Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Введение.......................................................................................................................3
1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития………………………....5
1.1.Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………………………………….…5
1.2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики………………………………………………………………...15
2. Реформирование структуры налогов………………………………………..….19
2.1. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения…………..….19
2.2. Действующая налоговая система…………………………………………...24
Заключение................................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………...........30
Подводя итог можно сказать, что мы ни в коем случае не должны отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но обращаться с ними следует очень аккуратно, как с мощным орудием воздействия на экономические процессы. Соотношение же их на разных этапах развития должно меняться.
В ходе налоговой реформы были приняты прямо противоположные меры.
Противоречивость налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью задач, которые приходилось решать.
2.2. Действующая налоговая система
Современная налоговая система
была введена в Казахстане в начале
90-х годов. Необходимость быстрого
и коренного изменения
Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.
Теоретически при
Переход к рынку любой
ценой потребовал принятия законодательства
о новой налоговой системе, правил
и инструкции, регламентирующих ее
деятельность, дающих возможность управлять
этой системой, а также создания
надлежащего налогового механизма.
Для казахстанских условий
С момента введения ныне
действующей налоговой системы
прошло более трех лет. За это время
в политике, экономике, социальной сфере
произошли огромные качественные изменения.
Прежде всего, следует отметить, что
процесс перехода экономики Казахстана
к рынку проходит, к сожалению,
весьма болезненно, с рядом крупных
ошибок. Главная из них – больший
акцент на разрушение старого вместо
создания нового, и как следствие
– налоговая система пока не стала
действенным инструментом повышения
эффективности экономики
Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.
Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.
Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.
Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.
Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:
- спаду отечественного
производства, ухудшению его структуры
и ослаблению позиций
- тотальному стремлению
производителей всех форм
- утечке капиталов за рубеж;
- криминализации хозяйственной
жизни, нарастанию «теневой
Другими словами, налоговая
система требует коренного
Целью экономических реформ
должно стать не разрушение экономики,
а процесс созидания, наращивание
национального богатства
Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:
1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
2. Налоговая система должна
быть, стабильной и понятной
3. Налогообложение должно
быть одинаковым для субъектов
хозяйствования всех форм
4. Налоговая система должна
быть справедливой, а налоговое
бремя распределено между
5. Число налогов должно
быть сокращено в несколько
раз, должны быть упрощены
6. Налоговое бремя должно
быть снижено, а
7. Следует реально обеспечить
защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик
должен быть всегда прав и
законодательно защищен от
8. Должны быть перекрыты
существующие способы
9. Региональные доходные
части бюджета, а также
В статье рассмотрена лишь
часть проблем реформирования налоговой
системы Казахстана с точки зрения
повышения эффективности
Заключение
Проведен очередной крупный этап налоговой реформы несмотря на его некоторую противоречивость, общее направление реформирования налогов судя по всему выбрано правильно. Но реформа будет продолжаться.
А в экономической науке, как и повсеместно, нужна здоровая свободная конкуренция, необходима широкая дискуссия, обмен мнения и накопленным опытом. Только так должен появляться на свет столь важный для всей страны документ как Налоговый Кодекс. В ходе данного процесса предстоит и дальше совершенствовать механизм исчисления и сбора отдельных основных налогов.
Одновременно с либерализации налоговой системы предстоит провести в жизнь меры по ужесточению налогового администрирования и усилению борьбы с теми, кто указывает доходы от налогообложения.
В общем, следует придать обратный смысл известному изречению, что жестокость законов смягчается необязательностью их исполнения. Налоговые законы нужно смягчить, но при условии обязательности их исполнения.
Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.
Экономических закономерностей
этого процесса, умение, используя
системный подход и методы математического
анализа, его моделировать и неуклонно,
путем периодической
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан от 24.04.1998г. « О налогах и других обязательных платежах в бюджет »
2. Сборник инструктивных
и нормативных актов по
3. Инструкция №33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (с изменениями и дополнениями) по состоянию на 5 марта 2000г. Вестник по налогам и инвестициям Алматы , 2000г.
4. . Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет»
5 Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог./Финансы Казахстан Каржы-Каражат Алматы, 2001
6. Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2000.
7. Амрекулов Н. Концепция единого обложения // Транзитная экономика Алматы, 2000.
8. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2000.
9. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.
10. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.
11. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003.
12. Мельников В.Д., Ильсов К.К. «Финансы» Алматы-1997г.
13. Мунатаев М.М. Оснвные направления реформирования агропромышленнного производства Казахстана Алматы, 2000г.
14 Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы // Алматы, 1999г.
15. Юткина Т.Ф. «Налоги и налооблажение»: Алматы, 1999г.
Информация о работе Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития