Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:47, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение основных положений теории анализа дебиторской задолженности и организационных принципов, знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять анализ, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Эти вопросы конкретизированы в первой главе. Во второй, практической, части на примере конкретного предприятия (ЗАО «Сатурн-Екатеринбург») проведен анализ дебиторской задолженности, предложены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества. В третьей главе приведены рекомендации по наиболее эффективному управлению денежными средствами.
Введение 3
1 Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия 6
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности 6
1.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты 18 предприятия
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью 24
2 Анализ дебиторской задолженности ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» 36 2.1 Характеристика ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» 37
2.2 Анализ финансового состояния ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» 39
2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия и факторов влияющих на нее 45
2.4 Соотношения дебиторской и кредиторской задолженности 55
2.5 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» 58
3 Совершенствование управления денежными средствами предприятия 63
3.1 Пути улучшения управления дебиторской задолженностью 63
3.2 Приминение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью 85
Заключение 79
Список использованной литературы
Есть также среди должников целый ряд компаний, для которых это стиль работы. Такие организации вполне осознанно выбирают тактику платить только после многочисленных напоминаний. Они действуют по принципу: кто платит позже, тот платит меньше. В этом случае у представителей компании есть возможность воздействовать только двумя способами: "надоедать" или мотивировать. Крайним случаем, может быть ужесточение условий договора с наложением штрафных санкций. Однако, это может грозить если и не потерей клиента, то значительным ухудшением отношений с ним.
Среди клиентов могут быть и предприятия, которые делают это ненамеренно. Они просто склонны безответственно и небрежно относиться к платежным документам. В этом случае будет нелегко установить, действительно ли причина задержек платежей в беспорядке в компании или это сознательные действия. Безусловно, такого должника необходимо взять на контроль, интересоваться, как обстоят дела и продвигается вопрос оплаты, выявить ответственных лиц и постараться наладить с ними отношения.
Ну и самый неприятный случай, когда организация сталкивается с откровенным мошенничеством. Это когда клиент намеренно не платит и платить не собирается. Стратегия поведения в этом случае будет определяться главным образом суммой долга.
Работа с дебиторскими задолженностями должна быть значимой частью ключевых задач менеджера. Проводиться она должна запланировано и систематически. Как только пошел отсчет времени оплаты, у менеджера четко должны быть определены все даты контактов напоминания и решительных мер. Также четко необходимо определить группы клиентов, исходя из информации их финансовой предыстории взаиморасчетов с компанией. Для каждой группы необходимо выбрать стиль общения от мягкого напоминания, до четкого жестокого уведомления об определенных действиях со стороны компании. Также важно определить крайние сроки и максимальную сумму кредитования, мотивацию и ваши действия в случае невыполнения.
Первые же напоминания должны идти в первый же день просрочки. Это показывает ваше серьезное отношение и то, что процесс держится под контролем. При телефонном напоминании, даже если с клиентом установлены непринужденные отношения, желательно сразу настроить его на деловой лад. В самом послании (устном или письменном) рекомендуется не просто напомнить о сроке оплаты, но и целесообразно осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней. При отправке сообщений по электронной почте или почтой обычной, важно обратить внимание на качество исполнения. Речь идет о форме и стиле письма, а также качестве носителей, на которых оно передается. Важно также убедиться в получении письма соответствующими лицами.
Очень важно выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Наиболее эффективны напоминания, адресованные конкретным лицам.
Если платеж не поступил в установленный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Возможно, потребуется выход на руководителя.
Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия. Промедление в этом вопросе будет свидетельствовать о нерешительности и неуверенности. Это может привести к еще большей задержке оплаты или полному снижению вероятности ее получения. Дальше необходимо действовать согласно стратегии, выработанной в отношении данной клиентской группы.
Очень важно, чтобы сотрудники могли проконсультироваться с руководством и получить нужную поддержку в случае сложных ситуаций. Надо стремиться в компании к открытому обсуждению этих проблем и искать вместе правильные решения, которые позволят сократить дебиторские задолженности и при этом не потерять клиента.
Безусловно, важным элементом являются все предупредительные меры, включая и форму договора. Однако, в реальной практике работы компаний, часто большое значение имеют не договора, а личные договоренности. Поэтому наибольшее значение необходимо придавать договоренностям и созданию такой системы отношений, при которой предложения компании и отношения с ней будут интересны и привлекательны для клиента, а обман и некорректность финансовых отношений, станут не выгодны. Речь идет о целом комплексе мер по укреплению позиции компании на рынке и ее партнерской привлекательности.
