Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

1. Экономическая сущность социального страхования……………


6

2. Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………..………………………….
21

3. Международный опыт социального страхования..………………….


4. Тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь..…………………………………….
46

Заключение…………………………………………………………………...
58

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Учреждение образования.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, по трем видам социального страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями, составляет 35,6 - 39,2%.

 

Часто руководители жалуются, что  эти платежи очень высоки, удорожают  стоимость рабочей силы и в  конечном итоге отрицательно влияют на конкурентоспособность продукции. С этим трудно не согласиться. В нашей стране — один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время. Чтобы выяснить причины этого, надо проанализировать, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, что можно сделать и что реально делается для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в  республике существовала система социального  обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюза [12, с. 99].

 

В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников.

 

До 1990 г.  в Беларуси социального  страхования  в полном его понимании  не существовало. За все годы совет­ской власти не было принято полномасштабного закона о социальном  страховании,  принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственного бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу.  Правда,  сохранялась система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального страхования.

 

В течение многих лет гражданам  навязывался постулат о том, что  социальное страхование осуществляется за счет государства. Намеренно создавалась  иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое мнение сохранилось  у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее зарабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

 

Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны [12, с. 99-100].

 

Фонд социальной защиты населения  образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного  фонда и фонда социального  страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются [15]:

 

- финансирование расходов на  пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

 

- сбор страховых взносов;

 

- расширенное воспроизводство  средств фонда па принципах  самофинансирования;

 

- международное сотрудничество  в области социального страхования.

 

Функциями ФСЗН являются:

 

- методическая и организационная  работа но установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

 

-  контроль за поступлением  и расходованием средств и  деятельностью структурных подразделений;

 

-  координация работы структурных  подразделений и методическая  помощь им;

 

-  обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

 

- совершенствование государственного  социального страхования;

 

- организация информации всей  категории плательщиков;

 

- ведение бухгалтерской и статистической  отчетности и ответственность за ее достоверность;

 

- определение совместно со всеми  структурами, чья деятельность  связана с социальной защитой  населения, направлений расходования  дополнительных средств, поступающих  в фонд.

 

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

 

Структура доходов Фонда в 2005 году показана на рис. 1. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

 

Рис. 1. Доходы фонда в 2005 году

 

Источник: [8].

 

Средства из ФСЗП расходуются на следующие цели:

 

-  выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;

 

-  выплата пособий и компенсаций  в связи с несчастными случаями  на производстве и профессиональными  заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка  и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

 

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются  пенсии гражданам, выезжающим за пределы  республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повы­шение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

 

    Расходная часть Фонда  показана на рис. 2. Наибольшая  часть расходов - это расходы на  выплату пенсий, доля которых  в общей сумме расходов составила  около 89%.

 

 

 

Рис. 2. Расходы фонда в 2005 году

 

Источник: [19].

 

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному  принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий  стаж и заработок в течение  трудоспособного перио­да слабо влияет на размер получаемой пенсии.

 

В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности сведений о  стаже и заработках, создания предпосылок  для контроля за уплатой страховых  взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.

 

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН [4, с. 12].

 

Однако качественную оценку возможностей пенсионной системы нельзя делать без  учета демографической ситуации.

 

Так как  наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле 1 имеет вид:

 

                                                                                                (1)

 

где m - тариф взносов на пенсионное страхование,

 

      -средняя заработная  плата по стране, на которую  начисляются  страховые взносы,  

 

       Р - количество  работающих и уплачивающих страховые  взносы;

 

       к  -  коэффициент замещения,

 

      П - количество  пенсионеров.

 

Значит, к — , т.е. коэффициент замещения (что больше всего интересует пенсионера) равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между  количеством плательщиков взносов  и числом пен­сионеров. Следовательно, на размер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф страховых взносов и соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это соотношение достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире.

 

В РБ сохраняется низкий возраст  выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше [8, с. 18].

 

Возникает проблема – как в данных условиях сохранить  достигнутое  значение коэффициента замещения? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невозможно. Выход  один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

 

Наряду с этим в пенсионной системе  Беларуси немало внутренних проблем, одной  из которых является порядок предоставления досрочных пенсий.

 

Расточительность нашей пенсионной системы связана также с тем, что законодательством предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплаты страховых взносов (с начислением пенсии за эти годы). К ним относятся: служба в армии; учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; период получения пособия по безработице; время по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми и т.д.

 

В совершенных пенсионных системах за указанные периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соответствующих страховых фондов и др.

 

Одним    из    основных принципов пенсионной системы   является   солидарность. Однако у нас этот принцип давно перерос  в гипертрофированный перераспределителъный    эффект.

 

 К числу проблем пенсионной  системы относится также наличие  льготных страховых тарифов. Такой  подход нарушает главный принцип  социального страхования - зависимость  размера пенсии от уплаты страховых  взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике подход иной - тариф на пенсионное страхование одинаков для всех застрахованных.

 

У нас отсутствует философия  зарабатывания средств на старость. Как правило, об этом начинают думать лишь в возрасте, близком к пенсионному. Кроме того, у застрахованных нет заинтересованности в уплате страховых взносов из-за отсутствия жесткой увязки размеров пенсий с величиной уплаченных взносов. Широко распространено уклонение от уплаты страховых взносов (зарплата в "конвертах").

 

Настоящим бедствием пенсионной системы (как, впрочем, и всей системы социального  страхования) является то, что значительные объемы страховых денег идут на затыкание  прорех республиканского бюджета. Начиная  с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казна­чейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для нецелевого использования средств социального страхования еще более расширились [3, с. 63].

 

Аналогичная ситуация наблюдается  и в системе страхования от безработицы. Она усугубилась в  сентябре 1999 г., когда Государственный  фонд содействия занятости решением правительства был преобразован из страхового внебюджетного фонда  в бюджетный.

Информация о работе Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