Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать валютно-фондовый рынок.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть валютно-фондовый рынок как составная часть финансового рынка;
изучить механизм функционирования рынка ценных бумаг и операции на валютном рынке;
выявить современное состояние казахстанского валютно-фондового рынка и перспективы его развития.
Объект исследования – валютно-фондовый рынок.
Введение 4
1 Валютно-фондовый рынок как составная часть финансового рынка 6
1.1 Место и роль валютно-фондовой биржи в рыночной экономике 6
1.2 Структура и участники и валютно-фондовой биржи 7
2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг и операции на валютном рынке 14
2.1 Ценные бумаги и их виды 14
2.2 Виды операций на валютном рынке 21
2.3 Система управления валютно-фондовым рынком 25
3 Современное состояние казахстанского валютно-фондового рынка и перспективы его развития 28
3.1 Особенности формирования валютно-фондового рынка в Республике Казахстан 28
3.2 Перспективы развития валютно-фондового рынка 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Система управления валютно-фондовым рынком строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает: государственные органы и организации; законодательную инфраструктуру; этику фондового рынка; традиции и обычаи.
Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.
Система управления валютно-фондовым рынком основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования валютно-фондового рынка:
Регулирование валютно-фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.
При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании [26].
Казахстанский валютно-фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Департамент регулирования рынка ценных бумаг Национального Банка Республики Казахстан и некоммерческая саморегулируемая организация ЗАО «Казахстанская фондовая биржа».
В Казахстане сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
Важную роль в управлении валютно-фондовым рынком предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников валютно-фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением их.
К положительным сторонам саморегулирования относятся:
В соответствии с законом РК «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов.
Инфраструктура рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных блока: систему торговли ценными бумагами; систему расчетов по заключенным сделкам; информационную систему; телекоммуникационную систему [27].
Постановлением Правительства от 17 мая 1996 года № 608 была утверждена Программа развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, предусматривавшая широкий комплекс мер по созданию инфраструктуры отечественного фондового рынка, предусмотрено образование независимого информационно-рейтингового агентства "ИРБИС". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РК, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РК будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РК.
Таким образом, признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.
Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.
Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства [28].
В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.
Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.
Фондовая биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено, прежде всего, огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.
Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг [29].
Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.
Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в Казахстане.
Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.
Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.
В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера [30].
Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Казахстане рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг. В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания, эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам, и некачественная коммуникационная инфраструктура.
Несмотря на то, что специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры), у Казахстана позитивные прогнозы на перспективу: ожидается сильнейшее увеличение объемов экспорта и положительное сальдо платежного баланса, рост объемов ВВП, снижение уровня безработицы, конвертируемость национальной валюты. Составленный прогноз дальнейшего развития денежно-кредитного и валютного секторов Казахстана наглядно свидетельствует о намерении всех ведущих государственных финансовых и валютных органов проводить политику укрепления позиций нашего государства на мировом финансовом и валютном рынке и провести процесс интегрирования Казахстана в мировую экономику.
Перспективы развития валютного рынка РК связывают с дальнейшим совершенствованием биржевого или межбанковского рынка. В будущем будет развиваться и тот и другой, хотя предпочтение, на мой взгляд, скорей всего участниками рынка будет отдано межбанковскому рынку. В Казахстане имеется довольно развитый наличный валютный рынок, а срочный валютный рынок играет незначительную роль в экономике республики. Поэтому, по моему мнению перспектива развития валютного рынка Казахстана предполагает создание срочного валютного рынка [31].
В странах Запада
вот уже два десятилетия
Итак, следует отметить, что проблема стабильного развития экономики решается в странах с развитыми рыночными отношениями с помощью срочного рынка, который позволяет эффективно управлять активами и пассивами, поскольку:
Так как главная
роль валютного рынка