Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:39, курсовая работа
Краткое описание
Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации. Резервный фонд был сформирован в 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………..……….. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………..……………………. 1.1. Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………….....…... 1.2. Нормативно – правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации…………………………………. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….……………….… 2.1. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1917 – 1991 годы…………………………………………... 2.2. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 – 2005 годы…………………………………………….. 2.3. Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 – 2012 годы………..………… ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ…………………………………. 3.1. Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации……………………………………………………….. 3.2. Перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации………………………………...……………...…….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...
Совокупные доходы фонда от
размещения средств с 2009 по 2010 снизились
в абсолютном выражении на 16,38 млрд. рублей,
т.е. на 23,96%. В текущем году тенденция снижения
доходов от размещенных средств продолжилась,
так за период с 15 января по 1 декабря 2011
г. совокупный доход составил всего лишь
12,51 млрд. рублей, снижение в абсолютном
выражении составило 39,48 млрд. рублей или
75,94% (табл. 6).
Таблица 6
Сумма доходов от размещения
средств Резервного фонда (млрд.руб.)
Год
Доходы
Относительное отклонение от
предшествующего года
2009
68,37
–
2010
51,99
–23,96 %
2011
12,51
–75,94 %
На начало 2011 года общий объем
размещенных средств (инвестиций) Резервного
фонда составил 113,88 млрд. долл. США.
Структура размещенных средств
(инвестиций) Резервного года:
облигации иностранных государств
- 50%;
облигации иностранных государственных агентств и ЦБ - 20%;
депозиты - 20%;
облигации международных финансовых
организаций -10%.
Для сравнения инвестиции резервного
фонда Норвегии составляют 545,73 млрд. долл.
США и их структура следующая (только зарубежные
активы):
акции крупных компаний - 60%;
облигации - 35%;
недвижимость - 5%, из которых
50% - Европа, 35% - США и Канада, 15% - Азия.
Как видно из предоставленных
показателей инвестиции Резервного фонда
России менее диверсифицированы, нежели
инвестиции норвежского аналога. Так 80%
инвестиций Резервного фонда РФ вложены
в облигации, т.е. в долговые ценные бумаги,
в частности облигации США, Великобритании
и некоторых стран Европы с наивысшим
кредитным рейтингом. Доходность по таким
облигациям является достаточно низкой,
около 3 – 4%. В период мирового финансового
кризиса 2008 – 2009 гг. данная инвестиционная
стратегия полностью себя оправдала, при
этом по мере выхода России из кризиса
необходимо разработать стратегию управления
фондом, которая позволила бы не только
сохранить средства фонда, но и преумножить
их. Для сравнения, средства норвежского
фонда преимущественно вложены в акции.
Причем, в отличие от российских управленцев,
норвежцы не брезгуют и ценными бумагами
российских компаний. По состоянию на
2010 г. норвежский фонд вложил средства
в 57 российских компаний, среди которых
Газпром (0,65%) и ЛУКОЙЛ (1,07%).
Что же касается основных источников
пополнения Резервного фонда за период
с 2008 по 2011 гг., нефтегазовый трансферт
сократился с 6,1% ВВП до 4,5% ВВП – пропорционально
снижению нефтегазовых доходов – примерно
на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
Проблемы функционирования
Резервного фонда Российской Федерации
Причиной повышенного внимания
к механизму функционирования Резервного
фонда является его неэффективное правовое
обеспечение, сомнительная экономическая
целесообразность, организационные проблемы
и высокий рост недовольства налогоплательщиков
и психоэмоциональной напряженности в
обществе.
Понять как, куда и по чьему
распоряжению движутся бюджетные средства
непросто. Особенно интересна ситуация
с Резервным фондом, куда стекаются сверхдоходы
от экспорта нефти, так как точной информации
о его состоянии практически нет.
Существенной проблемой является
организация управления Резервным фондом.
До сих пор порядок управления точно не
определен, хотя в Бюджетном кодексе и
оговаривается, что управление осуществляет
Министерство финансов.
Проблемы возникают в следующем.
Во – первых, лишь небольшая часть из Резервного
фонда инвестируется в ценные бумаги.
Следовательно, деньги реально обесцениваются.
Во – вторых, совершенно непонятно, куда
эти деньги вкладываются. Перечень государственных
ценных бумаг, в которые вкладываются
деньги, должен устанавливаться правительством,
но такого перечня в природе не существует.
