Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:01, реферат
Цель данной работы – показать основные направления развития финансовой науки в нашей стране и выявить основные теоретические проблемы, присутствующие в настоящее время. Объект исследования – современная финансовая система России.
Введение 3
Глава 1. Основополагающие принципы современной финансовой науки в России 5
1.1 Сущность финансов: содержание и состав. 5
1.2 Особенности финансовой системы России. 9
Глава 2. Проблемы создания Стабилизационного фонда в России 18
2.1 Место Стабилизационного фонда в бюджетном устройстве России 18
2.2 Анализ влияния создания Стабилизационного фонда на основные макроэкономические показатели России 23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования Стабилизационного фонда 29
Заключение 34
Библиография
С учетом изложенной выше позиции об отсутствии в современных условиях денежных фондов мы считаем более правильной и отвечающей современным реалиям трактовку, данную представителями московской научной школы, согласно которой финансовая система представляет собой «совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений»10.
Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Таблица 1)11.
Таблица 1. Взгляды ученых-экономистов на состав финансовой системы.
Представители (авторы), источник |
Элементы финансовой системы |
А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина (Финансы: учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004) |
- финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также финансы индивидуальных предпринимателей); - государственные и |
|
|
Продолжение Таблицы 1. | |
М.В. Романовский, О.В. Врублевская (Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2004) |
- финансы хозяйствующих - государственные и |
В.В. Ковалев (Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003) |
- централизованные финансы (государственные и муниципальные финансы: бюджетная система (все виды бюджетов, включая внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит); - децентрализованные финансы (финансы домашних хозяйств, коммерческих и некоммерческих организаций, финансовых посредников (в том числе коммерческие банки, страховые организации, финансовые компании, различные фонды)) |
А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов (Финансы: СПб.: Питер, 2002) |
- общегосударственные финансы (федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды); - территориальные финансы (территориальные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды); - финансы хозяйствующих субъектов; - финансы граждан |
Продолжение Таблицы 1 |
|
Г.Б. Поляк (Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002) |
- централизованные финансы (федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные фонды); - децентрализованные финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства) |
А.М. Ковалева (Финансы: учеб. пособие / Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001) |
- общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок); - финансы хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных) |
А.М. Бабич, Л.Н. Павлова (Финансы: учеб. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000) |
- государственные и - финансы предприятий; - страхование; - финансы домашних хозяйств. |
А.Ю. Казак (Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994) |
- общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственный кредит, специальные (внебюджетные) и целевые фонды); - местные финансы (местные бюджеты, система местных налогов и займов, внебюджетные фонды); - финансы государственных предприятий |
Таким образом, в среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А.Ю. казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией.
Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций. Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. По мнению В.К. Сенчагова, продолжавшийся предыдущие 150 лет процесс выделения финансовой сферы в самостоятельную и самодостаточную область экономической деятельности, все больше отрывающуюся от реальной экономики, действующей подчас независимо от нее и лишь косвенно воздействующий на реальные экономические процессы, подошел к наивысшей точке. Объективно неизбежен процесс нового сближения денежно-финансовой сферы и реальной сферы экономики, тесного взаимопроникновения этих сфер, при этом государство должно стать активным участником этого процесса12.
В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей. Это одна из самых «молодых» сфер финансовой системы нашей страны, которая, однако, играет определенную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и при формировании платежеспособного спроса государства. Стоит отметить, что во всем мире усиление роли и места финансов домашних хозяйств – это тенденция последнего десятилетия и стратегия развития стран в дальнейшем. В развитых государствах с рыночной экономикой именно финансы домашних хозяйств – главный ключевой ресурс, определяющий характер экономического развития в целом.
Хотелось бы также отметить, что в России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы: финансовая и кредитная. При этом их никогда не пытались объединить, хотя выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовало о попытке обоснования кредитных ресурсов. Стоит также отметить, что многие специалисты в области финансового права (О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Н.И. Химичева, Ю.А. Крохина и др.) в составе финансовой системы выделяют кредит, как государственный, так и банковский. Не стоит также забывать, что, например, прогноз социально-экономического развития РФ на 2006и основные параметры прогноза до 2008 г. при рассмотрении вопросов развития финансовой системы содержат направления развития финансовых рынков и банковской системы.
Что касается финансов страховых организаций, то данный элемент практически всеми экономистами включается в состав финансовой системы, но как звена, имеющего отношение к централизованным (государственным) финансам, что на наш взгляд, не совсем верно. Во многом такие мнения обусловлены ранее существовавшим строем и обусловленными им финансовыми отношениями, когда страховые фонды использовались в качестве дополнительного источника, аккумулируемого в государстве. В рыночной же экономике страхование используется в качестве метода страховой защиты имущества и доходов юридических и физических лиц. Кроме того, страховые организации, имея огромные временно свободные денежные средства, выступают активными участниками кредитных, инвестиционных проектов.
Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.
На наш взгляд, необходимо выработать теоретические основы и обоснование реальных экономических процессов, происходящих в финансовой сфере, и предложить современный взгляд на состав и структуру финансовой системы России, причем с учетом происходящих в настоящее время глобализационных процессов.
