Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1. Определение экономической сущности бюджета государства
2. Выделение функций бюджета
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРА ПО ФИНАНСАМ 6 ВАРИАНТ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны  государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.

В 2010 году Правительство  утвердило порядок разработки и  реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной  программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений  государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].

Выделено 5 ключевых блоков государственных программ, что  представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1. Ключевые блоки государственных программ.

1)Новое качество  жизни.

Обеспечение достойной  — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и  будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан.

Рост денежного  довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение  доступности и качества бюджетных  услуг в социальной сфере и  сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.

В 2012-2014 годах  будут расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным внебюджетным фондам на социальную защиту населения.

Результатом последовательного  увеличения социальных расходов бюджета  будет продолжение повышения  уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности. В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5 %. В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы – в среднем на 5,7% в год.

2) Инновационное  развитие и модернизация экономики.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с  одной стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

Для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Однако, как  отмечено в Бюджетном послании, «многие  элементы государственной политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».

В 2012-2014 годах  государственная поддержка национальной экономики составит соответственно 1 797,2 млрд. руб., 1 720,5 млрд. руб. и 1 653,0 млрд. руб. Доля национальной экономики в  общем объеме расходов федерального бюджета составит 12,6%. В ближайшие  годы будет наблюдаться отрицательная динамика государственных расходов, которые к 2014 году сократятся на 8% по сравнению с показателями 2011 году.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

3) Эффективное  государство.

В бюджетном  послании было отмечено что, «Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач»

 

 

 

3.2  Прогноз параметров бюджетной  системы на 2012 – 2014 гг.

 

Планирование  занимает важное место в современной  экономике. Рассмотрев плановые показатели бюджета на 2012 – 2014 гг., мы сможем понять будут ли влиять изменения, описанные в предыдущей главе на совершенствование бюджетного устройства, сможем оценить в каких сферах экономики бюджет будет занимать более значимое место.

Сначала рассмотрим основные показатели федерального бюджета, для этого проанализируем основные параметры федерального бюджета 2011-2014 гг., что представлено в таблице 3.1

 

Таблица 3.1 Основные параметры федерального бюджета  2011-2014 гг., % к ВВП

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

ВВП

53 332,0

 

58 683,0

 

64 803,0

 

72 493,0

 

Доходы, всего 

11 211,3

21,0

11 779,9

20,1

12 705,9

19,6

14 091,8

19,4

В том числе

               

нефтегазовые

5 579,3

10,5

5 574,9

9,5

5 645,8

8,7

6 127,2

8,4

ненефтегазовые

5 632,0

10,6

6 205,0

10,6

7 060,1

10,9

7 964,6

11,0

Расходы, всего

11 019,4

20,7

12 656,4

21,6

13 730,6

21,2

14 582,9

20,1

Дефицит

192,0

0,3

-876,6

-1,5

-1 024,7

-1,6

-491,1

-0,7


 

Итак, доходы федерального бюджета в 2014 году сократятся на 1,6 % ВВП по отношению к 2011. Это произойдет из-за сокращения нефтегазовых доходов на 2,1 % ВВП. Прогнозируется увеличение ненефтегазовых доходов на 0,4 % ВВП. Расходы в 2014 году сократятся на 0,6 % ВВП, однако в 2012 году наблюдается их рост на 0,9%, а в 2013 г. расходы опять уменьшатся на 0,4% ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 - 2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам [4].

В 2011 году бюджет профицитный, однако ожидается что  в дальнейшем он будет дефицитным. Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета соблюден принцип адекватности роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

Для того чтобы  проанализировать структуру расходов на планируемый период рассмотрим расходы  федерального бюджета в % к ВВП, что  представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Расходы федерального бюджета  по  разделам классификации бюджета в % к ВВП.

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

ВВП

53 332,0

 

58 683,0

 

64 803,0

 

72 493,0

 

