Расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Содержание

Введение 4
1Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь 5
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики 15
3 Расходы бюджета на социальную сферу 26
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваааая.docx

— 127.64 Кб (Скачать файл)

Во-первых, сужение возможностей бюджета по финансированию бюджетной сферы в связи со снижением налоговой нагрузки на экономику и необходимости социальной поддержки населения. Доля расходов на образование к ВВП объективно снижается. За 6 лет она упала с 6% до 5% к ВВП. Во-вторых, ухудшается структура расходов учреждений образования. Рост заработной платы в экономике влечет за собой необходимость повышения оплаты труда в бюджетном секторе, в том числе и в образовании. В результате меняется структура расходов отрасли – снижаются расходы капитального характера, возрастают текущие.

В-третьих, отсутствие финансовых вложений уже через 5 лет может обернуться для системы образования существенным отставанием форм и методов обучения от мировых стандартов, чревато потерей квалификационных преимуществ отечественных трудовых ресурсов в мировой конкуренции. На решение проблем финансирования отрасли и будет направлена бюджетная реформа. Сложившийся уровень расходов на образование в Беларуси по сравнению с другими государствами достаточно высок. Важно найти способы более эффективного использования бюджетных денег. К примеру, среднеевропейский уровень расходов на образование – 5% ВВП. Такой же уровень и в нашей стране. В государствах со сходным уровнем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности расходы на образование еще ниже и составляют от 3,8% до 4,4% ВВП.

Для оценки качества сети бюджетных учреждений в среднем образовании показательно количество учеников в расчете на одного учителя. В этом мы отстаем от других стран, что также подтверждает необходимость скорейшего реформирования отрасли. Первый шаг – переход на нормативно-целевые показатели финансирования, расширение свободы управления бюджетными ресурсами. На начальном этапе предлагается определять финансирование по формуле, которую упрощенно можно представить следующим образом:

Унификация переменных расходов на обучение в этой простой формуле заставит экономить на текущих расходах, перейти к более эффективному администрированию, в равных конкурентных условиях бороться за каждого ученика. Будут созданы стимулы для оптимизации штата преподавателей и вспомогательных работников. А результатом оптимизации станет повышение заработной платы и развитие материально-технической базы учреждений образования. Введение постоянных затрат на данном этапе обусловлено существенными различиями в затратах учреждений на оплату коммунальных и других услуг текущего характера. Все учреждения находятся в различных стартовых условиях. Для экономии этих затрат потребуется время. Вместе с тем планируется унифицировать и эти расходы согласно следующему подходу, который также базируется на количестве учащихся. Постоянные затраты корректируются с применением коэффициентов, которые учитывают различия в:

– расположении учреждения (в городе или сельской местности);

– занимаемых площадях, находящемся на балансе оборудовании;

– специфике оказываемых услуг (общее среднее обучение, обучение детей с особенностями психофизического развития и другие);

– специализации обучения;

-других особенностей (социальная адаптация и прочее).

В течение 2012 года в соответствии с данным подходом необходимо провести все необходимые организационно-методические мероприятия, подготовить законодательство с тем, чтобы бюджет 2013 года сформировать на этих принципах. Аналогичные изменения назрели и в других отраслях социальной сферы. Внедрение нормативно-целевых методов бюджетного планирования и финансирования позволит повысить эффективность бюджетных расходов, изменить формат контроля за использованием бюджетных средств. Будут созданы предпосылки для перехода от стандартной его формы – контроля расходов по смете – к аудиту эффективности. Значительных улучшений посредством изменения механизмов финансирования можно достичь и в здравоохранении.

Здравоохранение – безусловный приоритет бюджетной политики. Однако возможности наращивания ее бюджетного финансирования заметно сужаются. Для отрасли также характерно ухудшение структуры расходов – снижение доли капиталовложений в пользу текущего финансирования деятельности. Подход к реформированию здравоохранения несколько отличается от предложенной реформы в образовании. Помимо нормативного финансирования базовых услуг по согласованным расценкам необходимо шире задействовать возможности медицинского страхования населения. Сейчас эти механизмы не развиты. Первоначально предлагается переход на нормативно-целевое финансирование в здравоохранении реализовать посредством методов глобального бюджета путем установления единых нормативов бюджетной обеспеченности расходов, с расширением сферы использования медицинского страхования.

В этой связи необходимо найти ответы на следующие базовые вопросы, касающиеся внедрения медицинского страхования:

1. Обязательное или добровольное  медицинское страхование?

Отечественное законодательство предусматривает возможность медицинского страхования, однако эти механизмы не получили в Беларуси широкого распространения. Отчасти это связано с приемлемым качеством бесплатной медицинской помощи, а также отсутствием предложения альтернативных платных медицинских услуг по всем направлениям лечебной деятельности. Для решения проблемы необходима четкая регламентация помощи, которая оказывается бесплатно, и дополнительных услуг здравоохранения, которые гражданин может получить за счет страховки. Для развития системы медицинского страхования считаю целесообразным введение обязательного страхования в этой сфере.

2. Кто будет платить  взносы на медицинское страхование  – наниматель или работник?

Целесообразно обязательное медицинское страхование возложить на нанимателя с созданием стимулов для оплаты дополнительной страховки самим работником. Однако такой порядок уплаты взносов предполагает персонифицированный учет по каждому работнику.

3. Какая организация будет  управлять страховыми фондами?

