Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категорией финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

Содержание

Введение 2
Теоретические основы функционирования федерального бюджета 7
Сущность федерального бюджета 7
Принципы формирования федерального бюджета 12
Структура федерального бюджета 17
2. Расходы федерального бюджета 25
Содержание и классификация расходов федерального бюджета 25
Динамика расходов федерального бюджета с 2007 года 36
Пути повышения эффективности федерального бюджета 43
Заключение 51
Список использованной литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

РАсходы бюджета испр2.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

- предоставление субсидий  юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных  трансфертов;

- предоставление платежей, взносов,  безвозмездных перечислений субъектам  международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных  актов по искам к Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации, муниципальным образованиям  о возмещении вреда, причиненного  гражданину или юридическому  лицу в результате незаконных  действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

  1. Ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ):

- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения).

  1. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений
  2. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения - на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
  3. Предоставление субсидий юридическим лицам, некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
  4. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной государственными и муниципальными учреждениями и собственности, а также юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Резервные фонды  исполнительных органов государственной  власти (местных администраций), субъекта РФ, Президента РФ. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. В БК РФ предусмотрены направления расходования средств резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году [1].

Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иди органов местного самоуправления.

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации. Размер резервного фонда Президента Российской Федерации должен быть в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

  1. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом в связи с принятием закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств.

Бюджетное законодательство устанавливает порядок финансирования новых видов расходов, не предусмотренных ни одним бюджетом.

Если принимается  федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

При определении  источников финансирования новых видов  расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Финансирование  новых видов расходов бюджетов может  осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

 

 

    1. . Динамика расходов федерального бюджета с 2007 года

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2007, 2008, 2009, 2010  и 2011 годы.

Представим  характеристику расходов федерального бюджета за указанный период в  виде таблицы.

Таблица 1

 

 

Структура расходов федерального бюджета

Наименование  расходов

2007

млрд.

2008

млрд.

2009

млрд.

2010

млрд.

2011

млрд.

Всего

5 986, 56

6570, 30

9 660, 06

7451,15

8089,97

Общегосударственные вопросы 

815, 732

828,78

853, 07

899,84

963,10

Национальная  оборона

831, 87

509,10

1 188, 17

566,74

596,19

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

666, 97

521,84

1 004, 50

642,61

693,51

Национальная  экономика

692, 59

702,32

702, 32

789,62

528,55

Жилищно-коммунальное хозяйство

294, 93

54,56

151, 63

56,29

51,86

Охрана окружающей среды

8, 19

9,33

13, 04

10,21

10,96

Образование

294, 61

307,20

418, 00

313,64

339,85

Культура, кинематография и средства массовой информации

70, 99

83,81

111, 68

73,01

67,58

Здравоохранение и спорт

196, 49

211,69

352, 31

245,22

295,36

Социальная  политика

214, 03

270,86

323, 45

342,67

396,54

Межбюджетные  трансферты

1 900, 10

2281,56

3 593, 44

2423,12

2720,97


 

 

Как было уже  отмечено в бюджетной системе  РФ в настоящее время используется три классификации расходов, одной  из которых является функциональная.

С 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Наибольший  удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей  суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. Общегосударственные вопросы - это затраты на функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.).

Их доля в  общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период до 2005 гг. имеет тенденцию к повышению. Это свидетельствует о постоянном увеличении затрат на финансирование государственного аппарата. Такая динамика может быть связана также с повышением заработных плат государственных служащих. Но с 2007 по 2009 год эта статья расходов заметно возросла с 815 млрд. руб. до 963 млрд. руб.

К основным подразделам  можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизилась до 528,55 млрд. руб., что существенно заметно в процентном соотношении.

К этому  разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической  деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место  в их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство  и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Национальная  оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета в период с 2007 по 2009 года непрерывно увеличивался, однако уже с 2010 года произошло резкое снижение данного вида расходов: 596 млрд. руб в 2011году против 1188млрд. руб. в 2009 году, есть произошло снижение расходов в 2 раза. Это позволило перераспределить доходы, и направить их на более актуальные статьи.

Следующим разделом, удельный вес  которого снизился в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составила 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизился на 0,47 %, а в денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 40,2% по сравнению с 2005 годом и составили 23% от расходов на социально-культурные мероприятия. В 2008 году расходы возросли еще на 19%, что говорит о том, что правительству важно поддерживать уровень образования на высшей точке.

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года