Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1. Определение экономической сущности бюджета государства
2. Выделение функций бюджета
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.
Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
3) государственная
пошлина в соответствии с
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от
использования имущества,
2) доходы от
продажи имущества,
3) часть прибыли
унитарных предприятий,
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от
внешнеэкономической
6) доходы от
реализации государственных
Проанализируем доходы государственного бюджета на основе таблиц 2.2 и 2.3.
Таблица 2.2 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам
Наименование |
2012 год |
Налоги на прибыль, доходы |
392,38 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2 218,4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 874,26 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 113,12 |
Государственная пошлина |
98, 25 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
|
Доходы
от внешнеэкономической |
4 474,34 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
273,34 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
73,75 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
129,84 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
95,89 |
Административные платежи и сборы |
9,35 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,17 |
Прочие неналоговые доходы |
28,77 |
Безвозмездные поступления |
10,47 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
|
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
0,03 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
0,48 |
Прочие безвозмездные поступления |
5,04 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
4,91 |
ВСЕГО: |
11 799,86 |
Таблица 2.3 Динамика дохода федерального бюджета на период 2012г
Наименование |
2012 год проект |
Доля, % |
Абсолютный прирост | |
Налоги на прибыль, доходы |
392,38 |
3,33 |
0,27 |
53,55 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2 218,4 |
18,8 |
1,12 |
261,95 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 874,26 |
15,88 |
1,79 |
314,49 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 113,12 |
17,91 |
-0,11 |
112,41 |
Государственная пошлина |
98, 25 |
0,83 |
0,24 |
33,29 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
- |
- |
- |
- |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4 474,34 |
37,92 |
-2,21 |
32,24 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
273,34 |
2,32 |
-1,03 |
-97,29 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
73,75 |
0,63 |
0,16 |
-13,4 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
129,84 |
1,1 |
-0,3 |
41,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
95,89 |
0,81 |
0,17 |
25,56 |
Продолжение таблицы 2.3 Динамика дохода федерального бюджета на период 2012г.
Административные платежи и сборы |
9,35 |
0,08 |
-0,02 |
-0,41 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,17 |
0,07 |
-0,11 |
-11,41 |
Прочие неналоговые доходы |
28,77 |
0,24 |
-0,06 |
-4,3 |
Безвозмездные поступления |
10,47 |
0,09 |
-0,15 |
-15,58 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
- |
- |
- |
- |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
0,03 |
0,0002 |
-0,00 98 |
-0,064 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
0,48 |
0,004 |
- |
- |
Прочие безвозмездные поступления |
5,04 |
0,04 |
0,04 |
5,03 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
4,91 |
0,04 |
-0,19 |
-20,38 |
ВСЕГО: |
11 799,86 |
731,27 |
Налог на прибыль. Эта статья в динамике увеличивается. В абсолютном выражении мы видим, к 2012 ещё на 53,55 млрд. руб., что составит 137,35 млрд. руб. Удельный вес этого показателя значительно не изменится 2012 год – 3,33%).
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. В 2012 году увеличится на 1,12% и составит 18,8%. В 2012 году сумма показателя возрастает на 775,75 млрд. руб. по отношению к 2012 году.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В 2012 году планируется увеличение еще на 314,49 млрд. руб. Доля данного показателя в бюджете РФ изменяется следующим образом: 2012 год – 15,88.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Данная статья доходов бюджета растет: 2012 год - 2 113,12 млрд. руб. (рост на 112,41 млрд.руб. В 2012 году ожидается уменьшение удельного веса –на 0,11%.
Государственная пошлина. Наблюдается рост доходов от государственной пошлины. увеличились на 33,29 млрд. руб.в 2012г. Удельный вес вырос с 0,76% в 2010 году до 0,83% в 2012 году. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Ожидается что в 2012 году доходов по данной статье не будет.
Доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы по данной статье увеличатся на 1 196,64 млрд. руб. с 2010 до 2012 года. Доля данного показателя в бюджете РФ изменяется следующим образом: 2010 год – 39,46%; 2011 год – 40,13%;. 2012 год – 37,92%.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доходы по данной статье и удельный вес данного показателя будут уменьшаться. Доходы в 2012 году на 97,29 млрд. руб. Удельный вес данного показателя уменьшится с 5,15% до 2,32%.
Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2012 год – 73,75 млрд. руб. В 2012 году идет небольшое снижение суммы на 13,4 млрд.руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2012 году увеличивается от 129,84 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя растет, к 2012 году составляя 1,1% увеличившись на 0,19% к 2010 году.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений увеличиваются. в 2012 году – 95,89 млрд. руб. Удельный вес этого показателя в 2012 году увеличилась на 0,27% по отношению к 2010 г.
Административные платежи и сборы. Доля данного показателя в 2012 уменьшится на 0,04% по сравнению с 2010 годом. Доходы уменьшатся на 0,41 млрд. руб.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Доходы по данной статье в 2011 году увеличились на 4,83 млрд. руб., а в 2012 году следует резкое уменьшение на 11,41 млрд. руб.
Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов в 2012 году уменьшится на 4,3 млрд. руб.
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение уменьшаться с 2010 до 2012 года на 20,98 млрд. руб.
Таким образом основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).
Таким образом в 2012 году (по сравнению с 2010 г.) значительно увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (на 1,43%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (1,44%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (на 0,97%). А доля доходов от внешнеэкономической деятельности и доля доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности уменьшились на 1,54% и 2,83%. Незначительно увеличилась доля налога на прибыль, государственной пошлины, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Так же из таблицы следует, что основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).
Таким образом наибольшую долю составляют налоги и налоговые доходы, на втором месте неналоговые доходы, а на третьем безвозмездные поступления.
Рассмотрим долю доходов государственного бюджета в % к ВВП, что представлено в таблице 3.4.
Таблица 2.4 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам в % к ВВП.
Наименование |
2012 год | |
Руб. |
% к ВВП | |
Налоги на прибыль, доходы |
392,38 |
0,67 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2 218,4 |
3,78 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 874,26 |
3,19 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 113,12 |
3,6 |
Государственная пошлина |
98, 25 |
0,17 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
- |
- |
Доходы
от внешнеэкономической |
4 474,34 |
7,62 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
273,34 |
0,46 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
73,75 |
0,13 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
129,84 |
0,22 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
95,89 |
0,16 |
Административные платежи и сборы |
9,35 |
0,02 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,17 |
0,01 |
Прочие неналоговые доходы |
28,77 |
0,05 |
Безвозмездные поступления |
10,47 |
0,02 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ |
4,91 |
0,01 |
ВСЕГО: |
11 799,86 |
20,11 |
Из таблицы видно, что к 2012 г. значительно увеличилась доля доходов в % к ВВП от налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ (0,57%); налогов на товары, ввозимые на территорию РФ (0,52%); налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (0,47%) и доходов от внешнеэкономической деятельности (0,33%). Незначительно изменилась доля доходов от налогов на прибыль (0,1%), государственной пошлины (0,03%), платежей за пользование природными ресурсами (0,1%), от оказания платных услуг (0,05%), от продажи материальных и нематериальных активов (0,06%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (-0,02), прочих неналоговых доходов (0), безвозмездных поступлений (-0,04), бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение(0,05%).
А доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности значительно уменьшилась (-0,49%). Ожидается что доходов от задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не будет совсем.
Доля расходов к ВВП увеличится к 2012 году на 1,63% по сравнению с 2010 годом.
2.3 Анализ расходов бюджета Российской Федерации
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
Для того чтобы
выяснить какую роль занимает бюджет
в национальной экономике, очень
важно рассмотреть
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации