Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Государственные расходы…………………………………………………….7
1.1. Понятие расходов, их классификация…….………………………………………7
1.2. Структура и динамика расходной
части бюджета РеспубликиБеларусь…………………………………………...……13
2. Расходы государственного бюджета
Республики Беларусь…………………………………………………………..16
2.1. Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году………………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики ………………………………………………………………………17
3. Расходы бюджета на социальную сферу…………………………………...24
3.1. Состав, содержание и динамика
расходов на социальную сферу…………………………………………..……………24
3.2. Особенности бюджетного планирования
расходов на социальную сферу…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34
Расходы консолидированного бюджета в январе — июле 2011 года составили 35,6 трлн рублей, что на 22,6% больше, чем в январе — июле 2010 года. По отношению к ВВП они составили 28,2% (за январь — июль 2010 года — 34,5%). В реальном выражении расходы уменьшились на 2,6%.
Такие данные содержатся в в отчете Национального банка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь».
Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных в январе — июле 2011 года на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 16,7 трлн рублей, или 47% от всех расходов консолидированного бюджета (в январе — июле 2010 года — 11,6 трлн рублей, или 39,8% от всех расходов).
Незначительное снижение численности занятых в экономике в январе-ноябре 2011 г. до 4645 тыс. человек (на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) не повлияло на рост регистрируемой безработицы. Указанное снижение обусловлено, прежде всего, демографическими причинами: сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.
Рисунок 3.1. Средняя заработная плата в ноябре 2011г.
По итогам одиннадцати месяцев т.г. сохраняется тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов населения. В январе-ноябре их уровень составил 100,1% к январю-ноябрю 2010 г. (в I квартале – 119,3%, в 1 полугодии – 109,9%, в январе-сентябре 104,8%), что обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.
Рисунок 3.2. Динамика темпов роста производительности труда.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила в ноябре 2011 г. 2439,7 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий – 941,0 тыс. рублей.
В результате принятых мер не допущено снижение доходов граждан: темп роста реальной заработной платы в январе-ноябре 2011 г. составил 103%.
Начиная с января-октября 2011 г. имеет место положительная тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы (в январе-ноябре 2011 г. на 3,2 п.п.).
В сфере социальной защиты населения в начале 2012 года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на минимизацию инфляционного давления и дальнейшее поддержание жизненного уровня населения.
«Настольная книга бухгалтера». – Мн., Право и экономика, 192 с.
Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2011 г. являются сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Темпы роста расходов республи
Наиболее высокие темпы роста расходов в 2011г. по отношению к предыдущему году использовались на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 149,3 %, образования – 144,4 %, социальной политики – 141,6 %, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности – 141,0 % .
В то же время в 2011 г. только на 57,0 % от уровня 2010 г. израсходовано бюджетное финансирование национальной экономики, в т.ч. таких отраслей, как топливо и энергетика, – на 9,4 %, промышленность, строительство и архитектура – 81,9 %, сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 91,9 %.
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на 2011 г. занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность". Финансирование расходов на общегосударственную деятельность - 17 300 млрд. руб. (43,7 % от расходов республиканского бюджета) и по отношению к прошлому году составит 137,7 %.
В 2011 г. в социальную сферу
Республики Беларусь из
Расходы республиканского
2 143 млрд. руб., или 5,4 % его расходов.
С учетом расходов местных
бюджетов размер бюджетных
В области финансирования
здравоохранения расходы
В 2011 г. на поддержку отраслей
национальной экономики из
На дорожное хозяйство в 2011 г. выделено 1 247 млрд. руб., или 3,2 % к объему средств республиканского бюджета.
На финансирование транспорта- 381 млрд. руб., лесного хозяйства и связи – 324 млрд. руб. и 150 млрд. руб., или соответственно 1,0 %, 0,8 % и 0,4 % от расходов республиканского бюджета.
Исходя из изложенного, заметим, что в условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств в первую очередь бюджетные ассигнования будут выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.
На охрану окружающей среды в республиканском бюджете было выделено 308 млрд. руб., или 0,8 % его расходов на 2011 г. С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возросла до 586 млрд. руб.
Ассигнования
Таким образом, темпы роста доходов (116,9 %) и расходов (123,3 %) республиканского бюджета в 2011 г. по отношению к исполнению бюджета в 2010 г. значительно превысили индекс роста потребительских цен (инфляции) в среднем в 2011 г. (108 %).