Ресурсы коммерческого банка, их состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности ресурсов коммерческого банка, изучение состава и структуры ресурсов коммерческого банка. Объектом исследования являются ресурсы коммерческого банка. Предметом исследования является деятельность банка, связанная с формированием ресурсной базы. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по теории банковского дела. В работе использовались также данные официальной банковской статистики.

Содержание

Введение
1. Ресурсы коммерческого банка………………………………………………… 7
1.1. Экономическая характеристика ресурсов банка, их классификация….. 7
1.2. Собственные, привлеченные и заемные средства коммерческого банка 10
1.3. Управление ресурсами коммерческого банка……………………………. 20
2. Общие характеристики развития ресурсной базы коммерческих банков…. 25
2.1 Общая характеристика развития банковской системы…………………... 25
2.2 Ресурсная база коммерческих банков…………………………………….. 26
3. Проблемы и перспективы …………………...………………………………… 29
3.1 Проблема управления пассивами коммерческого банка………………… 29
3.2 Перспективы развития ресурсной базы банков…………………………… 31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованных источников……………………………………………. 36
Приложение……………………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ресурсы КБ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Залог должен компенсировать размер основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы Национального банка (при их наличии) по обслуживанию этого кредита и реализации залога.

 В Ломбардный  список могут быть включены только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка (за исключением векселей).

При наличии достаточного обеспечения и соблюдении определенных условий, банк может получить несколько кредитов в один день.

В рамках краткосрочного рефинансирования совершаются следующие операции:

  1. покупка ценных бумаг на условиях РЕПО – коммерческий банк, нуждающийся в средствах, продает ценные бумаги, включенные в ломбардный список с обязательством их выкупа через определенный срок по более высокой цене.
  2. покупка валюты на условиях СВОП – Национальный банк РБ покупает валюту у коммерческого банка по курсу, действующему на дату совершения операции. Впоследствии Национальный банк продает эту сумму валюты этому же банку по более высокому курсу. Срок такой сделки не должен быть менее 3-х дней.
  3. кредиты овернайт – предоставляются Национальным банком для обеспечения бесперебойности расчетов. Кредиты овернайт предоставляются Национальным банком на срок, предусматривающий в качестве даты погашения кредита и уплаты процентов по нему следующий рабочий день за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка).

     Ломбардные кредиты предоставляются банкам в рамках среднесрочного рефинансирования на срок до 30 дней включительно. Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

  1. по заявлениям банков (ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ломбардной процентной ставке; срок кредита определяется банком; кредит предоставляется по фиксированной процентной ставке, установленной Комитетом по операциям Национального банка.);
  2. по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона (в этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке, определяемой условиями и итогами аукциона; сумма и срок кредита определяется Национальным банком).

Ломбардные кредитные  аукционы могут проводиться в двух формах:

    • как конкурсы процентных ставок;
    • по объявленной процентной ставке.

При проведении аукциона в форме конкурса процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.

   Ломбардные кредитные  аукционы в форме конкурса  процентных ставок проводятся по одному из следующих способов:

  • американскому - заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Национальным банком по результатам аукциона;
  • по голландскому - при котором заявки удовлетворяются по ставке отсечения, устанавливаемой Национальным банком по результатам аукциона.

Для получении ломбардного  кредита коммерческий банк должен открыть  счет ДЕПО по учету ценных бумаг  и перевести ценные бумаги со своего счета на счет Национального банка. При погашении кредита Национальный банк возвращает коммерческому банку ценные бумаги таким же способом.

При непогашении кредита  в случае реализации ценных бумаг  сумма, полученная свыше задолженности, зачисляется на корсчет банка-заемщика [11]

 

1.3 Управление ресурсами коммерческих банков

Управление  банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с размещением.

Важная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит  коммерческим банкам, но поскольку  изменение размеров и структуры  банковских ресурсов оказывает воздействие  на динамику показателей денежной массы, должно осуществляться и централизованное регулирование ресурсной базы коммерческих банков.

Регулирование ресурсной  базы коммерческих банков не является непосредственной задачей центрального банка, однако в рамках проведения денежно-кредитной  политики Национальный банк Республики Беларусь путем реализации различных методов денежно-кредитного регулирования может оказывать прямое или косвенное воздействие на размер ресурсов коммерческих банков.

При проведении Национальным банком Республики Беларусь политики минимальных резервов, заключающейся в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, происходит прямое воздействие на их ресурсный потенциал и, кроме того, уменьшается объем мультиплицированных депозитов во всей банковской системе.

Непосредственное участие Национального банка Республики Беларусь в рефинансировании коммерческих банков позволяет оказывать целенаправленную ресурсную поддержку отдельных из них.

Проводимая Национальным банком процентная политика и установление определенного уровня ставки рефинансирования (учетной, ломбардной и др.) оказывает воздействие на стоимость ресурсов в банковской системе. Однако это воздействие носит скорее косвенный, а не прямой характер. Это обусловлено тем, что центральный банк не устанавливает обязательное нормативное соотношение уровня процентных ставок коммерческих банков по отношению к ставке рефинансирования, и она фактически является для коммерческих банков лишь своеобразным ориентиром, выполняя индикативную функцию на межбанковском рынке.

Прямое воздействие  на размер кредитных ресурсов коммерческих банков оказывают проводимые Национальным банком операции по купле-продаже государственных ценных бумаг.

Особое регулирующее воздействие, причем не только на размер ресурсов коммерческого банка, но и  на состав и структуру их источников, оказывает установление Национальным банком Республики Беларусь обязательных экономических нормативов. Минимальный размер уставного фонда не только прямо, но и косвенно влияет на размер собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов может быть взаимосвязано с уставным фондом. Например, от размера уставного фонда зависят размер и порядок формирования резервного фонда, образуемого за счет отчислений от прибыли. Предельное соотношение между размером собственного капитала коммерческого банка и суммой активов, взвешенных с учетом степени риска их потери, определяет черту развертывания активных операций коммерческого банка. В регулировании ресурсов важное место отводится показателям ликвидности коммерческого банка, их соблюдение требует поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства.

Кроме этих основных экономических  показателей регулирования деятельности коммерческих банков, существует ряд  других требований Национального банка Республики Беларусь, оказывающих качественное и количественное влияние на ресурсную базу коммерческих банков: предельное соотношение основного и дополнительного капиталов коммерческого банка; предельное соотношение основного капитала и субординированного кредита; предельный размер размещенных межбанковских кредитов, вексельных обязательств, банковских гарантий; максимальный размер привлечения средств физических лиц и др.

В целом регулирующее воздействие Национального банка  Республики Беларусь на ресурсную базу коммерческих банков направлено на обеспечение безопасности и ликвидности всей банковской системы.

В качестве основных целей  управления ресурсами, проводимого  коммерческими банками, можно выделить: поддержание банком собственной  ликвидности; удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения; получение прибыли, достаточной и для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка.

Одним из элементов управления ресурсами коммерческого банка  является управление его пассивами. Оно, как правило, заключается в определении оптимальной структуры источников банковских ресурсов для конкретного банка.

Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение  между собственными и привлеченными  средствами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя однозначно назвать положительным явлением. Это связано, в частности, с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов. Следовательно, основной целью управления пассивами коммерческого банка является оптимизация структуры банковских ресурсов, позволяющая при наименьших затратах на формирование ресурсов обеспечить поддержание стабильного уровня дивидендов акционеров и объемов прибыли банка, достаточных для его динамичного развития.

