Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
1.2. Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
2.1. Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
2.2. Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
2.3. Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература………………………………………..стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 

Стабильное поступление доходов в городской бюджет обеспечивают местные монополисты (городские электросети и теплосети, дорожное строительство) и отдельные предприятия торговли и сферы услуг. Как видно из таблицы № 1 основная часть поступлений в городской бюджет приходится на налоговые платежи (около 75 %), при  этом 70 % из них составляет налог на доходы физических лиц. Но наблюдается тенденция к снижению поступлений налоговых платежей в местный бюджет. Поступления снизились на 32,76%   (с 2048576 тыс. руб. за 2002 г. до 1377439 тыс. руб. за 2005 г.).

Среди доходов выделяются налог на товары и услуги, на прибыль организаций и налог с продаж. Муниципалитет в 2006 году собирается получить с транспортного налога и налога на игорный бизнес 263681 тысячу рублей, что будет составлять около 13% от всех налоговых поступлений.

Среди неналоговых доходов основная доля приходится на доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций. За последние годы этот вид доходов вырос почти в три раза ( с 107110 тыс. руб. до 304220 тыс. руб.) и составляет 10% от всех  поступаемых доходов в местный бюджет. 

Таблица №1              Исполнение бюджета Г. Мурманска              (тыс. руб.)

№ раз

дела

 

Наименование разделов и статей расходов

 

 

 

 

 

 

За 2002 г.

 

За 2003 г

 

За 2004 г

 

За 2005 г.

Прогноз

на 2006г.

 

1

2

3

4

5

6

7

1.

Содержание органов местного самоуправления

171789

197976

238261

241691

108454

2.

Промышленность, энергетика и строительство

40828

44128

63435

Х

Х

3.

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

Х

9163

20978

Х

6310

4.

Сельское хозяйство и рыболовство

1089

2578

3800

Х

Х

5.

Транспорт, связь, дорожное хозяйство

350

373

3320

12800

95013

6.

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий

938297

953723

1036319

722545

772974

7.

Социальная сфера, всего:

 

1719384

2189182

2157210

 

2687996

3825271

7.1.

Образование

1012290

1144920

1130391

1257951

1841486

7.2.

Здравоохранение

386869

383595

384549

349092

397580

7.4.

Физическая культура

2499

5000

6000

7500

9000

7.4.

Культура

28187

34291

38277

36347

57470

7.5.

Средства массовой информации

3340

5500

6000

6700

9400

7.6.

Социальная политика

 

286199

436581

423973

1030406

1510335

8.

Обслуживание муниципального долга

9469

8482

31300

40000

50000

9.

Прочие расходы

7765

15628

26320

Х

Х

 

Всего расходов:

 

 

2894999

 

 

3421233

 

3746115

 

3699252

 

5079060

ПРОФИЦИТ бюджета (со знаком "плюс") или    
ДЕФИЦИТ бюджета (со знаком "минус")        

 

 

-254149

 

 

-283558

 

 

Х

 

 

-149543

 

 

-81752

С 2002 года увеличились расходы на содержание органов местного управления на 40,7%, что можно объяснить повышением зарплат чиновников ( с 171789 тыс. руб. по 241691 тыс. руб.). На строительство, промышленность и сельское хозяйство расходы увеличены незначительно. Это можно объяснить только тем, что эти отрасли находятся в более благоприятном положении, чем транспорт и дорожное хозяйство.

Увеличение роста расходов местного бюджета непосредственно связано с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально – бытовой инфраструктуры. Анализ структуры расходов городского бюджета показывает, что социальная сфера является доминирующей. Большую её часть занимают образование и социальная политика. Так в период с 2002 по 2005 годы расходы на образование увеличились на 24.3% (с 1012290 тыс. руб. до  1257951тыс. руб.) , а на социальную политику почти в 3,6 раза. (с 286199 тыс. руб. до 1030406 тыс. руб.)

В сфере образования и здравоохранении произошли качественные изменения: повышение заработной платы бюджетникам, закупка нового оборудования, повышение квалификации персонала, и т.д., что требует дополнительных финансовых вложений.  Эти статьи бюджета всегда являются акцепторами как местного, так регионального и федерального бюджетов.

Можно сделать вывод, что расходы, предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ,  едва  могут быть покрыты  доходами от местных налогов и неналоговых платежей. В силу этого местный бюджет в значительной степени  зависит от  дотаций и субсидий, перечисляемых из федерального и областного бюджетов. Если дотации и субсидии были значительно снижены (с 281698 тыс. руб. до  212834 тыс. руб.   и    60929 тыс. руб. до  7000 тыс. руб. - соответственно), то субвенции, наоборот, увеличены с 129858 тыс. руб (2002 год)  до 1621110 тыс. руб.(2005 год), что почти в 12,4 раза больше. 

Хотя бюджет Мурманска принимается заведомо с дефицитом, можно заметить положительный момент в его снижении. Дефицит бюджета 2002 года составил 254149 тыс. руб., а прогнозируемый должен быть не более 82 миллионов рублей, что говорит о стабилизации положения в нашем регионе.

2006 год в финансовых кругах назван «социальным», так как он призван решить социальные проблемы. Местные бюджеты  являются той частью бюджетной системы Российской Федерации, которая наиболее приближена к населению и призвана способствовать удовлетворению самых насущных потребностей человека. Вместе с тем, от того,  как формируются  и исполняются местные бюджеты зависят и возможности федеральных властей проводить экономическую и социальную политику. Поэтому сбалансированный на местном уровне управления бюджет служит ключевым фактором обеспечения макроэкономической стабильности.