Заключение
Подводя итоги дипломной работы, можем сделать следующие выводы:
Дебиторская задолженность – естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:
- коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
- несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;
- недостачи, растраты, хищения;
- поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;
- другие случаи.
В данной работе был проведен анализ состояния и движения дебиторской задолженности в . Данные анализа показали:
- в общей структуре оборотных
средств дебиторская
- за исследуемый период на предприятии произошло сначала увеличение, затем уменьшение дебиторской задолженности. Наибольший удельный вес пришелся на задолженность покупателей и заказчиков, но к концу исследуемого периода в общей структуре задолженности значительно увеличилась доля прочих дебиторов;
- в отношении остатков задолженности на начало и конец отчетных периодов значительных изменений за три года на предприятии не произошло. Отношение погашенных к возникшим обязательствам к концу исследуемого периода составило более 100%;
- на предприятии произошло увеличение длительности оборота денежных средств и для ведения хозяйственной деятельности предприятию понадобится большее количество денежных средств. Деловая активность на предприятии понизилась;
- дебиторская задолженность
является краткосрочной и
Среди проблемы управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» было выделено:
- нет достоверной информации
о сроках погашения обязательст
- не регламентирована работа
с просроченной дебиторской
- отсутствуют данные о росте
затрат, связанных с увеличением
размера дебиторской
- не проводится оценка кредитосп
- функции сбора денежных
средств, анализа дебиторской
Для решения проблем управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Сатурн-Екатеринбург» было предложено:
1. Для контроля и планирования дебиторской задолженности на предприятии должна быть налажена работа по получению следующей информации:
- данные о выставленных
- время просрочки платежа по каждому из счетов;
- размер безнадежной и
- кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
2. Автоматизировать процесс
управления дебиторской
3. Снизить риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: ИНФРА-М. – НОРМА, 2006.- 560с.
2. Федеральный Закон "Об аудиторской деятельности" от 8 июля 2001г. №129-ФЗ в ред. с изм. доп. от 23 июля 1998г. № 123-ФЗ, от 28 марта 2002г. № 32-ФЗ и 1.01.03г. № 129. (с посл. изменен. и дополн.).- 52с.
3. Аврова И.А. Баланс. – М.: ИндексМедиа, 2006.- 144с.
4. Антошина О.А. Анализ и учет
стоимости оборотных активов//
5. Базаров М.К., Рождествина Т.Г., Терновая Т.А., Торшина Т.А. Оценка финансового состояния предприятия методом дискриминантного анализа//Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук №3, 2007.- 23-24с.
6. Батурина М.В. Бухгалтерский
учет некоторых видов
7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга, 2005.- 656с.
8. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.
9. Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ корпорации//Современный бухучет №11, 2007.- 15-18с.
10. Вагапова А. Учет операций
по продаже (покупке) дебиторской
задолженности//Финансовая
11. Вахрушина Н. Создание системы
управления дебиторской
12. Вишневская И. Как управлять
задолженностью. – http://www.2kaudit.ru/obzor.
13. Войко А. Особенности страхования
дебиторской задолженности
14. Глазунов В.Н. Финансовый анализ в управлении доходом предприятия//Финансы №3, 2007.- 22-25с.
15. Головин А.А., Прохамчук М.А.
Оценка вероятности
16. Донцова Л.В. Никифорова Н. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2005.- 336с.
17. Ермакова М. Оценка финансовой
надежности. О досадных неточностях
и возможности их устранения//
18. Жилтухина О.Г., Михалева О.Л.
Пути совершенствования
19. Инвестиции: Учебник/Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: Проспект, 2007.- 527с.
20. Киперман Г. Анализ оборотных активов//Финансовая газета. Региональный выпуск №16, 2007.- 6-7с.
21. Киперман Г. Управление дебиторской
задолженностью//Финансовая
22. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2007.- 634с.
23. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент – 1. Учеб. пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. – М.: БИНФА, 2008.- 232с.
24. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2007.- 526с.
25. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. – М.: Проспект, 2007.- 287с.
26. Ковалев В.В. Практикум по
анализу и финансовому
27. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 543с.
28. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность: Анализ финансовой отчетности (Основы балансоведения). – М.: Проспект, 2005.- 324с.
29. Колодеева А. политика финансового равновесия//Консультант №11, 2008.- 35-36с.
30. Левшин Г.В. Анализ финансовой
устойчивости организации с
31. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: Эксмо, 2007.
32. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: учебное пособие/Н.П. Любушин. – М.: Эксмо, 2007.- 256с.
33. Любушин Н.П. Комплексный экономический
анализ хозяйственной
34. Любушкин Н.П., Лещева В.Б.,
Дъякова В.Г. Анализ финансово-
Информация о работе Совершенствование управления денежными средствами предприятия