Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Государственные расходы…………………………………………………….7
1.1. Понятие расходов, их классификация…….………………………………………7
1.2. Структура и динамика расходной
части бюджета РеспубликиБеларусь…………………………………………...……13
2. Расходы государственного бюджета
Республики Беларусь…………………………………………………………..16
2.1. Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году………………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики ………………………………………………………………………17
3. Расходы бюджета на социальную сферу…………………………………...24
3.1. Состав, содержание и динамика
расходов на социальную сферу…………………………………………..……………24
3.2. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34
Таблица 1.2 - Экономическая классификация расходов по разделам и подразделам.
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов экономической классификации расходов |
01 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | |
0 |
1 |
Закупка товаров и услуг |
0 |
2 |
Обслуживание государственного долга |
0 |
3 |
Текущие бюджетные трансферты |
02 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | |
0 |
1 |
Капитальные вложения в основные фонды |
0 |
2 |
Создание государственных запасов и резервов |
3 |
Приобретение земли и нематериальных активов | |
4 |
Капитальные бюджетные трансферты | |
33 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | |
04 |
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ |
Таблица 1.3 - Программная классификация расходов по разделам и подразделам
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов программной классификации расходов |
01 |
ВОЗРАЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛА | |
02 |
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ | |
03 |
МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ | |
04 |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС | |
05 |
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ БЕЛАРУСИ» | |
06 |
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСВУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ | |
07 |
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ |
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
- межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- бюджетные кредиты;
- расходы на обслуживание долговых обязательств;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.
Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.
Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией Республики Беларусь, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточных суммах.
Средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов расходуются
на территории соответствующей административно-
Расходование средств
Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.
Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь и направления его использования определяются в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса.
Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.
Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.
Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].
Расходы бюджета направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений являются:
- капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;
- покрытие операционных расходов;
- финансирование благоустройства городов и других административных центров, а также рыночной инфраструктуры;
- оказание финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т. п.
В Республике Беларусь в 2010-2011 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:
1. Расходы на национальную экономику по сравнению с увеличением расходной части бюджета в общем (70,5% за 2010 год и 2011год против 60%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;
2. Темп роста средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (65,6% и 53,4%)
3. Наибольшими темпами среди всех отраслей реального сектора экономики росли расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Темп роста расходов составил 193,5% за 2010 год и 185,7% за 2011 год.
2.2 Анализ изменения структуры расходов
бюджета на отрасли реального сектора экономики
Рисунок 2.1. Динамика
темпов роста производства.
Таблица 2.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Хозяйства всех категорий |
Сельскохозяйственные организации |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Хозяйства населения | |
2010 |
102,5 |
101,3 |
111,7 |
104,4 |
2011 |
106,6 |
108,6 |
147,3 |
101,2 |
Валовой сбор |
Урожайность, ц с 1 га | |||||
2010 г.,
тыс. т |
2011 г.,тыс. т |
2011 г. к |
2010 г |
2010 г. |
2011 г. | |
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки |
6 987,8 |
8 374,9 |
1 387,1 |
119,9 |
27,7 |
32,1 ↑ |
Картофель |
7 831,1 |
7 721,0 |
-110,1 |
98,6 |
214 |
226 ↑ |
Сахарная свекла |
3 773,4 |
4 485,1 |
711,7 |
118,9 |
395 |
453 ↑ |
Овощи |
2 334,8 |
1 979,4 |
-355,4 |
84,8 |
247 |
273↑ |
Льноволокно |
45,8 |
46,0 |
0,2 |
100,6 |
7,7 |
7,5 ↓ |