Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
1.2. Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
2.1. Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
2.2. Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
2.3. Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература………………………………………..стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдель­ных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами го­сударственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в ка­честве компенсации средств.

6. Важным этапом в формировании законодательных основ территориальных финансов стал Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» (от 25 сентября 1997 г.).  В  Законе регламентируется порядок формирования и исполь­зования  финансовых ресурсов местного самоуправления, фи­нансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами.

В статье Закона «Местные финансы» впервые определены со­став местных финансов, принципы их формирования. Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные вне­бюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных фи­нансов основывается на принципах самостоятельности этих фи­нансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

В законе определяется участие органов государственной вла­сти в развитии местных финансов, выражающееся в регулирова­нии местных бюджетов: распределении средств, выделяемых для финансирования федеральных и региональных программ между муниципальными образованиями.

Особое внимание в Законе уделяется процессу формирова­ния и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном ме­стным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.

Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Вопросы местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса, где установлены виды местных налогов и сборов.

Компетенция органов местного самоуправления в бюджет­ной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

1)     установление порядка составления и рассмотрения проек­тов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;

2)     составление и рассмотрение проектов местных бюджетов,
утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов  об исполнении местных бюджетов;

3)     определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

4)     определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

5)     предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

6)     определение порядка осуществления муниципальных за­имствований;

7)     осуществление муниципальных заимствований и управле­ние муниципальным долгом.

 

1.3. Финансовая база территориальных органов власти.

 

Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

   Территориальные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

      формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

      распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

      контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 80% всех расходов консолидированного бюджета РФ,, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — около 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%.

 

 

Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование.

Узкое значение слова «бюджет» состоит в названии основных денежных фондов органов власти и общественных организаций. Бюджеты составляют, планируют, утверждают, исполняют, контролируют правильность их исполнения и т.п.

Рациональное использование бюджетов предполагает учет всех поступлений и расходов. В связи с этим составляют роспись поступлений и расходов средств - плановые и отчетные документы, которые и составляют бюджеты.

Бюджет выступает также как основной инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости.

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

1)                 принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2)                 владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3)                 местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4)                 комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5)                 содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6)                 организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования;

7)                 охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

8)                 создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

9)                 контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

10)            организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

11)            муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

12)            благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

13)            обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 

и так далее.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения.

Местные бюджеты формируются в основном за счет налогов, сборов, пошлин,но за местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели.

Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

          Государство предоставляет региональным исполнительным органам (сверх имеющихся в их распоряжении закрепленных доходов) финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы. Термин регулирующие доходы означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей: процентные отчисления от государственных налогов и доходов (налог на добавленную стоимость, отчисления от платежей за природные ресурсы, отчисления от налога на прибыль предприятий вышестоящего подчинения), дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов. Таким образом, это средства, переданные местным органам власти на основании юридического акта – закона, постановления, решения. Закрепленные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. Их доля составляет примерно 30-35%. У некоторых территорий их доля еще ниже.

Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых средств. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы территориального формирования источников и подведомственности предприятий, организаций и учреждений. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников.

Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование: введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.

2.1. Доходная часть местного бюджета.

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Формирование доходов местных бюджетов.

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Собственные доходы местных бюджетов

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся следующие налоги:

      налог на имущество;

Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов