Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Введение.......................................................................................................................3
1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития………………………....5
1.1.Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………………………………….…5
1.2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики………………………………………………………………...15
2. Реформирование структуры налогов………………………………………..….19
2.1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения…………..….19
2.2. Действующая налоговая система…………………………………………...24
Заключение................................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………...........30
Следует отметить, что проект
Налогового Кодекса будет содержать
раздел «специальные налоговые режимы»,
где в дополнение к индивидуальным
предпринимателям, уплачивающим фиксированный
суммарный налог по патенту, будет
предусмотрена аналогичная
Однако следует подчеркнуть,
что реализация подобных идей будет
параллельно происходить с
Уточним, что Общая часть Налогового Кодекса будет являться своеобразной правовой основой всей налоговой системы Республики Казахстан, где будет даны общие понятия, положения, права и обязанности всех участников налоговых правоотношений. А все положения, касающиеся определения видов налогов, сборов и других обязательных платежей (по которым, как уже было сказано, существенных изменений не предусмотрено), указание плательщиков, объектов обложения, механизма их исчисления и уплаты, а также принципы налогового учета будут систематизированы именно в особенную часть Налогового Кодекса.
Нетрудно догадаться, что нарушители налоговых норм будут выяснять отношения с государством в рамках абсолютно новой части налогового законодательства – Административной части (первый вариант названия – Процессуальная часть), разработка которой уже сейчас вызывает целый комплекс проблем, связанных со сложностями взаимной увязки экономических и юридических аспектов налогового законодательства.
Очевидно, что заложенный
в Общую часть принцип
Конечно, рассмотренные технические
и организационные аспекты
Однако важным представляется
и то, насколько гибко изменения
в налоговой политике Казахстана
будут соответствовать
Понятие во внимание даже этого
факта – необходимости
С другой стороны, государство
в лице руководителей экономического
блока казахстанского правительства
практически прямо заявило о
необходимости положить конец эпохе
«романтического
2. Реформирование структуры налогов
2.1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:
- менталитета и гражданской
позиции налогоплательщика, то
есть уровня его общественного
сознания, экономической грамотности
и налоговой культуры, предполагающих
понимание им необходимости
- особенностей мотивации,
то есть степени и характера
личной заинтересованности в
успехе налоговой реформы в
целом и решения ее отдельных
целевых задач со стороны
Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.
Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.
Для экономики развивающихся
стран при проведении в них
налоговых реформ немаловажным является
и вопрос достижения оптимального баланса
фискально-распределительной и
Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.
Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный товарооборот несколько снизился. Его динамика определяется уменьшением платежеспособного спроса населения. Вследствие финансового кризиса снизились реальные располагаемые доходы граждан. Начала улучшаться и его структура, что выразилось в уменьшении удельного веса продовольственных товаров. Позитивно сказываются и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной продукции.
Примерно такая же картина,
как в торговле, только в меньших
масштабах наблюдается на рынке
услуг. Снижение платежеспособного
спроса сразу после кризиса и
постепенное оживление, которому в
этой сфере весьма способствует наличие
реальной конкуренции. Более трети
услуг в настоящее время
Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса.
Одним из основных критериев
состояния социально-
В настоящее время перед страной стоит задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.
В посткризисный период проведены и проводятся серьезные реформы в области налогообложения.
Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.
С помощью налоговой системы
можно проводить
Налоговое воздействие на
развитие экономики может быть не
только стимулирующим, но и сдерживающим.
Подобная необходимость порой возникает
для регулирования развития местностей
с высокой концентрацией
В основе ограничивающих мер
лежит дополнительное налогообложение,
отмена налоговых льгот и
Роль налоговой системы в реформе экономики возрастает с введением в действие части первой Налогового Кодекса.
Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.
Одним из наиболее важных вопросов в теории налогообложения является соотношение прямых и косвенных налогов.
При проведении любой реформы возникает вопрос о гармоничном соотношении прямых и косвенных налогов.
Классификация налогов на прямые и косвенные известна с глубокой древности. И тогда же возникла дискуссия о целесообразности увеличения (или снижения) тех и других налогов.
Что прямые налоги уплачивает
непосредственно сам
Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.В конце прошлого века, пока не получил особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.
Говоря о позитивных и отрицательных сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов местных предпринимателей.
Информация о работе Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития