Расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Государственные расходы…………………………………………………….7
1.1. Понятие расходов, их классификация…….………………………………………7
1.2. Структура и динамика расходной
части бюджета РеспубликиБеларусь…………………………………………...……13
2. Расходы государственного бюджета
Республики Беларусь…………………………………………………………..16
2.1. Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году………………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики ………………………………………………………………………17
3. Расходы бюджета на социальную сферу…………………………………...24
3.1. Состав, содержание и динамика
расходов на социальную сферу…………………………………………..……………24
3.2. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.

 

Таблица 1.2 - Экономическая классификация расходов по разделам и подразделам.

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов экономической классификации расходов

01

 

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

0

1

Закупка товаров и услуг

0

2

Обслуживание государственного долга

0

3

Текущие бюджетные трансферты

02

 

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

0

1

Капитальные вложения в основные фонды

0

2

Создание государственных запасов и резервов

 

3

Приобретение земли и нематериальных активов

 

4

Капитальные бюджетные трансферты

33

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

04

 

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ


 

Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.

Таблица 1.3 - Программная классификация расходов по разделам и подразделам

 

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов программной классификации расходов

01

 

ВОЗРАЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛА

02

 

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

03

 

МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

04

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

05

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА  «ДЕТИ БЕЛАРУСИ»

06

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСВУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07

 

РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ


 

  1.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь.

 

При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

1. Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;

2. Бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;

3. Финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4. Образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;

5. Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности.

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных     активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с расширением функций государства появились многие косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ на:

- оборону,

- правоохранительные органы,

- содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией Республики Беларусь, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточных суммах.

Средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 Расходование средств резервного  фонда Правительства Республики  Беларусь устанавливается решениями  Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов – решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь и направления его использования определяются в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

 

2.Расходы государственного бюджета

Республики Беларусь

 

2.1 Анализ динамики расходов  государственного 

бюджета РБ в 2010-2011 году

Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].

Расходы бюджета направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений являются:

- капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;

- покрытие операционных расходов;

- финансирование благоустройства городов и других административных центров, а также рыночной инфраструктуры;

- оказание финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т. п.

В Республике Беларусь в 2010-2011 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:

1. Расходы на национальную экономику по сравнению с увеличением расходной части бюджета в общем (70,5%  за 2010 год и 2011год против 60%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;

2. Темп роста средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (65,6% и 53,4%)

3. Наибольшими темпами среди всех отраслей реального сектора экономики росли расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Темп роста расходов составил 193,5% за 2010 год и 185,7% за 2011 год. 

 

2.2 Анализ изменения  структуры расходов

бюджета на отрасли реального сектора экономики

 По итогам 2011 г. обеспечен прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 6,6% (при прогнозе 7-8%), главным образом за счет роста продукции растениеводства. Прирост производства сельскохозяйственной продукции во втором полугодии приобрел устойчивую тенденцию.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1. Динамика темпов роста производства. 

Таблица 2.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)

 

Хозяйства всех категорий

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйства населения

2010

102,5

101,3

111,7

104,4

2011

106,6

108,6

147,3

101,2




 

 

В сельскохозяйственных организациях производство продукции увеличилось на 9,6%, в личных подсобных хозяйствах населения - на 0,9%.  

Таблица 2.2. Данные о производстве и урожайности

 

Валовой сбор

Урожайность, ц с 1 га

2010 г.,

 

тыс. т

2011 г.,

тыс. т

2011 г. к

2010 г

2010 г.

2011 г.

   

Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки

6 987,8

8 374,9

1 387,1

119,9

27,7

32,1 ↑

Картофель

7 831,1

7 721,0

-110,1

98,6

214

226 ↑

Сахарная свекла

3 773,4

4 485,1

711,7

118,9

395

453 ↑

Овощи

2 334,8

1 979,4

-355,4

84,8

247

273↑

Льноволокно

45,8

46,0

0,2

100,6

7,7

7,5 ↓

Информация о работе Расходы государственного бюджета