Общегосударственные вопросы 

847,9

1,59

832,9

1 ,42

831,0

1,28

814,2

1,12

Национальная оборона

1 521,9

2,85

1 853,3

3,16

2 329,4

3,59

2 737,4

3,78

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

2,34

1 822,0

3,10

1 981,2

3,06

2 072,5

2,86

Национальная экономика 

1 926,9

3,61

1 797,2

3,06

1 720,5

2,65

1 653,0

2,28

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

0,51

136,0

0,23

104,3

0,16

73,8

0,1

Охрана окружающей среды

17,7

0,03

21,7

0,04

22,6

0,03

23,6

0,03

Образование

551,9

1,03

603,5

1,03

558,9

0,86

499,5

0,69

Культура,  кинематография

85,8

0,16

86,2

0,15

84,6

0,13

82,7

0,11

Здравоохранение

470,1

0,88

551,1

0,94

503,3

0,78

461,8

0,64

Социальная политика

3 205,5

6,01

3 895,9

6,64

4 155,3

6,41

4 163,6

5,74

Физическая культура и спорт

43,2

0,08

40,8

0,07

40,3

0,06

27,7

0,04

Средства массовой информации

61,3

0,11

73,5

0,13

70,6

0,11

65,5

0,09

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

0,66

388,4

0,66

482,3

0,74

579,2

0,8

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

1,13

553,9

0,94

503,0

0,78

494,7

0,68

ВСЕГО

11 019,4

20,66

12 656,4

21,57

13 387,3

20,66

13 749,4

18,97


 

 

Итак, расходы  на общегосударственные вопросы  сократятся в 2014 году по сравнению с 2011 на 0,47% ВВП. Статья национальная оборона  ьудет расти: в 2012 г. увеличится на 0,31% ВВП, 2013 г. – 0,43%ВВП, 2014 г. – 0,19 ВВП. Расходы  на национальную безопасность к 2012 возрастут на 0,76% ВВП и составит 3,10%, а к 2014 снизятся до 2,86%. Расходы на национальную экономику в 2014 г снизятся на 1,33% по сравнению с 2011 годом. Расходы на ЖКХ так же будут снижаться и в 2014 году составят 0,1% от ВВП. Расходы на охрану окружающей среды будут на одинаковом уровне. Расходы на образование будут сокращаться. Расходы на здравоохранение в 2012 году увеличатся на 0,06%, но к 2014 году снизятся на 0,3%. Расходы на социальную политику в 2014 г. сократятся на 0,37%ВВП. А расходы на физкультуру и спорт значительно не изменятся. Расходы на СМИ так же значительно меняться не будут.  Расходы на обслуживание государственного долга возрастут. Статья межбюджетных  трансферов общего характеро будет сокращаться и к 2014 г уменьшится на 0,45% по сравнению с 2011 г.

Итак, можно  сделать вывод, что по большинству  статей бюджета прослеживается уменьшение расходов в % к ВВП. Расходы возрастают только в области национальной обороны, национальной безопасности и обслуживании государственного и муниципального долга. Следовательно финансирование таких проблемных сфер как образование, здравоохранение и социальная политика не увеличится, но даже будет уменьшатся.

Рассмотрим  изменение размеров государственного долга в плановый период, что представлено в таблице.

 

Таблица 3.3 Государственный долг на период 2012 – 2014 гг. в % к ВВП.

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

ВВП

53 332,0

 

58 683,0

 

64 803,0

 

72 493,0

 

Государственный внутренний долг на конец года

4 555,0

8,54

6 330,9

10,79

7 873,2

12,15

9 221,8

12,72

Государственный внешний  долг на конец года

40,8

0,08

48,4

0,08

59,4

0,09

69

0,1


 

 

Из данных таблицы  следует, что в 2014 г. государственный  внутренний долг увеличится 4,28 % относительно 2011 года и составит 12,72% ВВП. Государственный внешний долг так же будет расти, но увеличится всего на 0,02% в 2014 г. относительно 2011 г. и составит 0,1%.  Т.е. основную часть государственного долга будет составлять внутренний долг.

Политика в  области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение  сбалансированности федерального  бюджета при сохранении достигнутой  в последние годы высокой степени  долговой устойчивости;

- развитие эффективного национального рынка государственных ценных бумаг;

- поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  России инвестиционной категории  с перспективой повышения рейтингов  до категории «А»;

- обеспечение  постоянного доступа Российской  Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

Итак, можно  сделать вывод, что в плановый период 2011-2014 гг. будет увеличение финансирования национальной безопасности и обороны, а так же обслуживание государственного и муниципального долга. Без особого внимания останется очень важная сфера социального развития.  А так же не менее важные сферы – образование и здравоохранение. Государственный внешний долг будет расти, но не значительно. Так же важно то, что уменьшатся нефтегазовые  доходы и увеличатся ненефтегазовые.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современное бюджетное  устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система  является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее  время бюджетная система и  как составная часть бюджет государства  представляют собой сложные составные  части управления и регулирования  экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных  фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений  бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации