Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категорией финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

Содержание

Введение 2
Теоретические основы функционирования федерального бюджета 7
Сущность федерального бюджета 7
Принципы формирования федерального бюджета 12
Структура федерального бюджета 17
2. Расходы федерального бюджета 25
Содержание и классификация расходов федерального бюджета 25
Динамика расходов федерального бюджета с 2007 года 36
Пути повышения эффективности федерального бюджета 43
Заключение 51
Список использованной литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

РАсходы бюджета испр2.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

6.Развитие риск-ориентированного  надзора.

7.Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению  потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.

8.Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

9.Совершенствование процедур  ликвидации кредитных организаций,  у которых отозвана лицензия  на осуществление деятельности.

Эти меры позволят снизить  риски в банковской системе и укрепить ее.

Таким образом, бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

На основании  российского законодательства федеральные  расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые  исключительно из федерального  бюджета;

2) расходы, финансируемые  совместно из федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные  устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Перечень и коды целевых  статей и видов расходов бюджета  утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Подводя итог к сказанному во 2 главе хотим подчеркнуть следующее, что в ходе сравнительного анализа расходной части федерального бюджета за 2007, 2008, 2009, 2010  и 2011 годы были выявлены следующие особенности.

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. Это свидетельствует о том, что большая часть средств (от 32,52%  до 34,73%) идет на финансирование бюджетов субъектов РФ. Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. Их доля с 2007 по 2009 год заметно возросла с 815 млрд. руб. до 963 млрд. руб. Это свидетельствует о постоянном увеличении затрат на финансирование государственного аппарата. Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизилась до 528,55 млрд. руб., что существенно заметно в процентном соотношении.

Кроме того, в ходе анализа бюджетных  расходов можно проследить финансирование крупных федеральных программ. Например, расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в связи с тем, что в 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», который привел к росту расходов бюджета на здравоохранение. В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

Уровень эффективности  многих государственных расходов в  нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных  расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.

 

Заключение

С юридической  точки зрения, бюджет - это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С экономической  точки зрения,  бюджет — это  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи:

Уточнена сущность федерального бюджета - представляет собой финансовый план государства.

В ходе анализа  сущности государственного бюджета были рассмотрены принципы формирования федерального бюджета: принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; принцип сбалансированности бюджета; принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств; принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; принцип достоверности бюджета; принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств; принцип получения максимального эффекта при минимуме затрат.

Охарактеризованы  структурные составляющие элементы бюджета, а именно его доходная и расходная части.

Бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расходы  бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном кодексе РФ законодательное закрепление.

Величина бюджетных  расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной  доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджета; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования.

В зависимости  от соотношения между собой доходной и расходной частей бюджета отмечаются следующие последствия. Равенство названных частей называется сбалансированностью бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита.

Согласно  БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году.

Дано понятие расходов федерального бюджета, а именно: бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

На основании  российского законодательства рассмотрена классификация федеральных расходов, которые имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые  исключительно из федерального  бюджета;

2) расходы, финансируемые  совместно из федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и  (или) бюджетов местного самоуправления.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Перечень и коды целевых  статей и видов расходов бюджета  утверждаются в составе ведомственной  структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных  случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

В ходе сравнительного анализа расходной части федерального бюджета отслежена динамика расходов федерального бюджета за 2007, 2008, 2009, 2010  и 2011 годы и были выявлены следующие особенности. Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Это свидетельствует о том, что большая часть средств (от 32,52%  до 34,73%) идет на финансирование бюджетов субъектов РФ. Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. Их доля с 2007 по 2009 год заметно возросла с 815 млрд. руб. до 963 млрд. руб. Это свидетельствует о постоянном увеличении затрат на финансирование государственного аппарата. Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизилась до 528,55 млрд. руб., что существенно заметно в процентном соотношении. Кроме того, в ходе анализа бюджетных расходов можно проследить финансирование крупных федеральных программ. Например, расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в связи с тем, что в 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», который привел к росту расходов бюджета на здравоохранение. В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

Уровень эффективности  многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.

Список  использованной литературы

Законодательные и нормативные акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета. - N 153-154. - 12.08.1998.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - N 31. - 03.08.1998. -  ст. 3824.
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Российская газета. - N 232. -04.12.2009.
  4. Федеральный закон от 07.10.2011 N 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» // Собрание законодательства РФ. -  10.10.2011. - N 41 (ч. 1,2). - ст. 5637.
  5. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - N 42. - ст. 5005.

Научная, учебная и прочая литература

  1. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А.В. Бликанов // Финансы и кредит. - 2011. - N 5. - С.15-17.
  2. Буневич К.Г.Бюджетная система Российской Федерации. МИЭМП, 2010. 95с.
  3. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. 160с.
  4. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Александрова И.М. М.: Дашков и К°, 2007. 486с.
  5. Бюджетная система России : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. 703с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. 576с.
  7. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: ДИС, 2002. - 160 с.
  8. Евсеенкова З.Н. Результаты, проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации // Бюджет -  январь. - 2007. С.11-14.
  9. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. 568с.
  10. Дементьев Д. В. Бюджетная система РФ : учебное пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. - 2-е изд., стереотипное. - М. : КНОРУС, 2009. 256с.
  11. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета : учебное пособие / под ред. П. В. Павлова. - М. : Магистр, 2008. 239с.
  12. Золотарева А. Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов. М., 1999.
  13. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации : учебное пособие / Т. М. Ковалева. - М. : КНОРУС, 2009. 128с.
  14. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. 360с.
  15. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А. С, Нешитой. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2008. 320с.
  16. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. М., 2008. 234с.
  17. Открытый бюджет России, 2004–2007. Бюджет: мифы и реальность?/ науч. рук. А.В. Буренин. М.: Априком, 2007. 144с.
  18. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Финансы и кредит" / Л. М. Подъяблонская. - М. : ЮНИТИ, 2009. 559с.
  19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. 703с.
  20. Притупов В.Г. Совершенствование бюджетного процесса  в межбюджетных отношениях // Финансовая система России: история и современность. Барнаул, 2003. С. 12-20.
  21. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – М.: ЮРАЙТ,2008. 576с.
  22. Современная бюджетная система России: Учебное пособие / Под ред. Куликова Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Тамбов: Изд. Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 104 с.
  23. Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.
  24. Финансы : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2009. 703с.
  25. Финансы и кредит : учебное пособие / ред. Т. М. Ковалева. - 5-е изд., и доп. - М. : КноРус, 2008. 384с.
  26. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  27. Финансы и кредит : учебник / ред.: М. В. Романовский, Г. Н. Белоглазова. - 2-е изд., пе<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14p

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года