Роль бюджета государства в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………2
2. Экономическая сущность и функции бюджета государства ……..…….4
3. Роль бюджета государства в национальной экономике …….…………..10
4. Совершенствование бюджетных отношений в Российской федерации ………………………………………………………………………………………...23
5. Заключение………………………………………………………………………………………..34
6. Список литературы…………………………...……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная финансы.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

 в) Сокращение государственного  сектора и одновременное повышение  его эффективности. Это, прежде  всего, касается отраслей социальной  сферы, особенно образования и  здравоохранения. 

 г) Развитие государственно-частного  партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно  в текущих условиях, многие важные  программы не могут быть реализованы. 

 Долгосрочные программы  повышения эффективности государственных  расходов должны интегрироваться  в рамках процедур долгосрочного  бюджетного планирования. Это позволит  учитывать при распределении  бюджетных ресурсов как приоритеты  социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших  задач с использованием меньшего  объема государственных средств  и поддержания тем самым бюджетной  сбалансированности.

 Ключевую роль в  составлении и реализации программ  по повышению эффективности бюджетных  расходов должны играть непосредственно  ведомства, отвечающие за расходы  по тому или иному направлению. 

4) Повышение эффективности  налоговой системы 

 В период экономического  кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей  и выбор оптимальной политики  налоговых ставок становится  для правительства первоочередной  задачей. 

 На сегодняшний день  государственная политика в области  расходов  (на поддержку экономики  уже потрачен огромный объем  ресурсов) привела к ситуации, когда  в условиях кризиса среднесрочные  задачи налоговой политики в  определенном смысле идут вразрез  с долгосрочными задачами. Целями  налоговой политики в долгосрочном  периоде в России последние  годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 

 Во избежание такого  расхождения между долгосрочными  целями и среднесрочной политикой  нужна коррекция долгосрочных  целей налоговой политики. Новой  целью налоговой политики должно  стать не простое снижение  налоговой нагрузки, а ее оптимизация  и такое распределение по секторам  экономики для стимулирования  экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим  нужно оптимизировать налогообложение  сырьевого сектора, а также  производства и потребления товаров,  наносящих вред здоровью, таких  как  табак и алкоголь.

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам 

 В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставил задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

 Одним из источников  дополнительного финансирования  пенсий стало повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

 С 1 января 2010 года размер  пенсии с учетом других мер  социальной поддержки пенсионеров  не может быть меньше прожиточного  минимума пенсионера, установленного  в субъекте Российской Федерации.  Это подразумевает, что тем  пенсионерам, у кого размер  начисленной пенсии окажется  ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата  из федерального и при необходимости  - регионального бюджета. 

 Проведенные реформы  позволят существенно повысить  размер пенсий в России. Средний  размер трудовых пенсий превысил в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигло 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

6) Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы 

 Возникший дефицит  ликвидности в сочетании с  убытками на фондовом рынке  спровоцировал кризис доверия,  который грозил обернуться остановкой  платежной системы и массовыми  банкротствами. Правительство Российской  Федерации совместно с Банком  России оперативно отреагировали  на сложившуюся ситуацию и  с помощью ряда решительных  мер предотвратили системный  банковский кризис. Основные усилия  были направлены на обеспечение  стабильной работы банковской  системы и включали снижение  нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования  и либерализацию доступа кредитных  организаций к ресурсам Банка  России. Одновременно было принято  решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

 В ближайшее время  функционирование банковского сектора  будет определяться динамикой  объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных  рынков капитала.

 В этой связи в  бюджете предусматриваются средства  на дополнительную капитализацию  банковского сектора - в 2009 году  в размере 210 млрд. рублей и  250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме  того, в текущем году предусмотрены  государственные гарантии по  кредитам системообразующим предприятиям  в размере 300 млрд. рублей.

 В 2010-2012 годах одним  из направлений деятельности  Правительства Российской Федерации  совместно с Банком России  по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы  и защита интересов вкладчиков  и кредиторов. Одновременно Банк  России будет уделять повышенное  внимание вопросам развития банковского  сектора. 

 Также продолжится  работа по следующим направлениям:

1.Обеспечение открытости  деятельности кредитных организаций,  в том числе прозрачности структуры  собственности акционеров (участников).

2.Упрощение и удешевление  процедур реорганизации, включая  присоединение кредитных организаций,  создание дополнительных условий  для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах.

3.Оптимизация условий  для развития сети банковского  обслуживания населения, субъектов  среднего и малого предпринимательства. 

4.Обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц,  не обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную  деловую репутацию, включая создание  механизма оценки деловой репутации  руководителей кредитных организаций. 

5.Рационализация механизмов  контроля за приобретением инвесторами  акций (долей) кредитных организаций. 

6.Развитие риск-ориентированного  надзора. 

7.Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению  потребительских (включая ипотечные)  кредитов и других розничных  продуктов. 

8.Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

9.Совершенствование процедур  ликвидации кредитных организаций,  у которых отозвана лицензия  на осуществление деятельности.

 Эти меры позволят  снизить риски в банковской  системе и укрепить ее.

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  бюджетных отношений в Российской  федерации.

Как указано в Бюджетном  послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего – путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий  жизни человека,  адресное решение  социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного  развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Соответственно, бюджетные  параметры на 2012-2014 годы, а также  положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого  долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также  основных государственных программ Российской Федерации.   

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен  перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая  для их разработки нормативная и  методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную  Думу будет представлено аналитическое  распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:

 

 

Таблица 2.1

Аналитическое распределение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных 

программ  Российской Федерации*

млрд. рублей

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным  программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие  и модернизация экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной  безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное  развитие

(4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5

Информация о работе Роль бюджета государства в национальной экономике