

 

Показатель/год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Производство товаров, в том числе

49.2

45.6

44.3

45.1

44.2

46.2

44.5

Промышленность

27.6

26.5

28.4

28.1

27.1

28.0

25.6

Сельское хозяйство

15.1

11.6

7.9

7.9

7.5

7.9

7.7

Лесное хозяйство

0.7

0.5

0.5

0.6

0.5

0.5

0.4

Строительство

5.4

6.4

6.9

8

8.5

9.3

10.3

Прочие виды деятельности

0.4

0.6

0.6

0.5

0.6

0.5

0.5


 

 

Таблица 2. Показатели работы сельского хозяйства, 2005-2011 гг.

 

Показатель/год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Выпуск сельхозпродукции, млрд руб

12826

15544

18102

25052

26595

35613

56700

Рост выпуска в реальном выражении, %

11.2

11.5

8.7

13.2

0.5

13.3

6.6

Численность занятых, тыс. человек

475.3

467.4

455.2

451.2

456.6

450.4

-

Доля занятых в общем числе занятых, %

10.8

10.5

10.1

9.8

9.8

9.7

-

Производительность труда, %

7.1

6.9

4.4

13.1

-9.6

8.5

7.3


 

Примечание – Источник: расчеты на основе данных Белстата.

 

 

 

В секторе преобладают крупные государственные предприятия, производящие капиталоемкую продукцию. При этом государство контролирует всю цепочку создания стоимости и ценообразование. Контроль отпускных цен на продовольствие приводит к тому, что предприятия не могут самостоятельно покрыть издержки растущих цен на удобрения и сельхозтехнику. Тогда государство предоставляет субсидии и льготные кредиты, от которых выигрывают и сельхозпроизводители, и предприятия, выпускающую сельхозтехнику. Такая политика контроля всей цепочки создания стоимости позволяет избежать реструктуризации предприятий, но делает сектор финансово нежизнеспособным и зависимым от государства. В сельском хозяйстве доля убыточных предприятий выше, чем в промышленности и в экономике в целом. В 2010 г. почти половина предприятий в сельском хозяйстве были нерентабельными, в то время как у прибыльных предприятий заметна тенденция к снижению рентабельности. Также предприятия характеризуются высокими уровнями кредиторской задолженности, зачастую образующейся вследствие получения займов под государственные гарантии.

Государственная поддержка не ограничивается бюджетными расходами, а предоставляется в форме налоговых льгот и компенсации процентов по банковским кредитам. Всемирный банк оценивает, что размеры совокупной государственной поддержки в 2009 г. составляли до 53.4% сельскохозяйственного выпуска (пик – 67%), причем трансферты превысили чистую прибыль в четыре раза. Всемирный банк оценивает совокупные расходы на поддержку сектора в 7.9% от общих государственных расходов. За период 2005–2009 гг. расходы в реальном выражении выросли на 50%, а целевое кредитование сельского хозяйство достигло максимума в 2010 г. в 8% ВВП.

Промышленность.

За период 2005–2008 гг. вклад промышленности в прирост ВВП составлял 40%, в то время доля промышленности в ВВП составила 32.5%. Промышленный рост имеет под собой широкую основу. За указанный период темпы роста по отдельным отраслям превышали 5% в год (за исключением электроэнергетики и легкой промышленности). Химическая и нефтехимическая промышленность, а также металлообработка, играли все более важную роль. Так, в 2003–2008 гг. использование производственных мощностей в промышленности увеличилось более чем на 10 проц. пунктов, составив в среднем, 68% (Всемирный банк, 2010).

По сравнению с другими странами региона, удельный вес промышленности в общей занятости в Беларуси остается сравнительно высоким и не демонстрирует явной тенденции к снижению. Предприятия в значительно меньшей степени, чем в других странах, используют субконтрактацию, а также сохраняют нерентабельные подразделения на своем балансе (Всемирный банк, 2010).

Что такое субконтракция? Как субконтрактное производство работает в промышленности?  
Субконтракция - способ организации промышленного производства, рассчитанный на взаимодействие  
головного предприятия - "контрактора" с широкой сетью гибко специализированных поставщиков - "субконтракторов". 
По сути, субконтракция - это разделение труда. Головное предприятие - контрактор занимается только тем, что умеет делать лучше всего - работой с потребителем. Таким образом, у головного предприятия остаются только ключевые функции: маркетинг, промышленный дизайн, НИОКР, конечная сборка. Так контрактор избавляется от всех нестратегических производств и может вкладывать средства в обновление оборудования и технологий только на необходимых участках. Головное предприятие - контрактор быстро обновляет модельный ряд, не отягощенная непроизводительными издержками конечная продукция становится конкурентоспособной.  
Необходимые комплектующие, работы низких переделов, головное предприятие заказывает по субконтрактам практически в полном объеме. НИРы, ОКРы - по мере необходимости. Доля продукции, работ, услуг, заказываемых по субконтрактам в готовом изделии приближается к 80 процентам. Субконтракторы специализируются на выполнении ограниченного числа производственных процессов, стремясь соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к качеству продукции, соблюдению условий согласованного графика поставок. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны низкие цены, стабильные поставки и качество, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество.

Почему производственные предприятия малого и среднего бизнеса Беларуси отправляют запчасти на экспорт в Россию, а потом белорусские госпредприятия покупают их же у россиян, но уже совсем по другой цене, выясняет «Завтра твоей страны».

