Расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Государственные расходы…………………………………………………….7
1.1. Понятие расходов, их классификация…….………………………………………7
1.2. Структура и динамика расходной
части бюджета РеспубликиБеларусь…………………………………………...……13
2. Расходы государственного бюджета
Республики Беларусь…………………………………………………………..16
2.1. Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году………………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики ………………………………………………………………………17
3. Расходы бюджета на социальную сферу…………………………………...24
3.1. Состав, содержание и динамика
расходов на социальную сферу…………………………………………..……………24
3.2. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2011гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Правительство Беларуси наметило обеспечить прирост расходов на социальную сферу в 2011 году на уровне 7,9% к исполнению бюджета текущего года.

В текущем году в Беларуси удалось сохранить социальную направленность бюджета, повысить качество оказания социальных услуг. Расходы консолидированного бюджета, средства Фонда соцзащиты населения по отраслям социальной сферы, расходы на жилищное строительство с учетом субсидий на жилищно-коммунальные услуги и транспорт составили около 60% от всех бюджетных назначений. На финансирование здравоохранения, образования, культуры, СМИ, социальной защиты населения, физической культуры и спорта в текущем году предусмотрено направить свыше Br18 трлн.

В 2011 году в полном объеме профинансированы зарплаты, пенсии, стипендии и другие трансферты населению, а также расходы на питание, медикаменты и другие нужды. В то же время, с учетом объективных обстоятельств исполнения доходной части бюджета наложено определенное ограничение на финансирование непервоочередных расходов, связанных с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов и др. В условиях кризиса перед отраслями социальной сферы поставлена задача добиться максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля.

Он добавил, что социальная сфера - не только потребитель бюджетных средств, но и источник пополнения государственного бюджета. За 8 месяцев текущего года в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры населению оказано платных услуг на Br1,4 млрд. Это на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта услуг в текущем году достиг $90 млн. Проведение такой работы не идет в разрез с государственными обязательствами по доступности социальных услуг, повышению уровня и качества жизни населения.

 

 

3.2. Особенности бюджетного планирования

расходов на социальную сферу

 

Расходы консолидированного бюджета в январе — июле 2011 года составили 35,6 трлн рублей, что на 22,6% больше, чем в январе — июле 2010 года. По отношению к ВВП они составили 28,2% (за январь — июль 2010 года — 34,5%). В реальном выражении расходы уменьшились на 2,6%.

Такие данные содержатся в в отчете Национального банка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь».

Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных в январе — июле 2011 года на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 16,7 трлн рублей, или 47% от всех расходов консолидированного бюджета (в январе — июле 2010 года — 11,6 трлн рублей, или 39,8% от всех расходов).

Незначительное снижение численности занятых в экономике в январе-ноябре 2011 г. до 4645 тыс. человек (на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) не повлияло на рост регистрируемой безработицы. Указанное снижение обусловлено, прежде всего, демографическими причинами: сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.

 

 

 

Рисунок 3.1. Средняя заработная плата в ноябре 2011г.

 

 

По итогам одиннадцати месяцев т.г. сохраняется тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов населения. В январе-ноябре их уровень составил 100,1% к январю-ноябрю 2010 г. (в I квартале – 119,3%, в 1 полугодии – 109,9%, в январе-сентябре 104,8%), что обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.

 

 

 

Рисунок 3.2. Динамика темпов роста производительности труда.

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила в ноябре 2011 г. 2439,7 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий – 941,0 тыс. рублей.

В результате принятых мер не допущено снижение доходов граждан: темп роста реальной заработной платы в январе-ноябре 2011 г. составил 103%.

Начиная с января-октября 2011 г. имеет место положительная тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы (в январе-ноябре 2011 г. на 3,2 п.п.).

В сфере социальной защиты населения в начале 2012 года  Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на минимизацию инфляционного давления и дальнейшее поддержание жизненного уровня населения.

 

Заключение

 

В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств государственного бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

- закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;

- отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов;

- определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между региональными и местными бюджетами.

Таким образом, необходимо привлекать квалифицированных специалистов для работы с бюджетами различных уровней, а также усматривать льготы для предприятий, приносящих прибыль с целью укрепления их положения в стране. 

Список использованной литературы:

 

  1. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.
  2. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов – Мн.: Выш. шк., 1997.-368с.
  3. Закон РБ «О бюджете РБ на 1999 год» // Национальная экономическая газета Информбанк  1999 №10 стр. 2-8
  4. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:

«Настольная книга бухгалтера». – Мн., Право и экономика, 192 с.