 

 

2.4. Составление местного бюджета на основе

социальных стандартов

Обеспечение бюджета и муниципальных образований источниками доходов является обязанностью государственной власти. В конечном итоге, на установление процентов отчисления по регулирующим источникам доходов и объемов дотаций местным бюджетам, должны быть закреплены законодательно, просты и легко контролируемы. Денежная величина социальных стандартов рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и едина на всей ее территории.

Значительные различия в финансировании социальной сферы муниципального образования учитывают в методике расчета расходов минимального бюджета муниципального образования.

Расчет минимальных бюджетов муниципальных образований производится на основе социальных стандартов при помощи системы корректирующих коэффициентов.

Социальные стандарты – величины минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально – культурными, жилищно–бытовыми и другими услугами в натуральном или денежном выражении, приходящиеся на одного человека.

Денежная величина социальных стандартов может быть рассчитана по всей номенклатуре расходов установленной функциональной структурой Классификатора расходов бюджетов в Российской Федерации.

Расчет денежной величины социальных стандартов производится исходя из сумм затрат по номенклатуре социальных стандартов в базовом периоде. Базовым периодом для бюджета очередного года являются три предыдущих года, по которым имеются отчеты об исполнении бюджетов.

Денежная величина социальных стандартов рассчитывается по следующей формуле:

 

 

 

Ст=(Vсржкх + Vсробр + Vсрздр) *i dбn * i ppc

 

 

Ст – денежная величина социальных стандартов;

Vсржкх – средние расходы по разделу “ЖКХ” в базовом периоде;

Vсробр – средние расходы по разделу “Образование” в базовом периоде;

Vсрздр – средние расходы по разделу “Здравоохранение” в базовом периоде

i dбn – величина прогнозируемого индекса – дефлятора ВВП;

i ppc – величина прогнозируемого индекса роста располагаемых средств.

 

Величина индекса роста располагаемых средств учитывает прогнозируемое изменение объема располагаемых средств в прогнозируемом году относительно базового. Использование индексов при расчетах доходов бюджета и при расчетах величин социальных стандартов позволяет раздельно учитывать инфляционную составляющую. В дополнение к индексу роста налогооблагаемой базы этот индекс позволяет учесть динамику долговых обязательств бюджета.

Поскольку три четверти расходов местных бюджетов направлены на содержание жилищно–коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, то и различия в финансировании учитываются по этим трем разделам.

Различия отражаются в виде коэффициентов, представляющих собой отношение обеспеченности конкретного муниципального образования социальной сферы к среднеобластной обеспеченности. Так в образовании учитывается обеспеченность населения муниципального образования местами в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В здравоохранении – обеспеченность койкоместами в больницах и мощностями (посещений в смену) в амбулаторно–поликлинических учреждениях. В системе ЖКХ учитывается обеспеченность муниципальным жильем. По всем трем разделам расчет ведется с учетом демографической структуры населения. Базой исходных данных для проведения расчетов корректирующих коэффициентов являются Паспорта муниципальных образований.

Объем расходов минимального бюджета муниципального образования может быть рассчитан по следующей, единой для всех муниципальных образований формуле:

 

Mбмо = N * ( Ctm  + ЗСтч) * Кобобщ ,

 

где:

Мбмо - объем минимального бюджета муниципального образования;                                N      - численность постоянного населения;                                                                    Стм   - часть величины социальных стандартов, финансируемая из  местных бюджетов;                                                                                                                   ЗСтч - застандартная часть расходов (средние по области расходы на           исполнение полномочий, не включенных в номенклатуру социальных стандартов;                                                                                                                     Кобобщ  - обобщенный коэффициент, учитывающий различия в                 обеспеченности муниципального образования объектами социальной сферы.

Расчет денежного выражения социальных стандартов, расчет минимальных бюджетов – это подготовительный этап для расчета нормативов отчислений от регулирующих источников доходов в бюджеты муниципальных образований.  Данная методика устанавливает не единые нормативы, а единый формализованный подход к муниципальным образованиям при расчете нормативов отчисления и объемов финансовой поддержки дотационных местных бюджетов.

Кроме того, расчетные коэффициенты, учитывающие различия в необходимом финансировании, являются одновременно инструментом политики выравнивания социального развития муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Любое начинание администрацией местного самоуправления невозможно без финансовой базы. Поэтому формирование местного бюджета – один из важнейших аспектов в деятельности местного самоуправления.

Расходы должны соответствовать доходам – это классический вариант. Однако на практике он не всегда обеспечивается. Принцип сбалансированности бюджета является необходимым условием нормальной  бюджетной деятельности. Нарушение этого принципа, то есть превышение расходов над доходами порождает дефицит местного бюджета.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит.

В целом бюджетный процесс в Мурманске является прерогативой исполнительной власти. Представительный орган местного самоуправления имеет ограниченные временные рамки для изучения бюджета. Общественные слушания не производятся, хотя некоторые формальные признаки участия общественности найти можно. Такая практика не является эффективной и устойчивой.

Темпы роста расходов местного бюджета превышают темпы роста его доходов, возникает необходимость в дотации из вышестоящего бюджета. Но здесь нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами местных бюджетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у местных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части бюджета, ослабляет финансовый контроль.  

Исследуя процесс формирования и исполнения бюджета Мурманска, можно сделать вывод  о необходимости укрепления доходной части бюджета и развитие её самостоятельности. Успешное решение этой проблемы не только позволит адаптировать бюджетные отношения  к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики области.

Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов