Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития………………………....5
1.1.Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………………………………….…5
1.2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики………………………………………………………………...15
2. Реформирование структуры налогов………………………………………..….19
2.1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения…………..….19
2.2. Действующая налоговая система…………………………………………...24
Заключение................................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………...........30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ.docx

— 55.85 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что проект Налогового Кодекса будет содержать  раздел «специальные налоговые режимы», где в дополнение к индивидуальным предпринимателям, уплачивающим фиксированный  суммарный налог по патенту, будет  предусмотрена аналогичная патентная  система для юридических лиц.

Однако следует подчеркнуть, что реализация подобных идей будет  параллельно происходить с достаточно жестким принципом – отменой  всех налоговых льгот, предоставленных  отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров, работ и услуг.

Уточним, что Общая часть  Налогового Кодекса будет являться своеобразной правовой основой всей налоговой системы Республики Казахстан, где будет даны общие понятия, положения, права и обязанности  всех участников налоговых правоотношений. А все положения, касающиеся определения  видов налогов, сборов и других обязательных платежей (по которым, как уже было сказано, существенных изменений не предусмотрено), указание плательщиков, объектов обложения, механизма их исчисления и уплаты, а также принципы налогового учета будут систематизированы  именно в особенную часть Налогового Кодекса.

Нетрудно догадаться, что  нарушители налоговых норм будут  выяснять отношения с государством в рамках абсолютно новой части  налогового законодательства – Административной части (первый вариант названия –  Процессуальная часть), разработка которой  уже сейчас вызывает целый комплекс проблем, связанных со сложностями  взаимной увязки экономических и  юридических аспектов налогового законодательства.

Очевидно, что заложенный в Общую часть принцип стабильности налоговой системы  очень трудно будет соблюдать для регулирования отношений в рамках этой, абсолютно новой части налогового законодательства, когда на семинаре – совещании в Астане было прямо сказано о тогда еще Процессуальной части как «наиболее слабом звене в системе налоговых правоотношений Казахстана и необходимости ее совершенствования в последующие два-три года».

Конечно, рассмотренные технические  и организационные аспекты реформирования налоговой системы Республики Казахстан  вызывают огромный интерес. Другими  словами, всех хозяйствующих субъектов  волнуют такие вопросы: позволит ли принятие Налогового Кодекса действительно  упорядочить, унифицировать и упростить налоговую систему, поставить взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов в строгие правовые рамки, уточнить роль представительных и исполнительных органов власти разных уровней в формировании и реализации налогового законодательства.

Однако важным представляется и то, насколько гибко изменения  в налоговой политике Казахстана будут соответствовать основному  правилу эффективной налоговой  системы. Речь идет о соотношении  целей минимизации экономических  издержек любых категорий налогоплательщиков (физических и юридических лиц) и  одновременном обеспечении денежных поступлений в бюджет.

Понятие во внимание даже этого  факта – необходимости мобилизации  средств – не позволяет напрямую связывать многие пункты бюджетно-налоговой  политики с традиционным эффектом инвестиционного  процесса, развития социальных, научных, образовательных программ, расширения производства общественных благ и ряда других проектов, расходы на которые  в идеале осуществляются за счет средств  налогоплательщиков. Тем более если речь заходит о смене механизмов и методов налогообложения, а  также снижении ставок налогов –  проблемах, вокруг которых закономерно  не утихают спорные дискуссии  о вопросах улучшения инвестиционного  климата в Казахстане с практического микроуровня.

С другой стороны, государство  в лице руководителей экономического блока казахстанского правительства  практически прямо заявило о  необходимости положить конец эпохе  «романтического налогообложения» начала 90-х годов, намереваясь, как  мы выяснили выше, сохранить достаточно жесткую систему налогообложения  и постоянно подчеркивая, что  «ставки налогов – чисто технический  вопрос, который зависит от состояния  бюджета».

 
 

    2. Реформирование структуры налогов

2.1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения

Имеется в виду отношение  ко всей совокупности подлежащих к  уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:

- менталитета и гражданской  позиции налогоплательщика, то  есть уровня его общественного  сознания, экономической грамотности  и налоговой культуры, предполагающих  понимание им необходимости платить  без принуждения налоги как  не только свой первостепенный  гражданский долг, но и почетное  право во благо себе и людям  принимать таким образом непосредственное участие в государственном строительстве;

- особенностей мотивации,  то есть степени и характера  личной заинтересованности в  успехе налоговой реформы в  целом и решения ее отдельных  целевых задач со стороны налогоплательщика,  зависящих от его предыдущего  опыта, индивидуального представления  об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.

Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно  затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.

Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.

Для экономики развивающихся  стран при проведении в них  налоговых реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса  фискально-распределительной и стимулирующей  функций вводимых ими налоговых  систем. Вот здесь как раз в  разрезе рассматриваемой нами темы и возникает больше всего сложных  проблем.

Одной из первостепенных среди  них является проблема налогового регулирования  доходов для стимулирования роста  сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той  степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это  не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к  более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению  дохода на душу населения.

Важнейшей отраслью экономики  и источником пополнения государственной  казны служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный товарооборот несколько  снизился. Его динамика определяется уменьшением платежеспособного  спроса населения. Вследствие финансового  кризиса снизились реальные располагаемые  доходы граждан. Начала улучшаться и  его структура, что выразилось в  уменьшении удельного веса продовольственных  товаров. Позитивно сказываются  и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной продукции.

Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших  масштабах наблюдается на рынке  услуг. Снижение платежеспособного  спроса сразу после кризиса и  постепенное оживление, которому в  этой сфере весьма способствует наличие  реальной конкуренции. Более трети  услуг в настоящее время оказывается  населению предприятиями различных  негосударственных форм собственности  и более четверти услуг оказывается  частными индивидуальными предпринимателями.

Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса.

Одним из основных критериев  состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками  доходов.

В настоящее время перед  страной стоит задача закрепить  и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные  пропорции прямых и косвенных  налогов,  налогов с  юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

В посткризисный период проведены и проводятся серьезные реформы в области налогообложения.

Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

С помощью налоговой системы  можно проводить протекционистскую  экономическую политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы  товарному рынку. Путем определения  государственных приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые  ставки и налоговые льготы, придавать  производству желаемое направление. Наконец, налоги создают основную часть государственных  доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая  тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную  часть бюджета.

Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость порой возникает  для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения  может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной  среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и т.д.

В основе ограничивающих мер  лежит дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта  во всех странах решаются обычно через  налоги.

Роль налоговой системы  в реформе экономики возрастает с введением в действие части  первой Налогового Кодекса.

Налоговый Кодекс устанавливает  общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение  налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых  органов, всех участников налоговых  отношений. Практически речь идет о  формировании новой отрасли права  – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная  система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

Одним из наиболее важных вопросов в теории налогообложения является соотношение прямых и косвенных  налогов.

При проведении любой реформы  возникает вопрос о гармоничном  соотношении прямых и косвенных  налогов.

Классификация налогов на прямые и косвенные известна с глубокой древности. И тогда же возникла дискуссия о целесообразности увеличения (или снижения) тех и других налогов.

Что прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д.

Косвенные налоги характеризуются  тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

Косвенные налоги: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог  на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.В конце прошлого века, пока не получил особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

Говоря о позитивных и  отрицательных сторонах косвенных  налогов, нельзя упускать из вида еще  одно обстоятельство. Акцизы, как и  таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно  участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов  местных предпринимателей.

Информация о работе Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития