Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:03, контрольная работа
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением.
ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.
Положение о ФСС
утверждено Указом Президента РФ от 26
июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует
организацию и функционирование фонда.
Государственный фонд занятости (ГФЗ)
был образован в соответствии с Законом
РСФСР «О занятости населения в РСФСР»
от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий,
связанных с реализацией государственной
политики занятости населения.
Порядок образования
ГФЗ и расходования его средств определяется
Положением о государственном фонде занятости
населения РФ, утвержденным постановление
Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. №
5132-1.
Средства фонда являются федеральной
государственной собственностью страны
и находятся в оперативном управлении
и распоряжении Государственного комитета
РФ по занятости населения и подведомственных
ему территориальных органов федеральной
службы занятости населения (кроме районных
в городах).[8;С.305]
ГФЗ представляет
собой совокупность федеральной части
Фонда и фондов занятости, формируемых
у субъектов Федерации и местных органов
самоуправления. В связи с этим вначале
обязательные страховые взносы поступают
в фонды занятости городов и районов. Часть
этих взносов перечисляется в фонды занятости
субъектов Федерации. Размер таких отчислений
в городах и районах устанавливается соответствующими
вышестоящими представительными органами
власти. Федеральная часть фонда образуется
за счет отчислений из фондов занятости,
формируемых у субъектов Федерации.
ФОМС был создан в соответствии с Законом
РФ от 28 июня 1991 г. № 1499- 1 и предназначен
для аккумулирования финансовых средств
и обеспечения стабильности государственной
системы обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования
как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения в соответствии с постановление
Верховного Совета РФ «О порядке обязательного
медицинского страхования граждан на
1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
- хозяйствующие
субъекты, владельцы капитала, действующие
в сфере предпринимательства.
Доходная часть государственных внебюджетных
фондов формируется за счет целевых отчислений.
Пенсионный фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета Российской Федерации.
Его средства формируются
за счет следующих основных источников:
- страховых взносов работодателей, граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов
(85-90% всех доходов ПФ);
- ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6 %);
- добровольных
взносов физических и
- доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);
- пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).
Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
- работодатели- предприятия, учреждения, организации;
- крестьянские хозяйства;
- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся
частной практикой, адвокаты, частные
детективы.
С введением единого социального налога
с 1 января 2001 г. размер страховых взносов
изменился. Перестали платить страховые
взносы работники. Для работодателей размер
страхового взноса составил 28%; для фермерских
хозяйств и организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, родовых
семейных общин малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, - до 20,6%; для индивидуальных
предпринимателей – 9,6%; для адвокатов
– 7%. Причем существует регрессивная шкала
налогообложения.
Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.
Средства ПФР направляются на:
• выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
ПФР был создан
для государственного управления средствами
пенсионной системы. При этом решались
две принципиальной важности задачи.
Первая - средства пенсионной системы
выводились из ранее консолидированного
государственного бюджета и становились
сферой самостоятельного бюджетного процесса.
Поэтому изначально ПФР приобрел статус
самостоятельного государственного внебюджетного
фонда, сохраняя его по сей день.
И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Фонд социального страхования РФ является
вторым по объему аккумулируемых средств
государственным внебюджетным фондом.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ
Средства ФСС образуются за счет:
- страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;
- добровольных
взносов физических и
- ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели;
- прочих доходов
(не принятые к зачету расходы
на выплату пособий по
Основную долю доходов
ФСС составляют страховые взносы – 92%
от общей суммы доходов. С введением с
1 января 2001 г. единого социального налога
ставка отчислений в ФСС была снижена
с 5,4 до 4%. Причем эта ставка является регрессивной.
Сегодня по ставке 4% производят отчисления
в ФСС организации, предприятия. Организации,
занятые производством сельскохозяйственной
продукции; родовые, малочисленные общины
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования; фермерские
хозяйства отчисляют в ФСС 2,9% от фонда
оплаты труда. Эта ставка также является
регрессивной.
Основная часть средств социального страхования
поступает работникам непосредственно
от работодателей, а меньшая (примерно
22%) перечисляется в Фонд социального страхования
для перераспределения между отдельными
предприятиями, учреждениями, организациями.
Из рисунка также видно, что часть поступлений
в ФСС осуществляется из федерального
бюджета. Это компенсационные выплаты
по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное
лечение и оздоровление, компенсации гражданам,
пострадавшим от радиации, и т.п. Часть
средств ФСС направляется в Пенсионный
Фонд для компенсаций семьям военнослужащих
и иных компенсационных выплат.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Действует в соответствии с Указами Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 года № 822, «Об управлении государственным социальным страхованием» от 28 сентября 1993 года и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 года № 101.
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.