Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:39, курсовая работа
Краткое описание
Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации. Резервный фонд был сформирован в 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………..……….. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………..……………………. 1.1. Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………….....…... 1.2. Нормативно – правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации…………………………………. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….……………….… 2.1. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1917 – 1991 годы…………………………………………... 2.2. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 – 2005 годы…………………………………………….. 2.3. Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 – 2012 годы………..………… ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ…………………………………. 3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации……………………………………………………….. 3.2. Перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации………………………………...……………...…….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...
долговые обязательства должны
соответствовать следующим требованиям:
эмитент долговых обязательств
должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности
не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве
рейтинга долгосрочной кредитоспособности
принимается наименьший из присвоенных;
сроки погашения выпусков долговых
обязательств являются фиксированными,
условия выпуска и обращения не предусматривают
права эмитента осуществить досрочно
их выкуп (погашение) и права владельца
долговых обязательств досрочно предъявить
их к выкупу (погашению) эмитентом;
нормативы минимального и максимального
сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
ставка купонного дохода, выплачиваемого
по купонным долговым обязательствам,
а также номиналы долговых обязательств
являются фиксированными;
номинал долговых обязательств
выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;
объем выпуска долговых обязательств,
находящихся в обращении, составляет не
менее 1 млрд. долларов США для долговых
обязательств, номинированных в долл. США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
выпуски долговых обязательств
не являются выпусками, предназначенными
для частного (непубличного) размещения.
к международным финансовым
организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:
Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);
Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development,
EBRD);
Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development,
IBRD);
Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);
Северный инвестиционный банк
(Nordic Investment Bank, NIB).
К долговым обязательствам
МВФ относятся денежные средства в специальных
правах заимствования (СДР), учитываемые
им в связи с формированием и корректировкой
резервной позиции РФ. Совокупная сумма
денежных средств, перечисленных в рамках
указанных операций, не должна быть меньше
суммы, предусмотренной МВФ в качестве
минимальной для начисления процентов
за пользование этими средствами. Требования,
указанные в п. 2, на долговые обязательства
МВФ не распространяются. [3]
Законодательством РФ и соглашением
между Минфином России и Банком России
предусмотрено, что функции Минфина России
по формированию резервной позиции РФ
в МВФ переданы Банку России. [2]
при размещении средств Резервного
фонда на депозитах в иностранных банках
и кредитных организациях должны выполняться следующие
требования:
иностранный банк или кредитная
организация должны иметь рейтинг долгосрочной
кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых
агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;
нормативы минимального и максимального
сроков размещения средств Резервного
фонда на депозитах в иностранных банках
и кредитных организациях, установленные
Минфином РФ обязательны;
суммарный объем средств Резервного
фонда, размещенных на депозитах в одном
иностранном банке или кредитной организации,
не должен превышать 25 % общего объема
средств Резервного фонда, размещенных
на депозитах в иностранных банках и кредитных
организациях.
Министерство финансов Российской
Федерации вправе устанавливать дополнительные
требования к долговым обязательствам
и депозитам в иностранных банках и кредитных
организациях в пределах требований, установленных
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными
Правительством Российской Федерации
полномочиями Министерство финансов Российской
Федерации утвердило:
нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в
следующем составе: [4]
доллар США - 45 %;
евро - 45 %;
фунт стерлингов - 10 %.
текущие сроки до погашения выпусков
долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда Российской Федерации: [4]
для долговых обязательств,
номинированных в долларах США и евро:
минимальный срок до погашения
- 3 месяца
максимальный срок до погашения
- 3 года
для долговых обязательств,
номинированных в фунтах стерлингов:
минимальный срок до погашения
- 3 месяца
максимальный срок до погашения
- 5 лет.
Сроки, указанные выше, действуют
на момент приобретения за счет средств
Резервного фонда долговых обязательств
либо на момент формирования из долговых
обязательств индексов, используемых
для расчета сумм процентов, начисляемых
на остатки денежных средств на счетах
по учету средств Резервного фонда в разрешенных
иностранных валютах, открытых Федеральным
казначейством в Центральном банке Российской
Федерации.
перечень иностранных государственных
агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда Российской Федерации (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации): [4]
Австрийский экспортно-импортный
банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);
Агентство государственного
кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);
Агентство финансирования автомагистралей
и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);
Группа банков реконструкции
и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);
Канадское агентство развития
экспорта (Export Development Canada, EDC);
Коммунальный банк Нидерландов
(Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);
Общество среднесрочного финансирования
сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));
Сельскохозяйственный рентный
банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);
Федеральная корпорация по
ипотечному кредитованию жилищного строительства,
США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);
Федеральная национальная ипотечная
ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);
Федеральные банки кредитования
жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);
Федеральные банки фермерского
кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);
Фонд муниципального кредитования,
Франция (Dexia Group);
Фонд обслуживания долгов системы
социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);
Французский фонд ипотечного
кредитования (Credit Foncier de France, CFF);
номинальный объем приобретенных
долговых обязательств одного выпуска не должен превышать
10 % номинального объема этого выпуска. [4]
1.2.
