Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Экономическая сущность социального страхования……………
6
2. Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………..………………………….
21
3. Международный опыт социального страхования..………………….
4. Тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь..…………………………………….
46
Заключение…………………………………………………………………...
58
Список использованных источников……………………………………..
Таким образом, по трем видам социального страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями, составляет 35,6 - 39,2%.
Часто руководители жалуются, что эти платежи очень высоки, удорожают стоимость рабочей силы и в конечном итоге отрицательно влияют на конкурентоспособность продукции. С этим трудно не согласиться. В нашей стране — один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время. Чтобы выяснить причины этого, надо проанализировать, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, что можно сделать и что реально делается для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюза [12, с. 99].
В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников.
До 1990 г. в Беларуси социального страхования в полном его понимании не существовало. За все годы советской власти не было принято полномасштабного закона о социальном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственного бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального страхования.
В течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что социальное страхование осуществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое мнение сохранилось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее зарабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.
Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны [12, с. 99-100].
Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются [15]:
- финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сбор страховых взносов;
- расширенное воспроизводство средств фонда па принципах самофинансирования;
- международное сотрудничество
в области социального
Функциями ФСЗН являются:
- методическая и
- контроль за поступлением
и расходованием средств и
деятельностью структурных
- координация работы
- обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
- совершенствование
- организация информации всей категории плательщиков;
- ведение бухгалтерской и
- определение совместно со
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
Структура доходов Фонда в 2005 году показана на рис. 1. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Рис. 1. Доходы фонда в 2005 году
Источник: [8].
Средства из ФСЗП расходуются на следующие цели:
- выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;
- выплата пособий и компенсаций
в связи с несчастными
Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Расходная часть Фонда
показана на рис. 2. Наибольшая
часть расходов - это расходы на
выплату пенсий, доля которых
в общей сумме расходов
Рис. 2. Расходы фонда в 2005 году
Источник: [19].
Пенсионное обеспечение в
В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.
Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН [4, с. 12].
Однако качественную оценку возможностей
пенсионной системы нельзя делать без
учета демографической
Так как наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле 1 имеет вид:
где m - тариф взносов на пенсионное страхование,
-средняя заработная
плата по стране, на которую
начисляются страховые взносы,
Р - количество
работающих и уплачивающих
к - коэффициент замещения,
П - количество пенсионеров.
Значит, к — , т.е. коэффициент замещения (что больше всего интересует пенсионера) равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Следовательно, на размер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф страховых взносов и соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это соотношение достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире.
В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше [8, с. 18].
Возникает проблема – как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.
Наряду с этим в пенсионной системе Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий.
Расточительность нашей
В совершенных пенсионных системах за указанные периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соответствующих страховых фондов и др.
Одним из основных принципов пенсионной системы является солидарность. Однако у нас этот принцип давно перерос в гипертрофированный перераспределителъный эффект.
К числу проблем пенсионной
системы относится также
У нас отсутствует философия зарабатывания средств на старость. Как правило, об этом начинают думать лишь в возрасте, близком к пенсионному. Кроме того, у застрахованных нет заинтересованности в уплате страховых взносов из-за отсутствия жесткой увязки размеров пенсий с величиной уплаченных взносов. Широко распространено уклонение от уплаты страховых взносов (зарплата в "конвертах").
Настоящим бедствием пенсионной системы (как, впрочем, и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых денег идут на затыкание прорех республиканского бюджета. Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для нецелевого использования средств социального страхования еще более расширились [3, с. 63].
Аналогичная ситуация наблюдается и в системе страхования от безработицы. Она усугубилась в сентябре 1999 г., когда Государственный фонд содействия занятости решением правительства был преобразован из страхового внебюджетного фонда в бюджетный.
Информация о работе Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