В – третьих, Российская Федерация
вкладывает деньги в американские ценные
бумаги, американцы за эти деньги покупают
в России нефть, и в конечном итоге у Российской
Федерации остаются бумаги, у США – нефть.
В – четвертых, в законе сказано, что отдельные
полномочия по управлению средствами
Фонда могут быть переданы Центральному
банку в соответствии с договором между
ним и Правительством РФ. О факте наличия
или отсутствия такого договора до сих
пор никому не известно.
С одной стороны, мало приятного,
когда огромные деньги лежат без дела;
с другой – ещё никто не отменял известную
долю риска, возникающую при инвестировании
средств куда-либо; с третьей – мало кому
хочется брать на себя ответственность
за управление Фондом и оказываться под
огнём критики.
Многие ведущие ученые напоминают,
что при выработке стратегии и тактики
Фонда не учитывается самый главный экономический
закон, согласно которому деньги должны
«работать». По мнению С.М. Глазьева, темпы
экономического роста были бы почти вдвое
выше, если бы правительство не замораживало
1/4 бюджетных доходов в фонде, средства
которого размещаются за рубежом. Было
бы ответственно и разумно, рассчитавшись
с долгами, направить денежный поток Фонда
на развитие приоритетных национальных
проектов в образовании, науке, здравоохранении,
социальной сфере.
Для расчета реального уровня
жизни населения социологи используют
термин «децильный» коэффициент (т.е. берутся
10% самых богатых людей в регионе, 10% самых
обездоленных и сравниваются по доходам).
По данным московского отделения Росстата,
показатель указанного коэффициента в
столице равен 41. Для сравнения: в развитых
европейских странах этот коэффициент
колеблется в районе 6 – 9, в США – 10 – 12.
В российских условиях увеличения разрыва
в доходах населения в общественном сознании
сложилось прочное негативное мнение,
основанное на непонимании действий правительства
по распоряжению Резервным фондом.
3.2.
Перспективы развития
Резервного фонда Российской Федерации
Все предложения по оптимальному
использованию средств Фонда можно классифицировать
по трем направлениям.
Во – первых, это продолжение
практики досрочного погашения из его
средств внешнего государственного долга
с параллельным досрочным приобретением
на рынке российских еврооблигаций. Это
позволит стабилизировать рынок российских
еврооблигаций в период резкого падения
их котировок и сэкономить на выплате
процентов по ним.
Во – вторых, финансирование
за счет фонда обслуживания внешнего государственного
долга, а также выплаты внешних государственных
долгов, у которых наступил срок погашения.
Это позволит резко снизить эмиссию госбумаг.
Скорость развития рынка по пирамидальному
образцу будет снижена, а замещение внешнего
госдолга более дорогим внутренним госдолгом
приостановлено. Высвободившиеся бюджетные
средства можно будет расходовать на государственные
инвестиционные программы, повышение
социальных выплат и т.п.
В – третьих, выдача из накоплений
фонда валютных кредитов крупнейшим государственным
корпорациям.
Наконец, в – четвертых, направление
части средств фонда на приобретение акций
российских предприятий.
Следует также отметить, что
если основной задачей Программы социально-экономического
развития Российской Федерации, направленной
на среднесрочную перспективу, является
повышение качества жизни населения, если
в Российском государстве приняты стандарты
развития общества социального благосостояния,
нельзя оставлять без внимания общественное
мнение и психологическое состояние налогоплательщиков.
Для того чтобы повысить прозрачность
суверенного фонда благосостояния РФ
необходимо разработать релевантную форму
отчетности и транспарантную структуру
управления фондом, это в свою очередь
позволит устранить риски, связанные с
недоверием запада.
Поэтому предлагается совершенствовать
существующие механизмы функционирования
Резервного фонда РФ в следующих направлениях:
доступность базовой информации
о фондах;
публикация результатов ежегодного
аудита независимыми аудиторскими организациями;
доступность информации о приобретениях
фонда, о географическом распределении
активов и о финансовых результатах фонда;
наличие постоянно обновляемого
интернет-сайта;
открытость структуры управления
фондом;
доступность информации об
инвестиционных намерениях фондов.
Резервный фонд должен регулироваться
нормами финансового права, в том числе
нормами налогового, бюджетного и административного
права.
Для того чтобы один эксперимент
с образованием фонда не явился элементарной
заменой другим, со сложным, запутанным,
непонятным механизмом управления, необходима
последовательная налогово-бюджетная
политика федерального правительства,
которая бы соответствовала как требованиям
современного государства, так и интересам
социально-экономического развития России.