Нормативно – правовая
база регулирования Резервного фонда
Российской Федерации
Резервный фонд РФ регулируется
обширной нормативно – правовой базой.
Законодательства, регулирующие Резервный
фонд РФ:
Бюджетный кодекс Российской
Федерации;
Федеральные законы;
Постановления Правительства
Российской Федерации;
Приказы Минфина России;
Послания Президента Российской
Федерации.
В Послании Президента РФ Федеральному
Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. говорится
о разделении Стабилизационного фонда,
созданного в 2002 году, на Резервный фонд
и Фонд национального благосостояния,
что явилось началом Резервного фонда
в Российской Федерации.
В бюджетном кодексе Российской
Федерации в главе 13.2 рассматривается
использование нефтегазовых доходов федерального
бюджета, что напрямую связано с управлением
Резервного фонда Российской Федерации.
Более подробно в бюджетном кодексе РФ
в главе 13.2, статье 96.11 рассматриваются
цели и структура управления и способы
осуществления управлением средствами
Резервного фонда РФ.
В Федеральных законах определены
общие положения о формировании и регулировании
бюджетного процесса Российской Федерации.
Федеральные законы указывают на изменения
в Бюджетном кодексе Российской Федерации
и иных законодательных актах Российской
Федерации и рассматривают деятельность
Счетной палаты Российской Федерации.
Важное значение в управлении
Резервным фондом сыграло Постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955
«О порядке управления средствами Резервного
фонда». Данное постановление рассматривает
пути размещения средств на валютных счетах
в Центральном банке Российской Федерации
и пути размещения средств Резервного
фонда в долговые обязательства иностранных
государств, иностранных государственных
агентств и центральных банков, международных
финансовых организаций, в том числе оформленные
ценными бумагами и депозиты в иностранных
банках и кредитных организациях.
Постановление Правительства
Российской Федерации от 6 ноября 2008г.
№ 805 вносит изменения в Требования к финансовым
активам, в которые могут размещаться
средства Резервного фонда, утвержденные
постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2007 г. N 955 "О порядке
управления средствами Резервного фонда"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 1, ст. 13).
Постановление Правительства
РФ от 17 декабря 2007 г. N 892 устанавливает
правила "О проведении расчетов и перечислении
средств в связи с формированием и использованием
нефтегазовых доходов федерального бюджета,
нефтегазового трансферта, средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния".
Действия актов Правительства
Российской Федерации по вопросам формирования
и использования нефтегазовых доходов
федерального бюджета, доходов от управления
средствами Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния приостанавливаются постановлением
Правительства Российской Федерации от
21 апреля 2010 г. № 267.
Постановление Правительства
Российской Федерации от 19 января 2012 г.
№ 1 "О порядке зачисления в Резервный
фонд нефтегазовых доходов, полученных
в ходе исполнения федерального бюджета
в 2011 году" устанавливает объем нефтегазовых
доходов, зачисляемых в Резервный фонд,
определяющихся как разница между объемом
нефтегазовых доходов, полученных в ходе
исполнения федерального бюджета в 2011
году сверх 4551358457,7 тыс. рублей, и суммой
нефтегазовых доходов, использованных
в 2011 году на замещение объемов государственных
заимствований Российской Федерации и
(или) поступлений от продажи акций и иных
форм участия в капитале, находящихся
в собственности Российской Федерации;
производит расчет объема нефтегазовых
доходов, зачисляемых в Резервный фонд;
зачисляет в Резервный фонд нефтегазовые
доходы путем перечисления средств с единого
счета федерального бюджета на счет по
учету средств Резервного фонда в валюте
Российской Федерации; обеспечивает отражение
операций по зачислению нефтегазовых
доходов в Резервный фонд в отчете об исполнении
федерального бюджета за 2012 год Министерством
финансов Российской Федерации.
Важное значение для Резервного
фонда Российской Федерации имеют Приказы
Министерства финансов России. Приказ
Минфина России от 16 января 2008 г. № 3 утверждает
нормативные доли разрешенных финансовых
активов в общем объеме размещенных средств
Резервного фонда и Порядка расчета фактических
долей разрешенных финансовых активов
в общем объеме размещенных средств Резервного
Фонда и их приведения в соответствие
с нормативными долями.
«Об утверждении нормативной
валютной структуры средств Резервного
фонда, порядка приведения фактической
валютной структуры средств Резервного
фонда в соответствие с нормативной валютной
структурой » говорится в Приказе Минфина
России от 16 января 2008 г. № 4.
Приказ Минфина России от 17
января 2008 г. № 12 регламентирует нормативы
минимального и максимального сроков
до погашения долговых обязательств иностранных
государств, иностранных государственных
агентств и центральных банков, международных
финансовых организаций, в которые могут
размещаться средства Резервного фонда.