Практически все белорусские предприятия в той или иной мере используют субконтрактацию. Она помогает оптимизировать производственный процесс и повысить качество промышленной продукции. Однако система эта развивается в Беларуси удручающе медленными темпами, что снижает конкурентоспособность отечественной продукции.

Одной из характерных черт данного сектора является концентрация промышленного производства в небольшом количестве крупных капиталоемких предприятий. Так, удельный вес 10 крупнейших промышленных предприятий в общем объеме производства возрос с 32.4% в 2003 г. до 39.8% в 2008 г. В 2006 г. предприятия, на которых было занято более 1000 работников (2% в общем количестве промышленных предприятий) обеспечивали почти две трети объема промышленного производства и половину общей занятости в промышленности.

С 2003 г. рост выпуска в промышленности формировался за счет повышения производительности труда при практически неизменном уровне занятости. Однако после 2004 г. произошло замедление темпов роста производительности труда, особенно в машиностроении и легкой промышленности. Согласно оценкам Всемирного банка (2010), «с 2004 г. общая производительность факторов производства неуклонно замедлялась. Это свидетельствует о том, что традиционные источники роста производительности в Беларуси в большинстве своем себя исчерпали, в то время как иные потенциальные источники роста производительности используются, как правило, не в полной мере».

Начиная с середины 2000-х гг., государственное кредитование играло важную роль в финансировании инвестиций. После 2006 г. доля кредитов предприятий в ВВП увеличивалась, достигнув 26.4% в 2008 г. и 20.4% в 2011 г. Кредитные ресурсы направляются крупным государственным предприятиям – в первую очередь в промышленности.

Основные каналы государственной поддержки.

Помощь предприятиям по стороны государства осуществляется, как минимум, по трем каналам: (i) прямые бюджетные субсидии, (ii) налоговые льготы, (iii) компенсация процентных ставок по кредитам государственных коммерческих банков. Кроме того, существует практика перекрестного субсидирования, в рамках которой некоторые предприятия-потребители ресурсов оплачивают их по заниженным ценам. Что касается первого канала помощи – бюджетных субсидий – то к ним также можно отнести государственные инвестиционные программы. Также отдельным предприятиям предоставляются налоговые льготы. Всемирный банк оценивает, что объем средств, расходуемый по первым двум каналам, превышает 6% ВВП в год, в то время как «совокупные расходы на субсидии, предоставляемые в индивидуальном выражении, составляют менее 1% ВВП» (Всемирный банк, 2010).

Расчеты экспертов Всемирного банка показывают, что расходы на финансирование государственной поддержки предприятий начиная с 2004 г. неизменно увеличивались.

Всемирный банк ссылается на базу данных по 3 тыс. предприятий – получателей государственной поддержки. Также отмечается, что с 2004 г. были предприняты меры, направленные на повышение прозрачности процедуры предоставления помощи (в особенности помощи промышленным предприятиям). В частности, усилилась централизация принятия решений, а также контроль за использованием выделяемых средств. В ряде случаев поддержка стала увязываться с конкретными показателями улучшений в эффективности. Это позволило сделать вывод, что 2008 г. система масштабного субсидирования предприятий «была в значительной степени увязана с показателями эффективности предприятий и являлась посильной для бюджета» (Всемирный банк, 2010).

В 2012 г. планируется разработка и внедрение концепции промышленной политики, предусматривающая дальнейшую централизацию помощи и предоставление государственной поддержки крупным объединениям-холдингам. Пока неясно, будет ли отказано убыточным предприятиям в различных формах государственной поддержки, и какими будут окончательные условия предоставления помощи.

До настоящего времени одной из проблем было то, что установление целевых показателей по объемам производства вело к избыточному и дорогостоящему накоплению складских запасов, что фактически становилось дополнительным налогом на оборотные средства предприятий. В свою очередь, субъекты хозяйствования накапливали кредиторскую задолженность и были вынуждены искать дополнительные заимствования у коммерческих банков.

Заключение нового соглашения о поставках нефти в 2007 г. привело к введению дополнительных субсидий нефтепереработчикам для компенсации российской пошлины на экспорт нефтепродуктов. Однако даже без учета этого фактора размер субсидий вырос, согласно расчетам Всемирного банка, с 7.6% ВВП в 2004 г. до 10.5% в 2008 г. Однако уже в 2009 г. произошло сокращение совокупных расходов на господдержку, что было связано с обязательствами, принятыми правительством для получения кредита МВФ. В частности, в 2009 г. совокупные расходы на господдержку сократились до 9% ВВП за счет сокращения дефицита бюджета и некоторых видов субсидий (среди которых рекапитализация коммерческих банков). Согласно нашим оценкам, субсидии сокращались и в 2010–2011 гг., но находились на уровне не менее 5% ВВП.

Вместе с тем, продолжали расширяться программы директивного кредитования. В 2009 г. экономические власти перенесли нагрузку по поддержке предприятий с бюджетной системы на коммерческие банки. В частности, в 2009 г. 63.7% кредитов в экономике были выданы по решению правительства, что составило 17.14% ВВП. Кроме того, правительство предоставляло гарантии по кредитам, выдаваемым местными госорганами. За период с 2005 по 2008 гг. объем таких гарантий вырос, как минимум, с 1.2 до 6% ВВП.

Информация о работе Расходы государственного бюджета