Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:03, контрольная работа
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.
Обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Для реализации государственной политики в области медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:
Они направлены на:
а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
б) реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;
д) диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;
ж) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Среди основных функций фонда:
• Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
• Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Основная функция
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования состоит в выравнивании условий
деятельности территориальных фондов
по финансированию программ обязательного
медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования создаются по
решению органов государственной власти
субъекта Федерации. Положение о территориальных
фондах обязательного медицинского страхования
утверждено Постановлением Правительства
РФ от 24 февраля 1993 года. В регионах (областях,
краях, республиках) могут создаваться
филиалы.
Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. [15.]
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25\% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1\% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3–5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Поэтому Министерством по налогам и сборам предлагается передать сбор взносов ему. Это, по мнению налоговых органов, позволит сократить управленческие расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости взносов. Другое предложение предусматривает образование самими фондами единой службы, которая собирала бы страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость реорганизации системы сбора взносов в фонды социального страхования связана и с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.
Целевые внебюджетные фонды
Создание специальных фондов позволяет привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях, для непредвиденных расходов.
Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Классификации внебюджетных фондов:
Возникновение института
внебюджетных фондов не получило однозначной
оценки. Ряд внебюджетных фондов был консолидирован
в бюджет в виде целевых бюджетных фондов.
Итоги деятельности данных фондов по-разному
воспринимаются специалистами. Внебюджетные
фонды не являются однородными и не обладают
ни всеобщими преимуществами, ни недостатками
в сравнении с бюджетной формой существования.
Они могут возникать и ликвидироваться
лишь в связи с определенными условиями,
их предопределяющими.
Источники формирования внебюджетных
фондов:
Средства государственных и территориальных внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности, изъятию не подлежат.
Проекты бюджетов внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Контроль за исполнением бюджетов внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующею уровня бюджетной системы РФ.
Доходы внебюджетных фондов включают:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от
прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
- займы, полученные
фондом у ЦБ РФ или
- другие доходы, предусмотренные соответствующими
законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных
фондов, как и других звеньев финансовой
системы, является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода.
Главными методами мобилизации национального
дохода в процессе перераспределения
при формировании фондов выступают специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы. Основной метод- это специальные
налоги и сборы, установленные законодательной
властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов
. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.
Внебюджетные фонды
– особые фонды денежных средств, формирование
которых обусловлено их целевым характером.
Для внебюджетных фондов существует особая
система формирования и расходования
денежных средств.
Внебюджетные фонды могут создаваться
на федеральном, региональном и местных
уровнях. По целевому назначению внебюджетные
фонды подразделяются на социальные, экономические,
научно-исследовательские, кредитные
и т.п., а в итоге все их объединяют одним
понятием - специальные.
Специальные внебюджетные фонды нашли
значительное распространение в финансовой
системе промышленно-развитых стран. Понятие
«специальных фондов» включает в себя
совокупность помимо собственно внебюджетных
фондов различных специальных смет и счетов,
а также присоединенных бюджетов. Значение
их для финансовой системы развитых стран
очень велико. Специальные фонды в ряде
стран сопоставимы по своему объёму с
объемом государственного бюджета.
Специальные фонды в зависимости от правового статуса подразделяются на государственные и местные.
По направлениям использования специальные фонды подразделяются на следующие группы:
- социальные фонды;
- экономические фонды;
- научно-исследовательские фонды;
- кредитные фонды;
- фонды личного и имущественного страхования;
- военно-политические фонды;
- межгосударственные фонды.
Социальные фонды – это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения. Существует три основных источника образования социальных фондов: страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц; страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями; субсидии государства.
Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.