Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1. Определение экономической сущности бюджета государства
2. Выделение функций бюджета
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.
Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Неналоговые доходы
бюджетов образуются в результате либо
эномической деятельности самого государства,
либо перераспределения уже
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечить денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогресивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техник, обеспечение обороноспособности страны.
3.Посредством
бюджета национальный доход
Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.
Пользуясь бюджетом, как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это позволяет
координировать экономическую жизнь
государства, рационально размещать
денежные и материальные ресурсы
в народном хозяйстве, способствует
техническому прогрессу и усиливает
экономический потенциал
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет реализуется финансирование социально – культурных мероприятий, управления и обороны.
4. Контрольная
функция бюджета действует
1.3. Роль бюджета в экономике страны
В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет.
Бюджетная система РФ по своей структуре состоит из 3 уровней, что представлено на рисунке 1.1.
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональ¬ных государственных внебюджетных фондов.
3. местные бюджеты.
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.
Рисунок 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.
Федеральный бюджет,
бюджеты государственных
Федеральному
бюджету и бюджетам других уровней
управления принадлежит центральная
роль в системе государственных
финансов. В то же время существенную
роль в государственных финансах
выполняют различные
Важное место
в федеральной бюджетной
Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответст¬вующий календарному году. При этом финансовые операции отно¬сятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обя¬зательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.
Особое место в условиях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.
Доходы указанных
фондов формируются за счет обязательных
платежей, установленных законодательство
Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора.
2. Роль
бюджета государства в
2.1 Общая
характеристика федерального
Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.
Рассмотрим основные характеристики бюджетной системы на период 2010 – 2014 года, которые представлены в таблице 2,1
Таблица 2.1 Основные показатели федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года
Показатель |
2010 (отчет) |
2011 (оценка) |
2012 (проект) |
2013 (проект) |
2014 (проект) |
Цена на нефть, долл./баррель |
78,2 |
108,0 |
100,0 |
97,0 |
101,0 |
ВВП, млрд. руб. |
44 939,2 |
53 332,0 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
Инфляция, декабрь к декабрю, % |
108,8 |
106,5 |
106,0 |
105,5 |
105,0 |
Курс доллара, среднегодовой, руб. |
30,4 |
28,6 |
28,7 |
29,4 |
30,5 |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 211,3 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
В том числе: |
|||||
нефтегазовые |
3 830,7 |
5 579,3 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 |
ненефтегазовые |
4 474,7 |
5 632,0 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 019,4 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
В том числе: |
|||||
Обслуживание государственного долга |
280,3 |
266,6 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
343,3 |
833,6 |
Дефицит |
-1 812,1 |
192,0 |
-876,6 |
-1 024,7 |
-491,1 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего |
18,5 |
21,0 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
В том числе |
|||||
нефтегазовые |
8,5 |
10,5 |
9,5 |
8,7 |
8,4 |
ненефтегазовые |
10,0 |
10,6 |
10,6 |
10,9 |
11,0 |
Расходы, всего |
22,5 |
20,7 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
В том числе |
|||||
Обслуживание государственного долга |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
0,5 |
1,1 |
Дефицит |
-4,0 |
0,4 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,7 |
Бюджет 2012 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции на уровне 6 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2012 года спланированы в сумме 11 779,9 млрд. рублей (в 2011 году – 11 211,3 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 5 574,9 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 12 656,5 млрд. рублей (в 2011 году – 11 019,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2012 года установлен на уровне 876,6 млрд. рублей.
Основными источниками
покрытия дефицита бюджета будут
являться средства Резервного фонда
и Фонда национального благосос
Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2012 году – 47%, в 2013 году – 44%, в 2014 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ. Цена на нефть планируется на уровне 100 долларов за баррель.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
2.2 Анализ
доходов бюджета Российской
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:
- налоги и другие обязательные платежи;
- прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные
налоги и сборы, перечень и
ставки которых определяются
налоговым законодательством
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо¬женные платежи;
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации