Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
1.2. Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
2.1. Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
2.2. Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
2.3. Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература………………………………………..стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

      земельный налог;

      регистрационный сбор;

      налог на перепродажу автомобилей;

      целевые сборы на содержание милиции;

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1)                      доходы от приватизации и реализации муниципального имущества:

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

7) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

8) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В местный бюджет поступают:

                  ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления,

                  ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований,

                  а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.

В местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений.  Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры может быть образован фонд муниципального развития. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.

Субвенции предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

 

 

2.2. Расходная часть местного бюджета.

 

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

В расходную часть местных бюджетов включены:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Классификация видов расходов предусматривает, на какие цели будут направлены бюджетные средства. Обычно выделяют две группы расходов:

1.                              Обязательные расходы: к ним относятся расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.

2.                              Необязательные расходы: к ним относят расходы на мероприятия краткосрочного характера и в большинстве случаев эти мероприятия выполняют органы местного самоуправления исходя из интересов жителей, которых эти органы представляют.

Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на социально-экономическое развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.

Согласно  Бюджетному  Кодексу  РФ расходы местного бюджета делятся на:

      расходы, совместно финансируемые из бюджета муниципального образования и бюджета РФ;

      расходы, финансируемые исключительно из местного бюджета.

К совместным расходам отнесены следующие:

1.                  государственная поддержка отраслей промышленности, строительства;

2.                  обеспечение правоохранительной деятельности и противопожарной безопасности;

3.                  обеспечение социальной защиты населения;

4.                  обеспечение охраны окружающей природной среды;

5.                  обеспечение предупреждения и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

6.                  развитие рыночной инфраструктуры.

Как видно, через бюджетные рычаги государство привязывает местное самоуправление к осуществлению целого ряда государственных функций.

        Исключительно из местного бюджета финансируются:

1.                  содержание органов местного самоуправления;

2.                  формирование муниципальной собственности и управление ею;

3.                  организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, средств массовой информации и других муниципальных учреждений;

4.                  содержание муниципальных органов общественного порядка;

5.                  содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

6.                  содержание и строительство дорог местного значения;

7.                  благоустройство и озеленение территорий  муниципального образования;

8.                  организация утилизации и переработки бытовых отходов;

9.                  содержание мест захоронения;

10.             организация транспортного обслуживания населения;

11.             обеспечение противопожарной безопасности;

12.             охрана окружающей природной среды на территории муниципального образования;

13.             реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.

   

 

 

2.3. Анализ  бюджета г. Мурманска

Мурманская область является приграничным и периферийным для России регионом, поставляющим сырьё на мировой и российский рынок. Область граничит с Финляндией и Норвегией, входящих в ЕС.  Многие предприятия региона, используя приграничное положение, смогли резко увеличить экспорт, компенсируя частичную потерю внутреннего рынка. За последние пять лет власти области сумели наладить необходимую инфраструктуру, установить связи с соседними регионами и международными организациями, прежде всего в рамках Баренцрегиона.

Конкурентоспособной оказалась лишь сырьевая продукция, но сырьевые рынки не стабильны – потребность в сырье и цены сильно колеблются. Соответственно быстро меняется  и прибыль предприятий, а значит, и доходы региона. Экспорт продукции большинства перерабатывающих предприятий г. Мурманска незначителен из-за устаревшего оборудования и относительно низкого качества продукции. Доля Мурманска в промышленном производстве невелика – менее 20%, но почти половина инвестиций приходится на областной центр. Экономика привлекательна по сравнению с областью, хотя последнее частично объясняется более высокой себестоимостью строительства.

Мурманск – один из крупных городов за Полярным кругом. Необходимо отметить, что предприятия северных регионов теряют российский рынок: себестоимость произведенной  на Севере продукции выше, чем в центральных и южных регионах из-за климата и системы северных льгот.

Мурманск относится к  Крайнему Северу, что сейчас приносит дополнительные проблемы, связанные с увеличением примерно в 1,5 раза расходов на содержание бюджетных отраслей. К тому же периферийное положение региона означает, что транспортные расходы мурманских предприятий выше, чем расположенных в более южных регионах.

 

Таблица №1              Исполнение бюджета Г. Мурманска              (тыс. руб.)

№ раз 

дела

 

Наименование разделов и статей доходов

 

За 2002 г.

 

За 2003 г

 

За 2005 г.

Прогноз

на 2006г.

 

 

 

 

1

2

3

4

6

7

1.

Налоговые доходы, всего:

 

2048576

2282243

1377439

1979905

1.1.

Налоги на прибыль, в том числе:                        

1627444

1806807

1037279

1417992

 

Налог на прибыль организаций                

331375

232217

88607

Х

 

Налог на доходы физических лиц              

1296069

1574590

948672

1417992

1.2.

Налоги на товары и услуги.                   
Лицензионные и регистрационные сборы, в том числе:         

241954

230994

89662

Х

 

Акцизы по подакцизным товарам, производимым  на территории РФ                            

48911

74846

89662

Х

 

Налог с продаж                              

189288

156117

Х

Х

1.3.

Налоги на совокупный доход                   

25697

52462

133205

     241991

1.4.

Налоги на имущество                          

115312

130757

91626

284217

1.5.

Платежи за пользование природными ресурсами  

16582

32924

89043

Х

1.6.

Прочие налоги, пошлины и сборы, в том числе:               

21587

28299

2642

Х

1.7.

Транспортный налог

Х

Х

Х

137167

1.8.

Налог на игорный бизнес

Х

Х

Х

126514

2.

Неналоговые доходы, всего:

 

119789

236459

324326

355858

2.1.

Доходы от имущества, наход. в  государственной и муниципальной собственности,
или от деятельности, в том числе:                          

107110

213407

304220

300800

 

Арендная плата за земли городов и поселков  

58951

86322

115630

180000

 

Доходы от сдачи в аренду имущества          

42176

121225

300720

296300

2.2.

Штрафные санкции, возмещение ущерба         

10854

14395

18830

21408

 

Итого доходов:

 

2168365

2518702

1701765

2335763

 

Из областного бюджета выделено:                  

472485

618973

1840944

2661545

 

Дотации                                     

281698

408458

212834

203414

 

Субвенции                                   

129858

149692

1621110

2451131

 

Субсидии                                    

60929

60823

7000

7000

 

Всего доходов:

 

 

2640850

 

3137675

 

3542709

 

4997308

Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов