Роль бюджета государства в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………2
2. Экономическая сущность и функции бюджета государства ……..…….4
3. Роль бюджета государства в национальной экономике …….…………..10
4. Совершенствование бюджетных отношений в Российской федерации ………………………………………………………………………………………...23
5. Заключение………………………………………………………………………………………..34
6. Список литературы…………………………...……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная финансы.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

* предварительные данные, подлежащие  уточнению в соответствии с  распределением предельных объемов  бюджетных ассигнований по статьям  классификации расходов бюджетов

 

При этом в рамках подготовки к переходу к «программному бюджету» с 2012 года планируется ввести новую  классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2.2):

 

 

 

Таблица 2.2.

Формирование  основных характеристик федерального бюджета 

на 2012-2014 годы

 

млрд. рублей

Показатель

2011 год 

(закон)*

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов в связи со снижением  тарифов страховых взносов 

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


      * здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О феде-  ральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

 

Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению  с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение нефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в  Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти (таблица 2.3):

 

Таблица 2.3.

Показатели ненефтегазового  баланса в 2011-2014 годах

 

Показатель

2011 год 

закон

2012 год

2013 год

2014 год

Закон

проект

закон

проект

 

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

5 228,2

4 390,0

4 942,2

4 653,2

5 228,6

5 444,3

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы в  условиях действующего законодательства

5 228,2

4 390,0

4 792,2

4 653,2

5 060,3

5 258,4

Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль

-

-

150,0

-

168,3

185,9

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-5 947,3

- 6 124,5

-6 512,7

-6 448,9

-6 973,0

-7 092,7

в % к ВВП

-11,2

-10,9

-11,3

-10,4

-11,0

-10,1

Поступления в Резервный  фонд, млрд. рублей

676,9

-

164,0

-

51,4

-

Цена на нефть, долл. США  за баррель

105,0

78,0

93,0

79,0

95,0

97,0

Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США  за баррель

118,3

113,0

124,6

110,0

125,2

125,7


 

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов будут  созданы определенные предпосылки  для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов  и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения  этой задачи необходимо будет подготовить  и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Следует отметить, что  несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.4):

 

Таблица 2.4

Темпы роста доходов  и расходов федерального бюджета 

в реальном выражении  к уровню 2008 г., %%

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

Как указано в Бюджетном  послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, и  выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных  органов;

- обеспечения с 2012 года  полиции за счет средств федерального  бюджета;

- поддержке инновационного  и инвестиционного развития.

Федеральный бюджет на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов  будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет  исполняться в условиях внедрения  новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты  все необходимые для этого  нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8 780 федеральных  государственных учреждений 3 600 будут  функционировать в качестве казенных учреждений, 5 140 – бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 – автономных учреждений.

Одновременно с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов федеральными органами исполнительной власти будут представлены сводные  показатели государственных заданий  на 2012-2014 годы, которые после утверждения  бюджетных ассигнований будут доведены до соответствующих государственных  учреждений.

Тем самым уже в текущем  бюджетном цикле, в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей, будет заложена база для  апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового  обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации  бюджетной сети, стимулов для повышения  результативности деятельности государственных  учреждений и их работников. 

Как отмечено в Бюджетном  послании, основными направлениями  работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе – их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.  

При формировании проекта  федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов в  рамках перевода с 2012 года финансового  обеспечения полиции на федеральный  уровень планируется:

- передать субъектам Российской  Федерации федеральные учреждения  среднего профессионального образования,  полномочия в области содействия  занятости населения (за исключением  социальных выплат безработным  гражданам) и учреждения, осуществляющие  дезинфекционную деятельность;

- исходить из финансового  обеспечения выплат пособий при  устройстве детей-сирот в семью,  содержания детей-сирот в семье  опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной  поддержке реабилитированных лиц   за счет собственных средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, высвобождаемых в результате  сокращения расходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  на обеспечение полиции;

- передать в федеральный  бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными  органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию  транспортных средств и штрафов  за административные правонарушения  в сфере дорожного движения), или  фактически являющихся одной  из форм межбюджетных трансфертов  (часть акцизов на алкогольную  продукцию, распределяемых по  нормативам).

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год  предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме           10 млрд. рублей на поощрение субъектов  Российской Федерации, обеспечивших наилучшие  результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012-2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.

Информация о работе Роль бюджета государства в национальной экономике