Введение обязательного медицинского страхования должно сопровождаться реформой отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Уровень взносов на социальное страхование в Беларуси остается весьма высоким, а бюджет Фонда устойчиво формируется с профицитом. В этой связи считаю, что отчисления в Фонд социальной защиты должны быть снижены с одновременным введением обязательных отчислений на медицинское страхование и управление этими ресурсами через систему ФСЗН. Потребуется изменение статуса Фонда, повышение его самостоятельности.

В данных условиях финансовая нагрузка на фонд оплаты труда не возрастет, но взамен отчислениям каждый работник получит более качественное дорогостоящее медицинское обслуживание, улучшится финансирование здравоохранения. Взамен на отчисления каждый работник будет получать конкретную услугу, требовать соответствующего отношения к себе и качества обслуживания. В бюджетной сфере назрела необходимость изменений, которые позволят перейти на качественно новые механизмы оплаты за предоставленные за счет государства бюджетные услуги для населения. Приглашаю всех коллег к активной работе по выработке наиболее оптимальных механизмов финансирования социальной сферы, повышения качества бюджетных услуг, устойчивости бюджетной системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Республики Беларусь является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования  средств;

2. Безвозвратность государственных  расходов;

3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

Из второй главы курсовой работы следует вывод, что средством повышения эффективности может быть переориентация существующей отраслевой политики. В настоящее время экономические власти планируют концентрацию усилий по отдельным направлениям и сокращение числа получателей помощи. Вместе с тем, мягкие бюджетные ограничения, искажающие стимулы экономических агентов, не устранены.

Необходимо усилить акцент на производительности и рыночной конкурентоспособности, что позволит сократить объем государственной поддержки и нагрузки на бюджет, по крайней мере, в размере 4–5% ВВП. Всемирный банк предлагает пакет мер по сокращению субсидирования потребителей и производителей в энергетике и сельском хозяйстве, а также изменений в пенсионной системе, которые приведут к экономии до 3.9% ВВП ежегодно.

Наконец, одним из последствий реструктуризации является высвобождение трудовых ресурсов, что снизит фонд оплаты труда предприятий, а также повысит производительность труда в экономике в целом. В этом случае средства, направляемые на субсидирование, могут быть перенаправлены на цели социальной интеграции высвобождаемых трудовых ресурсов (например, переподготовку кадров), а также компенсационные меры, включая единовременные выплаты, и пакеты пенсионного обеспечения (включая программы раннего выхода на пенсию).

Из третьей главы следует, что в 2013 году более 18 трлн рублей планируется потратить на строительство жилья с господдержкой. Большая часть из них — бюджетные деньги. Улучшить свои жилищные условия смогут более 6 тысяч многодетных семей и еще 3 тысячи других. За три года хотят полностью обеспечить эту категорию нуждающихся крышей над головой. Идет речь и о том, чтобы адресную помощь на свой лицевой счет могли получать семьи, в которых оплата жилищно-коммунальных счетов больше 15-20% дохода. Параллельно рассматривается вопрос увеличения тарифов ЖКХ и стоимости проезда в транспорте.

 

 

Список использованных источников

 

 

 

1 Бюджетный  кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З: в редакции Закона от 30 декабря 2011 г. № 334-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1884.

2 Государственный бюджет: пособие для студентов / И. А. Еремеева [и др.]. — Минск: Экоперспектива, 2011. — 112 с.

3 Государственные финансы: Учеб. пособие / Г. К. Мультан, Е. Ф. Киреева, О. А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г. К. Мультана. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 166 с.

4 Дианов, Д. В. Статистика финансов и кредита / Д. В. Дианов. — М.: КноРус, 2012. — 328 с.

5 Исполнение бюджета фонда социальной защиты населения/ [Электронный ресурс] / Сайт государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. — Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond/budget/execution/ — Дата доступа: 25.11.2012.

6 Леутина, Л. И., Струк Т. Г. Финансовая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Л. И. Леутина, Т. Г. Струк. — Мн.: Издательство Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. — 168 с.

7 Лукашенко подписал закон  о республиканском бюджете на 2013 год / [Электронный ресурс] / Новостной  портал Интерфакс. — Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/119161. — Дата доступа: 7.12.2012.

8 Минфин урезает расходы  на оборону / [Электронный ресурс] / Военные материалы. — 20.08.2012. — Режим  доступа: http://warfiles.ru/show-11763-minfin-belarusi-urezaet-rashody-na-oboronu.html. — Дата доступа: 11.12.2012.

9 Молокович, А. Д. Финансы и финансовый рынок / А. Д. Молокович. — Мн.: Гревцов Паблишер, 2012. — 256 с.

10 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г.

11 О бюджете Республики Беларусь на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 15 октября 2010 г.

12 О бюджете Республики Беларусь на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г.

13 О бюджете Республики Беларусь на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 26 октября 2012 г.

14 Регионы Республики  Беларусь, [2011] Статистический сборник / Национальный статистический комитет  Республики Беларусь; [редкол. В. И. Зиновский (пред.) и др.]. — Минск: [б. и.], 2011. — 633 с.

15 Родионова, В. М., Вавилов, Ю. Я., Гончаренко, Л. И. и др. Финансы / В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов,  Л. И. Гончаренко  и др.; Под ред. В. М. Родионовой. —  М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.

16 Сидоров, Л. Н. Финансово-кредитная  система Республики Беларусь / Л. Н. Сидоров. — Минск: РИВШ, 2011. — 186 с.

Информация о работе Расходы государственного бюджета