Процесс управления ресурсами, мобилизованными коммерческими  банками, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Перед  коммерческими банками стоит задача эффективного размещения ресурсов, которое возместило бы затраты по их привлечению и обеспечило банку прибыль, а также одновременное выполнение требований Национального банка Республики Беларусь по ликвидности. Это становится возможным при осуществлении коммерческими банками тесной взаимоувязки пассивных операций с активными. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие между размерами и характером имеющихся в его распоряжении ресурсов и направлениями и сроками кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

Коммерческие банки  осуществляют ресурсное регулирование  в основном в оперативном порядке. Они ежедневно сопоставляют ожидаемые  поступления и обязательства, подлежащие погашению на конкретную дату. Свободные  ресурсы могут быть использованы для увеличения кредитных вложений или для реализации на межбанковском рынке. Наряду с оперативным регулированием коммерческие банки составляют перспективные планы и прогнозы на месяц, квартал, год и другие периоды.

Управление банковскими ресурсами является сложной и многогранной проблемой, не имеющей однозначного решения и требующей систематического анализа состояния не только банковских активов и пассивов, но и перспектив развития экономики страны в целом. От качества управления ресурсами коммерческого банка зависят его доходность, рентабельность, общее финансовое состояние.  [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

2.1 Общая характеристика  развития банковской системы

В 2006 году имела место положительная тенденция постепенного укрепления характеристик работы банковской системы. По состоянию на      1 апреля 2007 г. банковская система Республики Беларусь включает 28 банков с 421 филиалом. Из них 26 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 10 банков - со 100-процентным иностранным капиталом. На территории Республики Беларусь находятся 11 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии, Польши и Казахстана, в том числе представительство Межгосударственного банка.

В 2006 году продолжился рост уставного фонда и собственного капитала банков. На 1 января 2007 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 3,92 процента, собственного капитала к ВВП - 5,41 процента (рисунок 2.1.1)

Рисунок 2.1.1 Динамика отдельных характеристик банковской системы

Примечание: [ист.7, стр. 14 ]

При этом объем собственного капитала банков за 2006 год увеличился на 28,1 процента, или на 1126,9 млрд. рублей, и на 1 января 2007 г. составил 5150,2 млрд. рублей.

2.2 Ресурсная  база коммерческих банков

В 2006 году продолжилось увеличение ресурсной базы банков (рисунок 2.2.1, 2.2.2)

Рисунок 2.2.1 Рост ресурсной базы (трлн. рублей)   

Примечание: [ист.7, стр. 15]

 

        

Рисунок 2.2.2  Рост ресурсной базы банков (процентов)   

Примечание: [ист.7, стр. 15]

 

На 1 января 2007 г. ее объем  составил 29 049,6 млрд. рублей, увеличившись за 2006 год на 41,6 процента, или на 8 529,8 млрд. рублей. Отношение средней ресурсной базы к ВВП в годовом исчислении на 1 января 2007 г. составило 29,3 процента и увеличилось за 2006 год на 4,2 процентного пункта.

Основным фактором увеличения ресурсной сазы банков в 2006 году явились  средства населения (рисунок 2.2.3.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.3 Факторы роста ресурсной базы банков в 2006 году

Примечание: [ист.7, стр.15]

Кроме того, положительный эффект на рост ресурсной базы оказало увеличение средств субъектов хозяйствования - резидентов, центрального правительства и местных органов управления, нерезидентов, банков и Национального банка, а также рост других источников формирования ресурсов (таблица 2.2.1)

Таблица 2.2.1

Динамика источников формирования ресурсной базы банков

 

01.01.2006, млрд. рублей

01.01.2007, млрд. рублей

Прирост с начала года

млрд. рублей

процентов

Физические лица

5 518,3

7 816,8

+2 298,5

+41,7

Субъекты хозяйствования-резиденты

4 885,8

6 740,5

+1 854,7

+38,0

Центральное правительство и местные  органы управления

2 023,9

3 059,6

+1 035,7

+51,2

Нерезиденты

1 798,4

2 947,3

+1 148,9

+63,9

Банки и Национальный банк

1 732,1

2 745,1

+1 013,0

+58,5

Другие источники

4 561,3

5 740,3

+1 179,0

+25,8

Информация о работе Ресурсы коммерческого банка, их состав и структура