На наш взгляд, наиболее оптимальный состав финансовой системы предлагает Е.А. Ермакова13 (Рисунок 1). По ее мнению, не вполне корректно включать в систему государственных (публичных) финансов государственный кредит, так как при задействовании государственных займов или гарантий в качестве балансировки бюджета данные средства учитываются в составе доходов бюджета и направляются на финансирование мероприятий согласно расходной части бюджета. Таким образом, государственный кредит служит инструментом обеспечения сбалансированности бюджета или гаранта при реализации инвестиционных или национальных программ.
Как видно из Рисунка 1, в систему государственных (публичных) финансов включены государственные финансовые резервы, и этому способствует реальное положение дел. В последние годы в России формируются различные финансовые фонды, в том числе Стабилизационный фонд, само создание которого неоднозначно оценивается экономистами.
С экономической точки зрения стабилизационный фонд представляет собой часть доходов бюджета, полученных в текущем финансовом году и не использованных на расходы. Предполагается, что средства стабилизационного фонда государство размещает от своего имени и получает инвестиционный доход. Это означает, что средства, изъятые у налогоплательщика, либо доходы государство использует как портфельный инвестор. Создание такого стабилизационного фонда не соответствует мировой бюджетной практике и идет вразрез с современной теорией финансов. Так, основой современной теории государственных финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство должно, прежде всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке, например экологической стабильности, безопасности и т.п. При этом действия по изъятию части налогов в стабилизационный фонд и проведению с этими средствами активных операций на внешних финансовых рынках не могут быть соотнесены ни с одним общественным благом. Таким образом, формирование стабилизационного фонда никак не связано с выполнением традиционных бюджетных функций.
Далее, известно, что деньги сегодня дороже денег завтра, а скорость их обесценения обратно пропорциональна норме эффективности капитальных вложений или норме процента для каждой нации, которая предполагает работать дальше и не становиться «нацией-рантье». Поэтому бюджетная политика строится преимущественно на заимствованиях, а государственные бюджеты, даже в период проведения консервативной бюджетной политики, сводятся с дефицитом.
Поскольку формирование стабилизационных фондов является новым явлением в бюджетном устройстве большинства стран, где такие фонды используются, то, как правило, на них возлагаются функции, традиционно не свойственные бюджетной политике. Так, например, средства, попадающие в бюджет в форме налоговых поступлений, используются для регулирования денежно-кредитного обращения и борьбы с инфляцией путем искусственного сжатия государственного спроса, а также рассматриваются как долгосрочный резерв, призванный покрыть расходы будущих периодов в случае ухудшения экономической ситуации.
Процесс формирования Стабилизационного фонда и возможные последствия от этого для российской экономики рассмотрены во второй главе.
Глава 2. Проблемы создания Стабилизационного фонда в России
2.1 Место Стабилизационного фонда в бюджетном устройстве России.
Стабилизационный фонд в Российской Федерации формируется с 2004 года и определяется как «часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой».14
Базовая цена в 2004-2005 г.г. составляла 20 долл. за баррель, а с 2006 года стала раной 27 долл. Стоит также отметить, что помимо конъюнктурных доходов в Стабилизационный фонд направляются также остатков средств Федерального бюджета на начало соответствующего года. Это означает, что в Стабилизационный фонд поступают не только нефтяные, но и все остальные доходы, связанные с недоучетом инфляции и темпов экономического роста при планировании бюджета. Стоит отметить, что эти доходы с каждым годом растут: так, например, если ошибка в расчетах в 2004 году составила 25%, то в 2005 году – уже 50% (Таблица 2).
Таблица 2. Отклонение фактических доходов федерального бюджета от плановых.
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год | |
План, млрд. руб. |
2126 |
2418 |
2743 |
3326 |
Факт, млрд. руб. |
2199 |
2586 |
3429 |
4970 |
Отклонение, % |
+3,4 |
+6,9 |
+25 |
+49,4 |
Источник: Счетная палата РФ
В настоящее время можно утверждать, что федеральный бюджет как единая система доходов и расходов распался на два денежных фонда. Растущие отчисления в стабилизационный фонд и источники его образования представлены в Таблице 3. Общий размер Фонда на конец 2007 должен был составить более 60% Федерального бюджета.
Таблица 3. Расчет прогнозируемого объема Стабилизационного фонда РФ на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г., прогнозируемого объема поступлений в него и использование его средств в 2007 г. (млрд. руб.)
Объем стабилизационного фонда по состоянию на 01.02.2006 г. |
1459,0 |
Прогнозируемый объем поступлений в 2006 г., всего в т.ч. за счет дополнительных доходов, всего из них: НДПИ (нефть) экспортная пошлина (нефть) |
1703,5 1703,5
690,3 1013,2 |
Прогнозируемый объем использования в2006 г., всего из них плановое
и досрочное погашение |
614,6
614,6 |
Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на 01.01.2007 |
2547,9 |
Прогнозные остатки средств федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд, по состоянию на 01.02.2007 г. (п.3 ст. 96.2 БК РФ) |
- |
Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на 01.02.2007 г. |
2547,9 |
Прогнозируемый объем поступлений в 2006 г., всего в т.ч. за счет дополнительных доходов, всего из них: НДПИ (нефть) экспортная пошлина (нефть) |
1690,7 1690,7
629,1 1061,6 |
Итого объем Стабилизационного фонда по состоянию на 01.01.2008 |
4238,6 |
Информация о работе Современное состояние финансовой науки в России