Логично было бы выдвинуть предложение
по использованию сверхдоходов от нефтяного
экспорта для инвестиций в инфраструктуру,
в строительство новых нефте- и газопроводов
для улучшения условий доставки российских
углеводородов на рынки Европы, Азии и
Америки.
Другой вариант использования
средств Фонда – и дальше направлять эти
средства исключительно на погашение
долгов, а остальное – «спрятать и сохранить».
Также следует завершить либерализацию
капитальных операций, отменить механизм
квотирования импорта мяса и государственные
интервенции на зерновом рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самым важным результатом является
выполнение поставленной цели. Основные
выводы по данной работе заключаются в
нижеследующем.
Государственный резервный
фонд – это специальный денежный фонд,
который используется для стабилизации
государственного бюджета в периоды снижения
государственных доходов и для государственных
нужд в долгосрочной перспективе.
Резервный фонд Российской
является частью средств федерального
бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение
государством своих расходных обязательств
в случае снижения поступлений нефтегазовых
доходов в федеральный бюджет. Резервный
фонд способствует стабильности экономического
развития страны, уменьшая инфляционное
давление и снижая зависимость национальной
экономики от колебаний поступлений от
экспорта невозобновляемых природных
ресурсов.
Резервный фонд РФ формируется
за счет средств федерального бюджета
образованных от нефтегазовых доходов.
Нефтегазовые доходы федерального
бюджета формируются за счет:
налога на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья;
вывозных таможенных пошлин
на нефть сырую и газ;
вывозных таможенных пошлин
на товары, выработанные из нефти.
Другим источником формирования
Резервного фонда являются доходы от управления
его средствами.
Проведенный анализ показал,
что за последнее время наблюдается устойчивая
динамика сокращения финансовых ресурсов
Резервного фонда РФ за последние три
года (с января 2009 по декабрь 2011) она составила
73,81%, что в абсолютном выражении равно
2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США). Основной
причиной такого снижения явился мировой
финансовый кризис, ставший для Резервного
фонда настоящим испытанием.
На сегодняшний день в связи
падением цен на мировом рынке нефти наблюдается
снижение нефтегазовых доходов Резервного
фонда, поэтому крайне необходимым является
изменение инвестиционной стратегии в
управлении ресурсами фонда.
Предлагается совершенствовать
существующие механизмы функционирования
Резервного фонда РФ в следующих направлениях:
расширить структуру размещения средств фонда;
во-первых, присмотреться к акциям компаний с наивысшим кредитным рейтингом;
во-вторых, необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии;
обеспечить открытость и прозрачность
управления Резервным фондом, что позволит
многим компаниям рассматривать Резервный
фонд РФ в качестве надежного инвестора.
Умеренное применение предложенных
мер позволит в дальнейшем увеличить доходность
Резервного фонда и избежать неоправданных
рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской
Федерации.
Федеральные законы.
Постановления Правительства
Российской Федерации.
Приказы Минфина России.
Послания Президента Российской Федерации.
Баранова Л.Г. Бюджетный процесс
в Российской Федерации. - М.: «ИНФРА-М»,
2008.
Виговский Е.В. Вопросы экономической
безопасности при управлении ресурсами
Резервного фонда РФ // Право и безопасность,
2011.
Данилина М.В. Изменение в стратегии
формирования и использования резервного
фонда и фонда национального благосостояния
// Финансы и кредит, 2008 г.
Дроздов О.И. Разделение Стабилизационного
фонда РФ на Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния // Финансы и кредит. 2009.
Дроздов О.И. Резервный фонд: формирование, использование и управление в 2009 года // Финансы и кредит, 2010.
Ермакова Е.А. Проблемы управления валютными резервами государства // Финансы и кредит, 2009.
Киреев В.Л. Концепция использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ // Аудит и финансовый анализ. 2009.
Кузнецова Ж.С. Финансово-правовые основы управления средствами Резервного фонда РФ // Вестник РГЭУ. 2010.
НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / Под ред. А.Н.Азриляна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2010.
Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М.: Юнити-Дана, 2008.
Саттарова А.А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право, 2008.
Сухарев А.Н. Резервный фонд РФ: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010.
Сухарев А.Н. Финансовые резервы Российской Федерации: объем, структура и размещение // Финансовая аналитика. 2010.
Финансы и кредит: Учебник / А.С.Нешитой. – 6-е изд., перерад. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.
www.consultant.ru – Законодательство РФ «Консультант
Плюс».
www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации.
www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.