Расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Государственные расходы…………………………………………………….7
1.1. Понятие расходов, их классификация…….………………………………………7
1.2. Структура и динамика расходной
части бюджета РеспубликиБеларусь…………………………………………...……13
2. Расходы государственного бюджета
Республики Беларусь…………………………………………………………..16
2.1. Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году………………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики ………………………………………………………………………17
3. Расходы бюджета на социальную сферу…………………………………...24
3.1. Состав, содержание и динамика
расходов на социальную сферу…………………………………………..……………24
3.2. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)



основных сельскохозяйственных культур в 2011 г.

По основным сельскохозяйственным культурам обеспечен рост урожайности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. При этом валовой сбор картофеля и овощей сложился ниже уровня прошлого года.

Снижение продуктивности дойного стада в 2011 г. связано с более низкой обеспеченностью концентрированными и травяными кормами, а также удорожанием стоимости импортного белка для производства комбикормов.

В 2011 г. всеми заготовительными организациями в хозяйствах населения закуплено крупного рогатого скота на 25,6% меньше, чем в 2010 г., закупки молока уменьшились на 10,5%.

По итогам января-ноября 2011 г. рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 9,9%.

На долю организаций сельского хозяйства приходилось 24,8% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 5,7 раза. На 1 декабря 2011 г. на долю организаций сельского хозяйства приходилось 36,1% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.  

На протяжении всего 2011 г. промышленность демонстрировала высокие темпы роста, являясь одним из главных факторов, поддерживающих динамику ВВП.

Вместе с тем, начиная с апреля, динамика промышленного производства имеет тенденцию плавного замедления, и по итогам января-декабря темпы роста сложились на уровне нижней границы годового прогноза (109,1%).

При этом объем производства в декабре по сравнению с ноябрем 2011 г. увеличился на 1,6%.

Опережающий рост (110,8%) по сравнению с динамикой промышленности в целом на протяжении всего 2011 г. демонстрирует секция D «Обрабатывающая промышленность», прежде всего за счет высоких темпов прироста в видах деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (118,8%), производство машин и оборудования (111,8%) и транспортных средств и оборудования (133,2%).

Снижение производства (94,1%) по секции Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» при росте промышленного производства по основным энергоемким подсекциям обрабатывающей промышленности указывает на эффективность принимаемых мер по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов.

Рисунок 2.2. Темпы роста промышленного производства.

 

На 1 января 2012 г. складские запасы организаций промышленности в фактических ценах составили 58,3% к среднемесячному объему производства, что на 1,7% ниже уровня, запланированного отраслевыми стратегиями.

Имевший место в последние месяцы рост складских запасов обусловлен главным образом корректировкой курса и переоценкой товаропроизводителями остатков готовой продукции, отгруженной на склад с учетом нового курса (в соответствии с п. 16 Постановления Белстата от 20 декабря 2010 г. №268 «Об утверждении указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг)».

Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда за 11 месяцев 2011 г. составил 107,9% и опережает рост реальной заработной платы (104,3%) на 3,6 п.п. При этом сохраняется положительная динамика соотношения производительности труда и реальной заработной платы.

Вместе с тем данная тенденция складывается не за счет увеличения выработки на одного работающего, а главным образом, за счет снижения уровня реальной заработной платы в связи с инфляционными процессами.

Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось жилищное строительство. Прогнозный показатель по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов не выполнен.

Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации объемов кредитования жилищного строительства. Тем не менее,  за январь-декабрь 2011 г. введено в эксплуатацию 5487  тыс. кв. м общей площади жилых домов, что выше, чем было построено в среднем за год в прошлой пятилетке.

Принятые на строительном рынке меры по урегулированию цен позволили гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, получить квартиры в 2011 г. практически без инфляционной составляющей.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 74,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 3498,4 тыс. кв. метров общей площади или 63,8% от общего объема ввода жилья.

Рисунок 2.3. Динамика ввода в действие жилья.

 

Основной причиной невыполнения показателя по вводу жилья является сокращение объемов финансирования ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» на цели строительства объектов жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также задолженность заказчиков за выполненные работы, что не позволяет обеспечить ритмичное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в соответствии с утвержденными графиками, сообщили в министерстве.

 

3.Расходы бюджета на социальную сферу.

3.1 Состав, содержание и динамика расходов

на социальную сферу.

 

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. Рассмотрим основные расходы государственного бюджета Республики Беларусь в социальной сфере.

Расходы на образование. Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Расходы на образование включают в себя расходы на:

•    дошкольное образование;

•    общее образование;

•    начальное профессиональное образование;

•    среднее профессиональное образование;

•    переподготовку и повышение квалификаций;

•    высшее профессиональное образование.

За счет республиканского бюджета в Республике Беларусь финансируются учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из республиканского бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

Расходы в области социально-культурной системы. Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

•    осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

•    стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

•    устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

•    способствовать развитию благотворительности в области культуры;

•    осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РБ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение Беларуси и с этой целью обеспечивает:

•    Финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

•    Содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной собственности;

•    Создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Расходы на социальную политику. Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:

•    реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

•    гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

•    дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

•    взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

•    права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

•    создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

•    последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

•    формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

•    обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

•    повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Информация о работе Расходы государственного бюджета