  1. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 № 4 с.4-16.
  2. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 № 3 с.28-36.
  3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.
  4. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
  5. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383с.
  6. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова – Мн.: Бестпринт, 1999.-368с.
  7. 11.Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н.Шимов и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. - 751 с.
  8. .«Закон РБ “О республиканском бюджете на 2009 г”” [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал РБ. – Минск, 2009.
  9. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь. – Мн., 2006.

 

 

 

 

 

                                   Расходная часть бюджета

 

 Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2011 г. являются сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

 Темпы роста расходов республиканского бюджета в 2011 г. были выполнены на уровне 125,4 %. Удельный вес расходов в ВВП за этот период предусмотрен на 3,3 процентных пункта ниже, что в основном обусловлено более низкими темпами роста расходов бюджета по сравнению с темпами роста ВВП.

 Наиболее высокие темпы роста  расходов в 2011г. по отношению к предыдущему году использовались на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 149,3 %, образования – 144,4 %, социальной политики – 141,6 %, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности – 141,0 % .

 В то же время в 2011 г. только  на 57,0 % от уровня 2010 г. израсходовано бюджетное финансирование национальной экономики, в т.ч. таких отраслей, как топливо и энергетика, – на 9,4 %, промышленность, строительство и архитектура – 81,9 %, сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 91,9 %.

 Наибольший удельный вес  в расходах республиканского  бюджета на 2011 г. занимают расходы  по разделу "Общегосударственная  деятельность". Финансирование расходов на общегосударственную деятельность - 17 300 млрд. руб. (43,7 % от расходов республиканского бюджета) и по отношению к прошлому году составит 137,7 %.

 В 2011 г. в социальную сферу  Республики Беларусь из средств  республиканского бюджета было направлено 8 818 млрд. руб., или 22,3 % от всех его расходов, при 6 370 млрд. руб. и 19,8 % в 2010 г. (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). В силу того что социальная сфера в большей мере финансируется из средств местных бюджетов, объем запланированных расходов на эту сферу возрастает более чем в 3 раза – 27 353 млрд. руб., или 45,2 % от средств консолидированного бюджета. С учетом поступлений из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (20 494 млрд. руб.) расходы страны на социальную сферу составили 47 847 млрд. руб., т.е. 24,2 % ВВП.

 Расходы республиканского бюджета  на образование составили в сумме

2 143 млрд. руб., или 5,4 % его расходов. С учетом расходов местных  бюджетов размер бюджетных средств  на образование вырос до 11 015 млрд. руб., т.е. в 5,1 раза.

 В области финансирования  здравоохранения расходы республиканского  бюджета на 2011 г. составили 1 572 млрд. руб., что составляет 20,2 % от общего объема ассигнований на здравоохранение. Основным источником расходов на здравоохранение являются местные бюджеты – 6 209 млрд. руб.

 В 2011 г. на поддержку отраслей  национальной экономики из средств  республиканского бюджета выделено 7 230 млрд. руб., что на 17,0 % ниже уровня 2010 г. и 43,0 % – 2009 г. Удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 40,2 % в 2009 г. до 27,1 % и 18,2 % соответственно в 2010 и 2011 гг.

 На дорожное хозяйство в 2011 г. выделено 1 247 млрд. руб., или 3,2 % к объему средств республиканского бюджета.

 На финансирование транспорта- 381 млрд. руб., лесного хозяйства и связи – 324 млрд. руб. и 150 млрд. руб., или соответственно 1,0 %, 0,8 % и 0,4 % от расходов республиканского бюджета.

 Исходя из изложенного, заметим, что в условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств в первую очередь бюджетные ассигнования будут выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.

 

 

 На охрану окружающей среды  в республиканском бюджете было выделено 308 млрд. руб., или 0,8 % его расходов на 2011 г. С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возросла до 586 млрд. руб.

 Ассигнования республиканского  бюджета на жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство  определены в размере 42 млрд. руб. (0,1 %). Основной объем расходов  приходится на местные бюджеты  – 3 761 млрд. руб.

 Таким образом, темпы роста  доходов (116,9 %) и расходов (123,3 %) республиканского  бюджета в 2011 г. по отношению к  исполнению бюджета в 2010 г. значительно превысили индекс роста потребительских цен (инфляции) в среднем в 2011 г. (108 %).

 

 

   


 




Информация о работе Расходы государственного бюджета